Состояние просодической стороны речи
Воспроизведение ритма:
а) Послушать и повторить удары:
//; ///; ////;.
// // //; /// /// ///.
б) Послушать и повторить удары, где будут тихие и громкие удары (U – тихий, / - громкий) Акцентированные удары: /UU/ ; //U ; U//U ; //UU//
Оценка:
4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно.
3 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.
2 балла – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
1 балл – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны.
Воспроизведение логического ударения.
а) Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому логопедом. «Повтори за логопедом, выделяя голосом тот же слог, что и логопед».
ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА
ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА
ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МА-МА-МА
Оценка
4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно.
3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.
2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны.
Обследование модуляции голоса по высоте
а) Предварительно объяснить, что у взрослого животного голос «толстый», т.е низкий, а у маленького – «тонкий» т.е высокий. «Покажи, как лает собака, а как щенок и т.д.?»
АВ ↓- собака АВ ↑ - щенок
МУ ↓ - корова МУ ↑ - теленок;
МЯУ ↓ - кошка МЯУ ↑ - котенок;
У ↓ - пароход большой У ↑ - кораблик маленький;
О ↓ - медведь О ↑ - мишутка.
б) «Покажи, как укачивают ребенка. Покажи, как стучат часы»
Оценка
4 балла – задания выполняются с достаточными модуляциями по высоте;
3 балла – задания выполняются с недостаточными модуляциями по высоте. Возможность изменения голоса по высоте при сопряженном выполнении задания.
2 балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений.
1 баллов – задания не выполняются.
Обследование модуляции голоса по силе.
а) Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний произнесенных с разной силой голоса.
«Покажи как гудит пароход, самолет, машина и др; если они далеко, и как гудят, если они близко.»
Близко Далеко
Самолет (У) - …? …?
Параход (Ы) - …? …?
Поезд (О) - ……? …?
Машина (И) - …? …?
б) Воспроизведение постепенного нарастания (убывания) силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.
Поезд – О О О О О Поезд –О О О О О
Самолет – У У У У У Самолет –У У У У У
Жук – Ж Ж Ж Ж Ж Жук –Ж Ж Ж Ж Ж
Комар – З З З З З Комар –З З З З З
Оценка.
4 балла – задания выполняются правильно и самостоятельно.
3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.
2 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
1 баллов – задания не выполняются, повторные инструкции не эффективны.
Характеристика тембра голоса.
а) Определение назализации. «Повтори за логопедом слова, при этом зажми нос пальцами».
Машина Молоко
Мак Малина
Нина Нитки
Нос Ноги
б) Определение тембра голоса в процессе общения с ним.
Оценка.
4 балла – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.
3 балла – легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.
2 балла – умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».
1 балл – выраженные нарушения тембра голоса, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, металлическим. Афония или шепотная речь.
Воспроизведение тембра
а) Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок. «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…»
Заяц … (звонким, задорным, чистым голосом)
Волк … (грубым, низким голосом, с угрозой)
Медведь … (громким, низким, спокойным)
Лиса … (мягким, ласковым, хитрым голосом)
Оценка
4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но неоднократно выразительные и не совсем правильные.
1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса не выразительное, монотонное, тусклое).
Речевое дыхание
а) Тип дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное.
б) Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
Вдох: Выдох:
Нос нос
Нос рот
Рот рот
Рот нос
В) Исследование целенаправленности воздушной струи. «Загнать мяч в ворота».
Г) Исследование силы воздушной струи. «Проверим, как сильно ты умеешь дуть».
Дуть на карандаш. Дуть в гармошку.
Оценка.
4 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.
3 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя.
2 балла – ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, достаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Нецеленаправленная воздушная струя.
1 балл – верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________