РАБОТА 2. Выявление объема кратковременной памяти
Цель работы: определить объем кратковременной памяти.
Оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы.
Ход работы: в течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.
Форма отчетности: подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок) и оцените каждое слово в 1 балл.
Оценка полученных результатов: по сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.
Возможные слова для текста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.
Таблица определения объема памяти
Количество баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться |
13-17 | Объем памяти хороший |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна |
РАБОТА 3. Образная память
Цель работы: изучение кратковременной памяти.
Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой, таблица с 16 разнообразными рисунками (готовится заранее).
Ход работы: работа проводится в парах. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Форма отчетности: экспериментатором подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов.
Оценка полученных результатов: в норме – это 6 и более правильных ответов.
РАБОТА 4. Внимание
Цель работы: определить устойчивость внимания.
Оборудование: часы, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы.
Ход работы:работа проводится в парах. При рассмотрении предложенного рисунка изображенные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Испытуемый представляет, что это крыша дома или коридор. Од старается зрительно удержать одну из представляемых фигур в течение 60с, как только она «уплывает», сообщайте об этом экспериментатору. Он должен фиксировать время, когда это произошло.
Оценка полученных результатов: сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.
Таблица оценки устойчивости внимания
Частота исчезновения изображения в течение 60 с | Характеристика внимания изображения в течение 60 с |
1 . Не более 11 раз | Ваше внимание очень устойчивое |
2. 12-20 раз | Ваше внимание средней устойчивости |
3. Более 20 раз | Ваше внимание недостаточно устойчивое |
РАБОТА 5. Объем внимания
Цель работы: определение объема внимания.
Оборудование: заготовленная таблица, секундомер либо часы с секундной стрелкой, карандаш.
Ход работы: работа проводится в парах или группах. Испытуемому дается инструкция с заданием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания – сначала 101, затем 102,103 и т. д. до 136. Каждое число зачеркивайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.
Примечание: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136 изготавливается на листе бумаги (формат А4).
Форма отчетности: определите объем внимания по формуле:
В = 648 : t,
где В – объем внимания; t – время работы в секундах.
Оценка полученных данных: сравните полученные данные с табличными. Сделайте вывод.
Показатель объема внимания | Оценка показателя |
Более 6 | Высокий показатель |
4–6 | Средний |
Менее 4 | Низкий |