Пункт первый: Хукм протирания кожаных носков и его доказательства.

Протирание кожаных носков является дозволенным, по единогласному мнению Ахлю Сунны ва аль-Джама`а. Это облегчение Всевышнего Аллаха для Его рабов, чтобы отдалить их от затруднения. На его дозволенность указали Сунна и единогласное мнение учёных.

Что касается Сунны, то пришли достоверные хадисы мутаватир указывающие на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал обтирание сам и приказывал его другим.

Сказал Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «В моём сердце нет никаких сомнений относительно дозволенности обтирания, так как по его поводу пришло сорок хадисов от пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Сказал Хасан аль-Басри: «Сообщили мне семьдесят сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что он обтирал свои кожаные носки». Из этих хадисов – хадис Джарира бин `Абдуллы, сказавшего: «Я видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после справления нужды, совершил омовение протерев свой кожаные носки» аль-Бухари №203, Муслим №272. Передаётся от Ибрахима, что аль-А`маш сказал о том, что этот хадис удивлял их. А всё потому, что Джарир принял Ислам после ниспослания суры Трапеза – то есть аятов омовения.

Учёные Ахлю Сунны и Джама`а единогласны в законности обтирания носков для путника или для находящегося на одном месте, при какой-либо нужде или без неё.

Также дозволяется протирать простые (матерчатые) носки, то есть всё сделанное из ткани, что одевают на ноги. Так как нога нуждается в них также, как и в кожаных носках и их объединяет одна причина. В данное время подобные носки более популярны, чем кожаные. Дозволяется делать на них обтирание, если они достаточно плотные и закрывают ногу по щиколотки (включительно).

Пункт второй: Условия протирания кожаных носков и всего, что их заменяет.

Условия протирания следующие:

1. Носки должны быть одеты в состоянии омовения. Так как передал Мугира, сказавший: «Я был с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в путешествии, когда он совершал омовение, я хотел снять его кожаные носки, но он сказал: «Оставь их. Я одел их, будучи в состоянии омовения», а потом он протёр их» аль-Бухари №206, Муслим №274.

2. Носки должны закрывать то место, которое обязательно омывать при омовении. Если какой-либо участок этого места не будет покрыт носком, то не дозволяется обтирать их.

3. Эти носки должны быть дозволенными. Поэтому не дозволяется обтирать носки, которые украдены, у кого-либо отняты или которые изготовлены из шёлка. [Запрет на ношение шёлковых носков касается мужчин]. Это потому, что одевание таких носков является грехом, а при грехе не узаконено облегчение (ар-рухса).

4. Носки должны быть чистыми сами по себе. Не дозволяется обтирать что-либо нечистое, наподобие носков, сделанных из кожи осла.

5. Обтирание должно быть ограничено сроком, установленным шариатом. Этот срок для проживающего на одном месте день и ночь, а для путника три дня и три ночи.

Эти пять условий для достоверности обтирания кожаных носков обладатели знания извлекли из пророческих текстов и общих правил. Тот, кто хочет совершать обтирание должен соблюдать их.

Пункт третий: Описание совершения обтирания.

Узаконенное место обтирания носков – это их верхняя часть. Является обязательным совершить такое действие, которое можно назвать обтиранием. Нужно обтереть большую часть верхушки носка. Опираясь на хадис Мугиры бин Шу`бы, в котором он описал как совершал обтирание своих носков при омовении посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Я видел как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал верхнюю часть своих носков». ат-Тирмизи №98. Удостоверил аль-Альбани.

Не является правильным, а тем более Сунной, обтирать нижнюю часть носков или боковую. Опираясь на слова `Али бин Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Если бы религия основывалась на логике, то было бы логичнее протирать нижнюю часть носков, а не верхнюю. Но я видел как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал их верхнюю часть». Абу Дауд 162, аль-Байхаки 1/292. Удостоверил Ибн Хаджар. Если человек обтёр верхнюю и нижнюю часть, то его обтирание засчитывается, не смотря на нежелательность этого действия.

Наши рекомендации