Субъективные показатели самоконтроля

Среди показателей самоконтроля различают следующие: самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражне­ниями, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима.

1. Самочувствие – субъективное ощущение со­стояния организма человека и главным образом нервной системы. Различают: хорошее (ощущение бодрости, силы), удовлетворительное (небольшая вялость), плохое (выраженная слабость, Снижен­ная трудоспособность, угнетенное состояние).

2. Настроение – целостная форма жизнеощу­щения человека, общее состояние его пережива­ний. Различают: приподнятое (радость, надежда, увлеченность), удовлетворительное и подавлен­ное (скука, печаль, страх, отчаяние).

3. Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Различают: хоро­ший, удовлетворительный, повышенный аппетит и отсутствие аппетита.

4. Желание заниматься физкультурой. Разли­чают: большое, безразличное, нет желания.

5. Содержание занятия и переносимость на­грузки. Различают: нагрузка выполнена и нагруз­ка не выполнена (почему).

6. Переносимость нагрузки. Различают: хоро­шую, удовлетворительную и плохую переноси­мость.

7. Потоотделение – физиологический процесс выделения жидкости посредством потовых же­лез. Различают потоотделение повышенное, сред­нее, пониженное. Повышенное потоотделение мо­жет свидетельствовать об отклонениях в деятель­ности вегетативной нервной системы.

8. Сон – жизненно необходимое периодически наступающее функциональное состояние, зани­мающее у человека примерно около 1/3 жизни. Сон служит «индикатором» состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки. Потреб­ность в сне различна. Для подростков она состав­ляет 10-11 ч. Различают: время засыпания и вре­мя просыпания; глубокий и поверхностный сон.

9. Нарушение режима. Различают нарушения: однократные и систематические.

Систематические нарушения режима обычно связаны с так называемыми вредными привыч­ками – курением, избыточным питанием, чрез­мерным потреблением крепкого чая и кофе.

Объективные показатели самоконтроля

Различают следующие параметры: частота пульса и дыхания, масса тела, рост, мышечная сила, темпе­ратура тела (они подробно рассмотрены в начале по­собия в самостоятельных разделах).

Дневник самоконтроля

Показатели Дата исследования (день занятий физ­культурой) 10.03.97 Дата исследования (день отдыха) 16.03.97
Настроение Хорошее Удовлетворитель­ное
Самочувствие Хорошее Удовлетворитель­ное
Аппетит Хороший Хороший
Желание зани­маться физ­культурой Большое Нет
Переносимость нагрузки Удовлетворительная
Потоотделение Во время занятий большое
Сон 8 ч 15 мин, крепкий 7 ч 5 мин, поверх­ностный, часто просыпался
Нарушения режима Нет Нет
Болевые ощу­щения Отсутствуют Болят мышцы ног
Пульс Утром – 65 уд/мин, перед тренировкой – 78, после трениров­ки – 116 уд/мин, ритмичный Утром – 74 уд/мин, рит­мичный
Масса тела До тренировки – 65 кг, после – 63 кг 64,5 кг

Форма отчетности:оцените свое состояние, используя данные дневника самоконтроля.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : программа курса и планы семинарских занятий : специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2007. – 19 с.

2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие : специальность 050711 – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2008. – 88 с.

3. Громова З.П. Гигиена и физическое воспитание школьника в семье / З.П. Громова. – Мн. : Высш. шк., 1973. – 143 с.

4. Ежова Н.В. Педиатрия : учеб. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн. : Высш. шк., 1999. – 524 с.

5. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека : пособ. для учащ. / Н.И. Матвеев.– М. : Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Никишов А.И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене : пособ. для учителей биологии и уч-ся / А.И. Никишов. – М. : РАУБ : Топикал, 1995. – 117 с.

7. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков : учеб. пособ. для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М. : Academia, 2000.– 373 с.

8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М. : ACADEMIA, 2002. – 453 с.

9. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М. : Педагогика, 1990. – 61 с.

10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М. : Просвещение, 1990. – 239 с.

11. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учебник для студентов пед. институтов / А.П. Чабовская. – М. : Просвещение, 1980. – 222 с.

Учебное издание

Гончарова Юлия Адольфовна

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Учебно-методическое пособие для вузов

Наши рекомендации