РАБОТА 2. Выявление объема кратковременной памяти

Цель работы: определить объем кратковремен­ной памяти.

Оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы.

Ход работы: в течение 1 мин внимательно про­читайте предложенный текст, затем отложите и за­кройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.

Форма отчетности: подсчитайте число напи­санных слов (проверьте, нет ли ошибок) и оцените каждое слово в 1 балл.

Оценка полученных результатов: по сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.

Возможные слова для текста: сено, ключ, само­лет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, пе­ревал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, кален­дарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Таблица определения объема памяти

Количество баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти крайне низкий. В этом слу­чае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с вра­чом или психологом
7-12 Объем памяти чуть ниже среднего. Глав­ной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться
13-17 Объем памяти хороший
18-21 Объем кратковременной памяти отлич­ный. Вы можете заставить себя сосредото­читься, следовательно, обладаете доста­точной волей
Свыше 22 Ваша память феноменальна

РАБОТА 3. Образная память

Цель работы: изучение кратковременной па­мяти.

Оборудование: секундомер либо часы с секунд­ной стрелкой, таблица с 16 разнообразными ри­сунками (готовится заранее).

Ход работы: работа проводится в парах. В каче­стве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запом­нить максимальное количество образов из предъ­являемой таблицы. Затем в течение 1 мин он дол­жен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Форма отчетности: экспериментато­ром подсчитывается количество правильно воспро­изведенных образов.

Оценка полученных результатов: в норме – это 6 и более правильных ответов.

РАБОТА 4. Внимание

Цель работы: определить ус­тойчивость внимания.

Оборудование: часы, лист бу­маги с нанесенным на него изо­бражением определенной фор­мы.

Ход работы:работа проводится в парах. При рассмотрении предложенного рисунка изобра­женные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Испытуемый представляет, что это крыша дома или коридор. Од старается зри­тельно удержать одну из представляемых фигур в течение 60с, как только она «уплывает», сооб­щайте об этом экспериментатору. Он должен фиксировать время, когда это произошло.

 
  РАБОТА 2. Выявление объема кратковременной памяти - student2.ru

Оценка полученных результатов: сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.

Таблица оценки устойчивости внимания

Частота исчезновения изображения в течение 60 с Характеристика внимания изобра­жения в течение 60 с
1 . Не более 11 раз Ваше внимание очень устойчи­вое
2. 12-20 раз Ваше внимание средней устой­чивости
3. Более 20 раз Ваше внимание недостаточно устойчивое

РАБОТА 5. Объем внимания

Цель работы: определение объема внимания.

Оборудование: заготовленная таблица, секундомер либо часы с секундной стрелкой, карандаш.

Ход работы: работа проводится в парах или группах. Испытуемому дается инструкция с зада­нием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания – сначала 101, за­тем 102,103 и т. д. до 136. Каждое число зачерки­вайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.

Примечание: таблица с произвольно располо­женными цифрами от 101 до 136 изготавливается на листе бумаги (формат А4).

Форма отчетности: определите объем внимания по формуле:

В = 648 : t,

где В – объем внимания; t – время работы в секун­дах.

Оценка полученных данных: сравните полу­ченные данные с табличными. Сделайте вывод.

Показатель объема внимания Оценка показателя
Более 6 Высокий показатель
4–6 Средний
Менее 4 Низкий

Наши рекомендации