Тема 1. опорно-двигательный аппарат
РАБОТА 1. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным (соматометрические исследования)
Цель работы: научить учащихся оценке показателей физического развития с помощью измерений.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы: желательно выполнять парами.
1. Измерение роста.
Проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, меж лопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого. Полученный результат фиксируется.
2. Измерение окружности грудной клетки.
Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
3. Определение массы тела.
Измерение проводится с помощью медицинских весов.
Форма отчетности.
1. Определите экскурсию грудной клетки. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Полученный результат зафиксируйте.
2. Заполните таблицу.
Таблица 1.
Антропометрические показатели
Испытуемый | Показатели роста | Показатели окружности грудной клетки | Показатели массы тела | ||
в паузе | при максимальном вдохе | при максимальном выдохе | |||
1. |
Оценка полученных результатов: величина экскурсии грудной клетки у молодых здоровых людей обычно колеблется от 6 до 9 см.
3. Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц. Сделайте вывод о степени вашего физического развития. Используя данные таблицы, найдите соответствующий «коридор» для каждого из ваших показателей (на пересечении возраста и величины показателя). «Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных половых и возрастных группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе ваши показатели к среднестатистическим данным.
Пример
1. Ваш возраст – 15 лет, длина тела – 160 см. «Коридор» № 4. (Для мальчиков.)
2. Ваш возраст – 14 лет, масса тела – 40 кг. «Коридор» № 3.
Процентные величины длины тела, см
Возраст, лет | Пол | «Коридор» и соответствующие ему показатели |
1 2 3 4 5 6 7 | ||
м. д. | 140,2 143,6 147,4 160,4 165,8 169,6 139,5 143,1 148,0 160,3 164,3 168,0 | |
м. д. | 144,9 148,3 152,4 166,4 172,2 176,0 144,0 147,4 152,4 164,2 168,0 170,5 | |
м. д. | 149,3 153,2 158,0 172,0 178,0 181,0 148,1 151,6 156,3 167,0 170,3 172,6 | |
м. д. | 154,0 158,0 162,2 177,4 182,0 185,0 151,7 155,0 158,3 169,0 172,0 174,1 | |
м. д. | 159,3 163,0 168,1 181,2 185,1 187,9 154,1 157,3 161,2 170,0 173,1 175,5 |
Процентные величины массы тела, кг
Возраст, лет | Пол | «Коридор» и соответствующие ему показатели |
1 2 3 4 5 6 7 | ||
м. д. | 31,0 33,4 39,8 49,0 56,2 63,6 32,0 35,3 40,0 51,8 56,8 64,2 | |
м. д. | 34,0 35,2 42,2 54,6 62,6 70,6 36,1 39,9 44,0 55,0 60,9 70,0 | |
м. д. | 37,8 40,8 46,9 60,2 65,1 76,5 39,4 43,7 47,6 58,0 63,9 73,6 | |
м. д. | 41,2 45,4 51,8 65,9 73,0 82,5 42,4 46,8 51,0 61,0 66,2 76,1 | |
м. д. | 46,4 50,5 56,8 70,6 78,0 86,2 45,2 48,4 52,4 62,0 68,0 79,0 |
Процентные величины окружности груди, см
Возраст, лет | Пол | «Коридор» и соответствующие ему показатели |
1 2 3 4 5 6 7 | ||
м. д. | 64,7 66,9 70,1 78,2 87,2 87,0 64,3 66,8 70,0 80,9 85,0 88,0 | |
м. д. | 67,0 68,6 73,1 81,8 86,2 91,0 67,0 69,6 73,0 83,5 87,6 91,0 | |
м. д. | 70,0 72,6 76,3 85,7 90,1 94,2 70,0 72,9 76,2 85,5 89,3 92,6 | |
м. д. | 73,3 76,1 80,0 89,9 93,6 97,0 73,0 75,9 78,8 87,1 90,6 93,9 | |
м. д. | 77,0 80,1 82,9 92,2 95,5 98,4 75,4 78,0 80,7 88,0 91,1 94,6 |
РАБОТА 2. Оценка показателей физического развития
С помощью расчетных формул
Цель работы: научиться с помощью формул рассчитывать свое физическое развитие.
Ход работы: рассчитайте собственный рост, окружность грудной клетки и вес, используя для этого предложенные формулы.
1. Теоретический расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет по формуле:
для девочек среднего типа телосложения
Рост = 6 • возраст + 76;
для мальчиков среднего типа телосложения
Рост = 6 • возраст + 77.
Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, то это может указывать на эндокринные нарушения.
2. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом, по формуле:
ОГ мальчиков 1-12 лет = 1,6 • возраст + 48;
ОГ мальчиков 13-17 лет = 4,1 • возраст + 20;
ОГ девочек 1-12 лет =1,7 • возраст + 47;
ОГ девочек 13-18 лет = 2,2 • возраст + 45.
3. Теоретический расчет массы тела у детей и подростков (до 12-13 лет) по формуле:
А = 10 + 2п,
где А – масса в кг, п – возраст ребенка или подростка.
Теоретический расчет массы тела подростков с 13-14 лет и взрослых рассчитывается по формуле:
А = [ Рост (см) х Окружность грудной клетки (см)] / 240
Форма отчетности: сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.
РАБОТА 3. Пропорции телосложения
Цель работы: научиться определять пропорции тела.
Оборудование: сантиметровая лента.
Вариант I
Ход работы: работа проводится в группах или парах. У испытуемого определяют рост стоя и сидя.
Форма отчетности: для оценки пропорциональности телосложения определите процентное отношение длины ног к длине туловища (А) по формуле:
А = [Рост стоя – Рост сидя] / Рост сидя х 100%,
где А – показатель пропорциональности телосложения.
Сравните полученные вами результаты со среднестатистическими.
Оценка полученных результатов: при величине этого показателя в пределах 87–92% физическое развитие оценивается как пропорциональное; если показатель пропорциональности меньше 87%, то это указывает на относительно малую длину ног; величина показателя 92% и более – на большую длину ног.
Вариант II
Ход работы: у испытуемого определяют окружность грудной клетки и рост.
Форма отчетности: для оценки гармоничности телосложения может быть использовано следующее соотношение:
окружность грудной клетки в паузе / рост х 100%
Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении это соотношение составляет 50-55% . Если это соотношение меньше 50%, то развитие слабое, а если более 55% – высокое.