Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие осуществляется в зависимости от учреждения. На школьном и дошкольном логопункте логопед поддерживает взаимосвязь с учителями и воспитателями. Он предоставляет педагогам расписание занятий детей, т.к. именно они контролируют посещаемость детьми логопедических занятий. По мере исправления дефектов произношения логопед сообщает педагогам информацию необходимую для того, чтобы они могли контролировать речь детей вне логопедических занятий. Такая взаимосвязь в работе специалистов позволяет повысить эффективность работы по введению звуков в спонтанную речь. Наиболее тесно взаимосвязь прослеживается в условиях специальных логопедических групп. Логопед сотрудничает с воспитателем, муз. руководителем, физ. инструктором, психологом. В работе по коррекции звукопроизношения наиболее важным является сотрудничество логопеда и воспитателя. Логопед проводит ряд консультаций, на которых рассказывает о строении артикуляционного аппарата, обучает выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, рекомендует возможные варианты выполнения артикуляционной гимнастики с детьми, чтобы сделать данные занятия интересными. Воспитатель 2р. в день проводит с детьми артикуляционную гимнастику. В начале учебного года на таких занятиях дети закрепляют комплекс специальных упражнений, а постепенно добавляются специальные упражнения. Закрепление специальных упражнений проводится на подгрупповых занятиях в соответствии с рекомендацией логопеда. Логопед взаимодействует с муз. руководителем. Взаимосвязь реализуется через занятия по логоритмике. Муз. руководитель включает поставленные звуки в попевки, распевки. Речевой материал согласуется с логопедом. Элементы логоритмики включает в свои занятия физ. инструктор.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Изучение семьи.

Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом.

• жилищные условия семьи;

• возраст, образование матери и отца ребёнка;

• супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);

• состав семьи и структура родственных связей;

• полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

• поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами. Прежде все логопед должен объяснить родителям их значимость в коррекционной работе, то что полученные результаты необходимо закреплять в повседневной жизни, в прогулках, быту. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её ,то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить опорные карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. Приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для него телефоном доверия” - взрослый мог написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечал кружком невыполненных минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

Уголок логопеда периодически должен обновляться, пополняясь новыми сведениями и советами. Примеры консультаций проводимых логопедом с родителями:

Консультация для родителей.

Гнусавость, что это?

В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по - отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков М, Мь, Н, Нь (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки :о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.

“Регулирует” прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - “маленький язычок”. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук А (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - “язычок” свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается “носовой” звук. Если же мышцы “язычка” напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как “повернуть” и выходить через рот - получается “ротовой” звук. Таким образом, при правильной, не “гнусавой” речи, мышцы “язычка” почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.

Укрепление речевого аппарата с помощью специальных упражнений:

1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие “язычка”. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания “язычка” в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активные движения “язычка” и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем “язычка”). Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт “язычка” с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем - покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт “язычка” с задней стенкой глотки.

Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ей будет трудно ощутить утечку воздуха через нос.

Используются несколько приемов контроля:

• приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;

• к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.

Упражнения хорошо делать по многу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за один раз. Сразу после выполнения упражнений попросите ребенка повторить за Вами несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от него правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течение времени задания могут усложняться.

Наши рекомендации