Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Учебное пособие


Под редакцией Ю.В. Лобзина

Санкт-Петербург
2000

Учебное пособие к практическим занятиям по инфекционным болезням предназначено для курсантов 4-го, 5-го и 6-го курсов факультетов подготовки врачей и имеет своей целью обеспечить самостоятельную работу в процессе практического обучения в клинике инфекционных болезней. Оно является обучающим пособием, с помощью которого курсанты могут самостоятельно освоить методы и практические навыки, необходимые врачу медицинского пункта части для диагностики и лечения инфекционных больных.

Авторский коллектив:

Ю.В.Лобзин, Ю.И.Буланьков, В.В.Васильев, Ю.А.Винакмен, В.М.Волжанин, Ю.Н.Громыко, К.В.Жданов, С.М.Захаренко, М.Е.Земсков, Т.М.Зубик, К.С.Иванов, А.Ю.Ковеленов, О.И.Кошиль, А.А.Кучерявцев, В.П.Лихопоенко, Н.И.Львов, Л.Ф.Молчанов, В.В.Пилипенко, К.С.Плотников, А.Н.Усков, Ю.П.Финогеев, М.К.Шишкин, И.М.Юркаев.

Издается согласно редакционно-издательскому плану, утвержденному начальником ГВМУ МО РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ  
1. Тематические план занятий  
1.1. Практические занятия  
1.2. Семинарские занятия  
2. Типовой план практического занятия с курсантами факультетов подготовки врачей  
3. Основные формы самостоятельной работы курсантов ФПВ в процессе практического обучения в клинике инфекционных болезней  
4. Личная профилактика при самостоятельной работе в клинике инфекционных болезней  
5. Литература к практических занятиям  
6. Задания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям  
6.1. Организация работы инфекционного стационара и противоэпидемического режима в нем  
6.2. Методика обследования инфекционного больного  
6.3. Брюшной тиф и паратифы А и В  
6.4. Сальмонеллез и другие острые кишечные диарейные инфекции  
6.5. Дизентерия  
6.6 Ангина  
6.7. Дифтерия  
6.8. Менингококковая инфекция  
6.9. Лептоспироз  
6.10. Псевдотуберкулез  
6.11. Грипп и другие острые респираторные заболевания  
6.12. Вирусные гепатиты  
6.13. Корь  
6.14. Краснуха  
6.15. Ветряная оспа  
6.16. Эпидемический паротит  
6.17 Бруцеллез  
6.18. Медицинская помощь инфекционным больным в медицинском пункте части  
7. Задания для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям  
7.1. Чума. Туляремия  
7.2. Малярия  
7.3. Сибирская язва  
7.4. Бешенство  
7.5. Сыпной тиф  
7.6. Клещевой боррелиоз (Болезнь Лайма)  
8. Учебная история болезни  
9. Методические указания по освоению практических навыков  
10. Самостоятельная работа во время вечернего дежурства  
  Приложения  



В В Е Д Е Н И Е

Пособие к практическим занятиям составлено в соответствии с учебной программой по курсу инфекционных болезней для курсантов факультетов подготовки врачей Российской Военно-медицинской академии. Оно является методическим пособием, предназначенным для самостоятельного освоения слушателями методов, приемов и практических навыков, необходимых для диагностики инфекционных болезней и лечения инфекционных больных.

Важнейшим разделом пособия являются диагностические алгоритмы, использование которых позволит слушателям самостоятельно изучить систему логического последовательного диагностического поиска, результатом которого должно явиться установление нозологического диагноза болезни, определение патогенеза состояния больного и степени тяжести его, выбор рациональной комплексной индивидуальной терапии, в том числе неотложной. Применение диагностических алгоритмов в практической работе с инфекционным больным приобщает курсантов к процессу познания больного и его болезни – к процессу, который обычно называется "клиническим мышлением". Работа над диагностическими алгоритмами, использование их у постели больного, закрепление приобретенных знаний и навыков на практических занятиях под руководством преподавателя и в процессе выполнения всех других самостоятельных заданий, личное наблюдение больных и изучение рекомендованной литературы применительно к курируемому инфекционному больному приближают курсантов к "великому искусству врачевания", овладеть которым можно только путем самообразования.

В каждой теме практических занятий после изучения алгоритмов курсантам предлагается продумать ответы на вопросы, которые могут возникать у врача во время логического поиска. Эти ответы позволят курсантам более уверенно решать диагностические и лечебные задачи. Ответы на все вопросы курсанты могут получить при внимательном изучении учебника "Инфекционные болезни" К.С.Иванова и А.П.Казанцева (издание ВМедА, Л., 1989).

В пособии представлено подробное описание методики выполнения практических приемов, применяемых для диагностики и лечения инфекционных больных. Познакомившись с этими методиками, курсант будет более грамотно и уверенно выполнять соответствующие врачебные манипуляции при обследовании больных и оказании им медицинской помощи.

Здесь изложены основные формы самостоятельной работы курсантов в процессе практического обучения в клинике инфекционных болезней, условия выполнения этой работы в лечебном отделении, объем и содержание ее во время вечернего дежурства по клинике; также даются задания для самостоятельной подготовки и самоконтроля знаний при изучении инфекционных форм, которые входят в тематический план практических занятий.

Особенно подробно представлены материалы, относящиеся к практическому занятию, проведение которого будет осуществляться на базе "Учебного центра" академии (Красное Село). Их усвоение наряду с полученными в клинике инфекционных болезней знаниями и практическими навыками позволят курсантам успешно выполнять свои функциональные обязанности по лечебно-диагностической работе при оказании медицинской помощи инфекционным больным во время войсковой стажировки и после окончания академии, будучи на должности начальника (врача) медицинской службы части (корабля).

Авторский коллектив при составлении учебного пособия учитывал прежде всего требования, которые предъявляются врачу части (начальнику медицинского пункта) по раннему выявлению инфекционных больных, оказанию им неотложной медицинской помощи и лечению.

Составной частью пособия являются приложения, содержащие информацию, предназначенную для практической деятельности войскового (корабельного) врача: перечень инфекционных больных, подлежащих лечению в изоляторе медицинского пункта части, контингенты военнослужащих, требующих диспансерного наблюдения после перенесенных инфекционных заболеваний, диеты, назначаемые инфекционным больным и реконвалесцентам, основные рецептурные прописи, составленные с учетом табельных средств медицинского пункта части (корабля).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Практические занятия

Занятие 1. а) Организация работы инфекционного стационара и противоэпидемического режима в нем.

б) Методика обследования инфекционного больного.

Занятие 2- 3. Брюшной тиф, паратифы А и В.

Занятие 4- 5. Сальмонеллезы и другие острые диарейные инфекционные заболевания.

Занятие 6- 7. Дизентерия (шигеллез).

Занятие 8- 9. Ангина.

Занятие 10-11. Дифтерия.

Занятие 12-13. Менингококковая инфекция.

Занятие 14-15. Лептоспироз.

Занятие 16. Псевдотуберкулез.

Занятие 17-18. Грипп и другие острые респираторные заболевания.

Занятие 19-20. Вирусные гепатиты.

Занятие 21. Корь. Краснуха.

Занятие 22. Ветряная оспа.

Занятие 23. Эпидемический паротит.

Занятие 24. Бруцеллез.

Занятие 25. Медицинская помощь инфекционным больным в медицинском пункте части.

Семинарские занятия

Занятие 1. Чума. Туляремия.

Занятие 2. Малярия.

Занятие 3. Сыпной тиф.

Занятие 4. Сибирская язва.

Занятие 5. Бешенство.

(Клещевой бореллиоз).

ТИПОВОЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С КУРСАНТАМИ ФАКУЛЬТЕТОВ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ

№ п/п Учебные вопросы Время, мин
Первое занятие
1. Введение
2. Контроль исходного уровня знаний курсантов. Доклады курсантов о решениях ситуационных клинических задач
3. Контроль усвоения курсантами основных этапов ориентировочной основы действий
4. Самостоятельная работа курсантов с больными. Отработка курсантами практических навыков в лечебных отделениях
5. Тематический обход больных
6. Клинический разбор больных под руководством преподавателя и текущий контроль знаний курсантов
7. Заключение
Второе занятие
1. Самостоятельная работа курсантов с больными
2. Тематический обход больных
3. Клинический разбор и текущий контроль знаний курсантов
4. Заключение

Примечание: В следующие после дежурств курсантов дни первые 15 мин практического занятия проводится утренняя конференция с заслушиванием докладов дежуривших по клинике курсантов о поступивших и тяжелых больных.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛИНИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Курирование больных.

Применение практических навыков.

Участие (ассистирование) в проведении неотложных лечебных мероприятий (внутрисосудистое введение лекарственных средств, спинномозговая пункция и др.).

Участие в клинических обходах и разборах начальника кафедры, заместителя начальника кафедры, профессоров кафедры.

Прием больных в приемном отделении клиники (лечебно-диагностическом центре по лечению и обследованию инфекционных больных 442 ОВКГ), выполнение диагностических и лечебных назначений, участие в обходе больных дежурным врачем во время вечернего дежурства. Подготовка к докладу на утренней конференции курсантов.

Написание учебных историй болезни (на 4-м курсе).

Составление протоколов обследования больных.

Написание рецептов.

Изучение учебных пособий, официальных документов, решение ситуационных клинических задач с помощью алгоритмов и других методик, предложенных для самостоятельной работы в учебном пособии к практическим занятиям по инфекционным болезням.

Проведение бесед с больными на санитарно-просветительные темы.

ЛИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КЛИНИЧЕСКИХ БАЗАХ КАФЕДРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Объектом обследования в клинике инфекционных болезней является инфекционный больной - потенциальный источник заражения любого человека, в том числе куратора (курсанта). В условиях клиники инфекционных болезней могут действовать все пути и механизмы передачи инфекций, из них основных два: контактный и воздушно-капельный. Направляясь в лечебное отделение для выполнения учебного задания, курсант должен знать, к какой группе инфекционных болезней (по степени контагиозности) относятся больные этого отделения.

В клинике курсант снимает верхнюю одежду, надевает индивидуальные медицинский халат и колпак, получает маску-респиратор. Волосы должны быть полностью убраны и закрыты колпаком, манжеты рукавов халата завязываются имеющимися на них тесемками. На период занятий курсанты оставляют портфели, учебники и другие вещи в классе. Курсант должен иметь при себе только фонендоскоп, неврологический молоток, лист бумаги или тонкую тетрадь (блокнот).

Во время обследования больных и при уходе за ними необходимо следить за чистотой рук и спецодежды (медицинских халатов). После каждой выполненной манипуляции, соприкосновения с выделениями больных или с загрязненным бельем и посудой следует обязательно мыть руки с мылом. При наличии на коже рук порезов или ссадин, а также перед работой, связанной с риском загрязнения рук кровью или другими выделениями больных, необходимо надевать резиновые перчатки (после работы сдаются медицинской сестре и обеззараживаются в отделении кипячением).

Приступая к работе в палатах для больных капельными инфекциями, следует надеть марлевый респиратор. В отделении реанимации и интенсивной терапии респиратор применяется в любом случае, не только для своей защиты, но и с целью защиты от интеркуррентной инфекции тяжелобольного.

При входе в палату боксового отделения куратор должен надеть второй халат, колпак и марлевый респиратор. Выходя, их снимают и сдают для обеззараживания, обувь вытирают о коврик, смоченный дезинфицирующим раствором.

Курсантам запрещается:

- появляться в отделениях клиники без спецодежды;

- садиться на кровати больных;

- принимать пищу в отделениях клиники;

- курить во время пребывания в клинике.

При отработке практических навыков курсантам следует быть особенно внимательными. Во время посева испражнений на питательные среды для бактериологического исследования важно тщательно мыть руки после каждого посева. При заборе материала из носоглотки возможна кашелевая реакция больного, сопровождающаяся выбросом зараженной слизи и мокроты. В этом случае требуется немедленно поменять марлевую маску (респиратор), обработать открытые части лица тампоном, смоченным спиртом, а при попадании заразного материала в глаза промыть коньюнктивальные мешки водой и закапать 20% раствор сульфацила натрия. Халат с попавшими на него выделениями больного, в том числе рвотными массами, необходимо сменить, а зараженные участки обмундирования - обработать дезинфицирующим раствором (хлорамином). О случившемся курсант обязан тотчас сообщить преподавателю или дежурному врачу клиники.

При появлении недомогания или других признаков болезни курсант должен немедленно доложить об этом преподавателю, а в вечернее время - дежурному врачу клиники инфекционных болезней.

Литература к практическим занятиям

Иванов К.С., Казанцев А.П. Инфекционные болезни: Учебник. Л.: ВМедА, 1989.-328 с.

Инфекционные болезни: Учебное пособие (Под ред. проф. Ю.В. Лобзина).-СПб: ВМедА, 2000.-125 с.

Ситуационные клинические задачи: Учебное пособие к практическим занятиям по инфекционным болезням (Под ред. Ю.В. Лобзина). - СПб.: ВМедА, 2000.

Избранные лекции: Тропические инфекционные болезни. Л.: ВМсдА:

1-й - Выпуск - 1974.-125 с.

2-й – Выпуск - 1977.-110 с.

3-й – Выпуск - 1978.-130с.

4-й - Выпуск - 1980.-132 с.

5й-Выпуск-1992.-175с.

Указания ГВМУ МО РФ по диагностике, лечению и профилактике в Вооруженных Силах РФ:

- дизентерии и других острых кишечных диарейных инфекций, 2000;

- вирусных гепатитов А и В, 1999;

- холеры, 1990;

- менингококковой инфекции, 1987;

- дифтерии, 1987;

- ангины, 1999;

- гриппа и других ОРЗ, 1999;

- брюшного тифа, паратифов А и В, 1999;

- малярии,1988;

- лептоспироза, 1993.

Руководство по инфекционным болезням (Под ред. Ю.В. Лобзина и А.П. Казанцева).-СПб: Комета, 1996.-720с.

Приказ Зам. МО-ПТ ВС СССР № 64 1989 г. (Руководство по медицинскому обеспечению ВС СССР). М., Воениздат.-1991.

Приказ МО РФ № 315 от 22.09.1995 г. (О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ), М., 1995 г.

Для курсантов III факультета, кроме перечисленной литературы рекомендуются следующие документы:

Приказ Глав. Кома ВВС МО СССР № 99 от 12.04.1991 г. (Руководство по медицинскому обеспечению полетов авиации Вооруженных Сил СССР) М., Воениздат.-1991.

Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 299 от 12.09.1995 г. (О введении в действие положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложения 1,9). / М.. Воениздат.-1995.

РАЗДЕЛ 6

План обследования

План обследования больного, составленный лечащим врачом в со­ответствии с диагнозом заболевания, должен отличаться конкрет­ностью, выбором наиболее информативных методов в нужной последова­тельности.

1. Общеклинические исследования, которые проводятся всем ста­ционарным больным:

- общеклинические анализы крови и мочи;

- исследования испражнений на яйца глистов и простейшие;

- рентгенография органов грудной клетки (флюорограмма).

2. Обязательные исследования на ВИЧ-инфекцию и на сифилис по эпидемиологическим и клиническим показателям.

3. Исследования для подтверждения предварительного диагноза:

- бактериологические;

- вирусологические;

- серологические;

- аллергологические и др.

4. Исследования для исключения синдромосходных инфекционных заболеваний. Они включают соответствующие (см.выше) микробиологи­ческие и др.методы.

Бактериологические исследования включают посевы крови, исп­ражнений, отделяемого с небных миндалин, мокроты и др. Их необхо­димо начинать до назначения этиотропных средств лечения. Серологи­ческие исследования должны проводиться в парных сыворотках (при поступлении и через 7 - 10 дней).

5. Специальные инструментальные, биохимические, рентгенологи­ческие и другие методы исследования по соответствующим клиническим показаниям.

План лечения

При определении тактики лечения инфекционного больного необ­ходимо в каждом конкретном случае определить главное звено патоге­неза, воздействие на которое будет решающим. В плане лечения необ­ходимо отразить следующие мероприятия:

- лечебное питание;

- особенности ухода и режим больного;

- этиотропная терапия;

- патогенетическая терапия;

- симптоматическая терапия.

В период реконвалесценции назначаются средства, способствую­щие восстановлению нарушенных функций и систем (реабилитационная терапия).

Все назначения должны быть обоснованы. В плане лечения необ­ходимо обязательно учитывать неотложные мероприятия.

Подробное описание методики обследования инфекционных больных см. в разделе 8 настоящего пособия.

Учебная литература

1. Иванов К.С., Казанцев А.П. Инфекционные болезни / Учеб­ник. - ВМедА им. С.М. Кирова, Л.,1989.-С.5-51.

2. Санитарно-противоэпидемический режим в инфекционных госпи­талях (отделениях)./ Инструкция. - ГВМУ, М.,Воениздат,1987.- С.3-13.

3. Лобзин Ю.В., Зубик Т.М., Финогеев Ю.П. Методика ведения клинической истории болезни инфекционных больных / Учебное посо­бие. - СПб., 1996.

4. Иванов К.С., Казанцев А.П. Методика обследования инфекци­онных больных и основные принципы диагностики инфекционных болез­ней: Учебное пособие для слушателей 1 и 6 факультетов. - СПб., ВМе­дА, 1994.

ПЛАН-СХЕМА

Брюшной тиф, паратифы А и В

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь установить диагноз брюшного тифа, определить клиническую форму, степень тяжести, осложнения и назначить адекватное лечение.

6.3.1. Задание для самостоятельного изучения темы. Пользуясь учебником и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1) этиология;

2) ранняя клиническая диагностика;

3) клинико-лабораторные критерии диагностики брюшного тифа и паратифов А и В;

4) принципы этиотропной и патогенетической терапии брюшного тифа.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

- определение брюшного тифа и паратифов А и В;

- основные звенья патогенеза брюшного тифа;

- клинико-лабораторные показатели, на основании которых можно поставить диагноз брюшного тифа, паратифов А и В;

- клинические признаки осложнений брюшного тифа;

- значение эпидемиологического анамнеза в расшифровке тифо-паратифозного заболевания;

- содержание основных принципов комплексной терапии больного брюшным тифом;

- правила выписки из госпиталя и содержание диспансерного наблюдения;

- реабилитация больных брюшным тифом и паратифами А и В.

Алгоритм по определению тяжести состояния больного брюшным тифом (паратифом А и В)

           
  Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru   Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru   Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru
 
 

Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru

Вопросы для самоконтроля:

- период болезни, в котором следует ожидать наиболее тяжелого состояния больного;

- возможность рецидивов болезни;

- генез сыпи при брюшном тифе;

- объяснение слова "тиф" (латинское thypus), кто ввел термин.

Брюшного тифа (паратифа А и В)

 
  Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru

Вопросы для самоконтроля:

- период болезни, когда следует ожидать перфорации кишечника, кишечного кровотечения;

- экспресс-методы лабораторных исследований при кишечном кровотечении;

- факторы, способствующие перфорации кишечника;

- другие осложнения брюшного тифа;

- категория лиц, у которых при заболевании брюшным тифом чаще всего возникают инфекционные психозы;

- основная цель вакцинотерапии; сроки начала вакцинотерапии; схемы внутрикожного введения;

- показания и противопоказания к лечению больных брюшным тифом кортикостероидными гормонами; суточные и курсовые дозы препаратов.

Схема неотложной помощи больным брюшным тифом (паратифом А и В) в пункте медицинской помощи части

Неотложные состояния и их признаки Неотложная помощь
Инфекционно-токсический шок: озноб, гипотермия (в анамнезе – лихорадка), бледность, мраморность кожи, акроцианоз; тахикардия, гипотония, олиго-анурия; сопор 1. Внутривенно струйно 400 мл лактасола и реополиглюкина 2. 90 мг преднизолона внутривенно 3. Ингаляция кислорода. 4. При продолжающемся падении АД внутривенно капельно (20 кап в 1 мин) 5 мл 4% допамина в 400 мл 0,9% раствора натрия хлорида. 5. внутривенно 4% раствор натрия гидрокарбоната 300 мл.
Перфорация кишечника – признаки см. алгоритм Срочная госпитализация для оперативного лечения
Кишечное кровотечение – признаки см. алгоритм Абсолютный покой, голодание, холод на живот, срочная госпитализация; при критическом падении систолического АД ниже 60 мм рт. ст. – полиглюкин 500 мл, внутривенно капельно с одновременной транспортировкой больного в лечебное учреждение; самая опасная ошибка – введение вазопрессорных аминов с целью повышения АД

Вопросы для самоконтроля:

- другие, кроме вышеуказанных основных, неотложных сосотяний, которые могут развиваться у больного брюшным тифом;

- лекарственные препараты, применяемые для купирования психомоторного возбуждения при инфекционном психозе;

- меры предупреждения инфекционно-токсического шока при антибактериальной терапии (особенно при использовании препаратов бактерицидного действия в больших дозах);

- неотложная помощь больным брюшным тифом (паратифом А и В) на этапах медицинской эвакуации.

Схема лечения больных брюшным тифом (паратифом А и паратифом В)

Клинические формы и осложнения Лечебные мероприятия
Легкая - стол №2; - режим постельный; - левомицетин 50 мг/кг/сут в 4 приема или ципрофлоксацин 0,5 – 0,75 г 2 раза в сутки или ампициллин 1 – 1,5 г 4 - 6 раз в сутки до 10 суток нормальной температуры тела; - обильное питье; - оксигенотерапия; - энтеросорбенты (энтеродез 15 г/сут или полифепан 75 г/сут) - метилурацил по 0,5 г 3 раза в день; - аскорутин по 1 т 3 раза в день
Среднетяжелая То же и кроме того: - в/в введение глюкозо-солевых растворов до 1,2 – 1,6 л/сут, 5% раствор альбумина 100 – 250 мл/сут; - бензонал по 0,3 г 3 раза в день; - дыхательная гимнастика; - уход за коже и полостью рта
Тяжелая То же и кроме того: - оксигенобаротерапия; - сердечно-сосудистые средства (кордиамин, коргликон); - глюкокортикостероиды – при нарастании интоксикации 45 – 60 мг/сут курсом 5 – 7 дней
Кишечное кровотечение - абсолютный покой! - холод на живот; - аскорутин по 2 т 3 раза в день; - в/м этамзилат натрия 12,5 % 2 мл 3 раза в сутки; - в/в 10% раствор кальция глюконата (хлорида) по 10 мл 2 раза в сутки; - в/в 1% раствор викасола по 1 мл 2 раза в сутки - в/в 5% раствор аминокапроновой кислоты по 100 мл 2 раза в сутки; - переливание одногрупповой резус-совместимой свежезаготовленной крови 100 – 150 мл, плазмы, тромбоцитарной массы;
Перфорация кишечника - экстренная операция; - продолжение этиотропной и патогенетической терапии

Вопросы для самоконтроля:

- период болезни, когда больной брюшным тифом должен соблюдать постельный режим;

- средства уменьшения (устранения) интоксикации, дозы и методы их применения больным брюшным тифом;

- дозы поливитаминов в различные периоды болезни;

- целесообразность назначения занятий лечебной физкультурой больным брюшным тифом; в какие периоды болезни; каково их назначение; объем и содержание лечебной физкультуры;

- показания и противопоказания для назначения больным брюшным тифом гормональных препаратов;

- лечение рецидивов при брюшном тифе.

Правила выписки реконвалесцентов, медицинское освидетельствование перенесших брюшной тиф (паратиф А и В), реабилитация и диспансерное наблюдение.

Вопросы для самоконтроля:

- сроки выписки реконвалесцентов, перенесшие брюшной тиф (паратифы А и В);

- объем обследования при выписке;

- порядок освидетельствования военнослужащих военно-врачебной комиссией;

- сроки медицинской реабилитации военнослужащих, перенесших брюшной тиф (паратиф А и В);

- организация медицинской реабилитации.

Задания для самоконтроля по клинической оценке лабораторных исследований

Дайте оценку лабораторному анализу: при посеве крови на желчный бульон выделена сальмонелла группы Д, имеющая О-антиген – IX, XII, Vi, H-антиген d.

Расшифруйте результаты троекратного серологического исследования крови лихорадящего больного.

Антигены Разведения сыворотки
1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600
12-й день болезни
S. typhi "О" +++ +++ ++ + -
S. typhi "Н" ++ + - - -
S. typhi А - - - - -
S. typhi В - - - - -
20-й день болезни
S. typhi "О" ++++ +++ +++ ++ +
S. typhi "Н" +++ ++ + - -
S. typhi А - - - - -
S. typhi В - - - - -
30-й день болезни
S. typhi "О" +++ +++ ++ + -
S. typhi "Н" ++++ +++ +++ ++ +
S. typhi А - - - - -
S. typhi В - - - - -

Выделите особенности лейкограммы больного брюшным тифом:

День болезни Лейкоциты Эозинофилы Юные Палочкоядерные Сегментоядерные Лимфоциты Моноциты
11-й 3,4х109 3,5 3,5
22-й 6,0х109

Выпишите рецепты: внутрь – левомицетин, ампициллин, ципрофлоксацин, офлоксацин, витамины.

Литература для подготовки:

1. Брюшной тиф, паратифы А и В: Методические указания по диагностике, лечению и профилактике в Вооруженных Силах Российской Федерации. – СПб., 1999. – с.

2. Казанцев А.П., Зубик Т.М., Иванов К.С., Казанцев В.А. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней // Руководство для врачей. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 482 с.

3. Лобзин Ю.В., Финогеев Ю.П., Зубик Т.М. Принципы антибактериальной и противовирусной терапии инфекционных больных / Учеб. пособие. – СПб., 1998. – 50 с.

4. Ляшенко Ю.И., Иванов А.И. Смешанные инфекции. – Л.: Медицина, 1989. – 237с.

5. Руководство по инфекционным болезням / Под ред . проф. Ю.В. Лобзина и проф. А.П. Казанцева. – СПб.: Комета, 1996. – 715 с.

6. Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. – 319с.

Клиническая оценка течения

гастроинтестинальной формы сальмонеллезов

Симптомы Течение
  легкое среднетяжелое тяжелое
Температура Субфебрильная, продолжительность 1 - 2 дня 38 - 39 0С, продолжительность 2 - 4 дня Выше 39 0С, продолжительность до 5 дней и более. Возможна гипотермия
Симптомы поражения органов пищеварения Снижение аппети­та. Тошнота. Рво­та отсутствует или однократная. Стул полуоформленный или жидкий, зеленоватой окраски, 2 - 5 раз в сутки. Продолжительность поноса 1 - 3 дня. Язык влажный, умеренно обложен, незначительные боли в эпигастральной области, иногда диффузные Тошнота, повтор­ная рвота. Стул водянистый, с примесью слизи, 6 - 10 раз в сутки. Продолжительность поноса 4 - 7 дней. Язык суховат, обильно обложен. Умеренные боли в животе, чаще диффузные Профузная рвота, которая может длиться несколько дней. Понос чаще 10-ти раз в сутки с примесью слизи. Продолжительность его 7 дней и более. Язык сухой, густо обложен, интенсивные боли в животе, длящиеся 7 дней и более. Возможно увеличение печени, субиктеричность склер и кожи

Клинические проявления обезвоживания организма (по В.И. Покровскому)

Степень обезвоживания Потеря жидкости, % к исходной массе тела Симптомы
I (легкая) 1 – 3 Умеренная жажда и сухость слизистых оболочек, небольшая лабильность пульса
II (средней тяжести) 4 – 6 Резкая слабость, жажда. Бледность и сухость кожи. Нестойкий акроцианоз. Возможны охриплость голоса, судороги в икроножных мышцах, снижение тургора кожи, тахикардия, склонность к артериальной гипотонии
III (тяжелая) 7 – 10 Цианоз. Сухость кожных покровов и слизистых оболочек. Заострившиеся черты лица. Выраженное снижение тургора кожи, руки “прачки”. Афония. Судороги. Тахикардия, артериальная гипотензия. Олигурия или анурия
IV (очень тяжелая) более 10 Стремительное развитие вышеуказанных признаков обезвоживания. Гипотермия. Общий цианоз. “Темные очки” вокруг глаз. Запавший живот. Общие тонические судороги. Гиповолемический шок

Дизентерия

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь поставить диагноз острой дизентерии, определить клинический вариант течения, степень тяжести, период болезни и назначить адекватное лечение. Научиться организовывать реабилитацию и диспансерное наблюдение.

6.5.1. Задание для самостоятельного изучения темы. Пользуясь учебником и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1) этиология дизентерии;

2) патогенез заболевания;

3) клинические критерии диагностики острой дизентерии;

4) принципы этиотропной и патогенетической терапии;

5) объем и содержание неотложной помощи больным с критическими состояниями в медицинском пункте части.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

- определение болезни дизентерии;

- возбудители дизентерии;

- главные механизмы развития болезненных явлений при дизентерии, причины летальных исходов;

- клинические критерии, на основании которых можно поставить диагноз острой дизентерии до бактериологического подтверждения;

- принципы назначения этиопатогенетического лечения в зависимости от клинического варианта течения и степени тяжести заболевания;

- содержание неотложной терапии больных с критическими состояниями при острой дизентерии;

- порядок учета, диспансерного наблюдения и реабилитации переболевших дизентерией.

Больного острой дизентерией

Нуждается ли больной в неотложной терапии ?

 
  Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru

       
  Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru   Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru

да нет

       
  Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru   Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru

       
  Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru
    Организация работы инфекционного стационара, правила соблюдения противоэпидемического режима - student2.ru
 

При неотложной помощи (интенсивной терапии) необходимо сосредоточить внимание на ликвидации признаков инфекционно-токсического или дегидратационного шока. Медицинские мероприятия должны быть направлены на восстановление микроциркуляции, купирование диссеминированного внутрисосудистого свертывания, регидратацию. Введение препаратов только внутривенное. При трудности венопункции необходимо прибегнуть к веносекции.

Ангина

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь диагностировать ангину и ее осложнения (паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс), определить клиническую форму болезни и назначить адекватное лечение; уметь вести диспансерное наблюдение.

6.6.1. Задание для самостоятельного изучения темы. Пользуясь учебником, методическими указаниями и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1. этиология, патогенез и симптоматология ангины;

2. клинико-диагностические критерии распознавания ангины и других инфекционных заболеваний, протекающих с поражением небных миндалин;

3. принципы этиотропной и патогенетической терапии больных ангиной;

4. диспансерное наблюдение за военнослужащими переболевшими ангиной.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

- понятие термина "ангина" и &qu

Наши рекомендации