Организация логопедического воздействия
Проанализировав результаты обследования, логопед составляет план коррекционной работы, который осуществляется на индивидуальных занятиях. Продолжительность занятий 20-25 минут, З раза в неделю, а по возможности каждый день. В каждом занятии обязательно присутствуют дыхательные, голосовые упражнения, упражнения для активизации мышц мягкого неба.
При органической закрытой ринолалии, прежде всего, должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденоэктомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции неба, от возраста ребенка. Важным фактором является способность ребенка отличать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного н.
Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости.
Документация:
- индивидуальный план коррекционной работы;
- индивидуальная тетрадь ребенка;
- тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда.
Содержание логопедической работы
Коррекционная работа при закрытой ринолалии включает:
1) Устранение патологической назализации голоса;
2) Отработка речевого дыхания;
3) Формирование фонетических умений и навыков.
1. Работу начинают с лечения носа и носоглотки с целью устранения причины непроходимости носовой полости.
Эффективность логопедической работы зависит:
- от состояния носоглотки;
- функции мягкого неба;
- возраста ребенка;
- способности различать назальный тембр голоса.
2. На начальном этапе проводится дыхательная гимнастика, цель которой дифференциация носового и ротового выдоха.
1. Постановка диафрагмального или нижнереберного физиологического дыхания по подражанию. Лежа, синхронизировано, одно рука ребенка лежит на своем животе, другая на животе логопеда. При формировании правильного дыхания, необходимо использовать игровые приемы. Дошкольнику можно положить игрушку на живот - позиции, лежа, на плечи - в позиции, сидя, стоя.
Дыхательные упражнения:
Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15—20 сантиметров, затем более далекого.
Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.
Вдох Выдох Вдох Выдох
нос нос нос нос
нос рот рот нос
нос нос нос рот
рот рот рот рот
Упражнения повторяются 6—8 раз подряд 3—4 раза в день. дыхательные упражнения
Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру. Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.
В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:
“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
“Немое кино”. Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
“Топор” Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести на длительном выдохе.
“3оопарк” Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх сделать вдох, медленно опустить руки длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — мяу и т. д.).
«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.
«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнее-диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых — нормализация артикуляции.
Работу над речевым дыханием необходимо сочетать с работой над голосом. Статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному произнесению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам, ом, ум, ан).
После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и протяжно с сильным носовым резонансом.
Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения. Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ринофонии небольшая. При ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто наблюдаются некоторые особенности психического развития.
Активная гимнастика мягкого неба проводится одновременно с работой над дыханием. Произнесение звука на твердой атаке. Упражнения на активизацию небной занавески: Глотание. Позевывание - широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание - широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. давление кончиком языка на левую (правую) щеки. Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически — ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Приведем примеры упражнений для развития подвижности мягкого неба:
Активизация мышц мягкого неба.
Для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого неба с верхним сжимателем глотки рекомендуются следующие упражнения:
1. имитация ощущения при глотании “надутого шара”;
2. выдох горячей струи;
З. произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы;
4. позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А, О, У, Ы;
5. полоскание горла с запрокинутой головой;
6. произвольное движение мягкого неба в плоскости вверх-вниз по заданию и его напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом);
7. вдох с позевыванием через рот - выдох через рот (мягкое небо напряжено);
8. напевание мелодий в высоком регистре;
9. вдох носом и ртом одновременно - выдох ртом - выдох частый, толчкообразный (при напряженном небе);
10. глотание воды, слюны мелкими порциями (осознавать и запоминать ощущения);
11 .имитация рвотного движения путем надавливания на область диафрагмы с легким покашливанием;
12.произнесение единым импульсом сочетаний “ммь ммь ммь”, стимулирующее мышцы задней и боковых стенок глотки;
Упражнения, кроме 5, 10, 11, 12, следует обязательно контролировать перед зеркалом и запоминать возникающие ощущения.
Установлено, что наибольшее напряжения мышц мягкого неба при глотании слюны всегда больше, чем при произношении звуков алфавита. Используют прием глотания для того, чтобы дети ощутимее осознали выражение “Напрячь поднять мягкое небо (маленький язычок)” и после многократной тренировки сознательно начали управлять движением мягкого неба и, а главное ощущать его движение. Дополнительно с контролем тыльной стороны кисти (на горле) ребенок учится упражняться в произнесении изолированных гласных и их сочетаний (И, Е, Я, Э, А, О, ИИ, ЕЕ, ЯЯ, ЭЭ, ЭЛ, ЭО, АЭ, ЛА, АО), постепенно увеличивая их число.
2. Постановка и автоматизация звуков [м, н].
Постановка звука М осуществляется с применением тактильно-вибрационного контроля. Ребенок протяжно произносит звук М в упражнениях с обратными слогами А-А-АМ и т.д.
Аналогично со звуком [н]
Постановка гласных и согласных звуков:
При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука —А—. Затем переходить к звукам —Э—О—У—И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке — устранение назального оттенка голоса, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, Например:
А Э О У И Ы
АА ЭЭ ОО УУ ИИ ЫЫ
ААА ЭЭЭ ООО УУУ ИИИ ЫЫЫ
АААА ЭЭЭЭ ОООО УУУУ ИИИИ ЫЫЫЫ
Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходят к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.
АЭ---ЭА УА---ЭА АОЭ---ЭАО АИУ---АЭИ
АО---ОА ОА---АИ ОУИ---ИОУ ЭОА---ОУИ
АИ---ИА ИУ---ОИ ЭИО---УИО ЭИО---ЭОА
Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.
После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук —Ф-, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например: А Ф ; Э Ф ; О Ф ; У Ф ; И Ф (черта показывает длительность звучания).
АФ----АФА;ЭФ----ЭФЭ;ОФ----ОФО;УФ----УФУ;ИФ----ИФИ.
Звук -Ф - в твердых слогах: АФ-ФА АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО АФООФО-УФО;
ЭФ-ФЭ АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ АФЫ-ОФЫ-УФЫ.
Звук -Ф--- в мягких слогах: ИФ-ФИ АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ АФ ЕОФЕ-УФЕ;
ЮФ-ФЮ АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ АФЯ-ОФЯ-УФЯ.
После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук —С— стол, стакан, салат, совок, носки, стена. Затем дается задание родителям, воспитателям обращать внимание на качество произнесения только этих слов. далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках. Успешное выступление на праздниках, четкие ответы на занятиях помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни.
Для получения наилучшего результата у ребенка необходимо развивать качественные характеристики голоса: силу, тембр, высоту. Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах.
Как уже отмечалось, движение голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важными компонентами интонации. При проведении занятий, направленных на развитие интонационных средств выразительности, педагог расширяет голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: завтра пойду в кино”, “Весна идет”, “Наступила весна”, “Зеленеет травка”, “На деревьях появились листочки”, птицы!” — сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха. Примеры игровых упражнений применяющихся при работе над голосом:
Ауканье
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау-ау”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Эхо
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: “А!” другие тихо отзываются: “А-а-а”.
Вьюга
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу “Вьюга начинается” вы тихо произносите: “У-у-у”. По сигналу “Сильная вьюга” говорите громко: “У-у-у”. По сигналу “Вьюга кончается” произносите тише и смолкаете по сигналу “Вьюга кончилась”.
Гудок паровоза
Изобразим гудок паровоза: “У-у-у-у”. Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Пожарная машина
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: “У-у-у-у-у”.
Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их, то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу. В младшем дошкольном возрасте обучение умению модулировать голосом по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: и котята”, “Собака и щенята”, и цыплята” (взрослые особи животных низким голосом, детеныши — высоким). В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: “Мама мыла полы? Мама мыла полы”. Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки — чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков:
“Са — са — са — у кого лиса? — Са — са — са — у меня лиса”;
“Мама Милу мылом мыла? — Мама Милу мылом мыла” и пр.
Для старших дошкольников такие упражнения усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: железный замок? — Заржавел железный замок”; Саша сушки? — Сушила Саша сушки”.
Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию. Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах.
Например, детям предлагают из фразы “Маше подарили красивую куклу” выделить голосом сначала слово (сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово (а не купили), далее (а не большую, например) и, наконец, слово (а не другую игрушку).
Формирование спокойного, негромкого голоса способствуют игры “Комментатор”, выработке уверенного, громкого голоса — вежливого обращения с использованием соответствующей интонации — “Покупатель”, “Продавец” и др.
Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры — инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки — диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса.
Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений.