Субъективные показатели самоконтроля
Среди показателей самоконтроля различают следующие: самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима.
1. Самочувствие – субъективное ощущение состояния организма человека и главным образом нервной системы. Различают: хорошее (ощущение бодрости, силы), удовлетворительное (небольшая вялость), плохое (выраженная слабость, Сниженная трудоспособность, угнетенное состояние).
2. Настроение – целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Различают: приподнятое (радость, надежда, увлеченность), удовлетворительное и подавленное (скука, печаль, страх, отчаяние).
3. Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Различают: хороший, удовлетворительный, повышенный аппетит и отсутствие аппетита.
4. Желание заниматься физкультурой. Различают: большое, безразличное, нет желания.
5. Содержание занятия и переносимость нагрузки. Различают: нагрузка выполнена и нагрузка не выполнена (почему).
6. Переносимость нагрузки. Различают: хорошую, удовлетворительную и плохую переносимость.
7. Потоотделение – физиологический процесс выделения жидкости посредством потовых желез. Различают потоотделение повышенное, среднее, пониженное. Повышенное потоотделение может свидетельствовать об отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы.
8. Сон – жизненно необходимое периодически наступающее функциональное состояние, занимающее у человека примерно около 1/3 жизни. Сон служит «индикатором» состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки. Потребность в сне различна. Для подростков она составляет 10-11 ч. Различают: время засыпания и время просыпания; глубокий и поверхностный сон.
9. Нарушение режима. Различают нарушения: однократные и систематические.
Систематические нарушения режима обычно связаны с так называемыми вредными привычками – курением, избыточным питанием, чрезмерным потреблением крепкого чая и кофе.
Объективные показатели самоконтроля
Различают следующие параметры: частота пульса и дыхания, масса тела, рост, мышечная сила, температура тела (они подробно рассмотрены в начале пособия в самостоятельных разделах).
Дневник самоконтроля
Показатели | Дата исследования (день занятий физкультурой) 10.03.97 | Дата исследования (день отдыха) 16.03.97 |
Настроение | Хорошее | Удовлетворительное |
Самочувствие | Хорошее | Удовлетворительное |
Аппетит | Хороший | Хороший |
Желание заниматься физкультурой | Большое | Нет |
Переносимость нагрузки | Удовлетворительная | – |
Потоотделение | Во время занятий большое | – |
Сон | 8 ч 15 мин, крепкий | 7 ч 5 мин, поверхностный, часто просыпался |
Нарушения режима | Нет | Нет |
Болевые ощущения | Отсутствуют | Болят мышцы ног |
Пульс | Утром – 65 уд/мин, перед тренировкой – 78, после тренировки – 116 уд/мин, ритмичный | Утром – 74 уд/мин, ритмичный |
Масса тела | До тренировки – 65 кг, после – 63 кг | 64,5 кг |
Форма отчетности:оцените свое состояние, используя данные дневника самоконтроля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : программа курса и планы семинарских занятий : специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2007. – 19 с.
2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие : специальность 050711 – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2008. – 88 с.
3. Громова З.П. Гигиена и физическое воспитание школьника в семье / З.П. Громова. – Мн. : Высш. шк., 1973. – 143 с.
4. Ежова Н.В. Педиатрия : учеб. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн. : Высш. шк., 1999. – 524 с.
5. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека : пособ. для учащ. / Н.И. Матвеев.– М. : Просвещение, 1986. – 112 с.
6. Никишов А.И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене : пособ. для учителей биологии и уч-ся / А.И. Никишов. – М. : РАУБ : Топикал, 1995. – 117 с.
7. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков : учеб. пособ. для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М. : Academia, 2000.– 373 с.
8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М. : ACADEMIA, 2002. – 453 с.
9. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М. : Педагогика, 1990. – 61 с.
10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М. : Просвещение, 1990. – 239 с.
11. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учебник для студентов пед. институтов / А.П. Чабовская. – М. : Просвещение, 1980. – 222 с.
Учебное издание
Гончарова Юлия Адольфовна
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ
«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
Учебно-методическое пособие для вузов