Появление эксперимента в медицине обычно связывают с именем великого древнеримского врача Галена (131—201 н. э.).
К занятию №8
Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке.
«Опыт-это совокупность знаний, навыков, умений, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п., а также всю совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу наших знаний о материальном мире».
Появление эксперимента в медицине обычно связывают с именем великого древнеримского врача Галена (131—201 н. э.).
Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии.
В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул, вскрывая трупы животных, в том числе и обезьян, которых он называл «смешными копиями человека».
Гален первым ввел эксперимент в физиологию. Это был острый эксперимент на живых животных. Главным объектом для таких экспериментов Галену служили свиньи. В этих экспериментах Гален положил начало изучению физиологии различных систем организма, в первую очередь физиологии движения, сокращения мышц, физиологии дыхания и физиологии нервной системы. Его эксперименты сопровождались живыми демонстрациями.
Без опыта, эксперимента были бы немыслимы открытия знаменитых врачей эпохи Возрождения: А. Везалия, М. Сервета, У. Гарвея, Парацельса. «Теория врача,— учил Парацельс,— есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта».
С XVII в. начинают бурно развиваться естественнонаучные знания, создаваться академии опыта, научные общества, на заседаниях которых ученые докладывали о результатах своих исследований. Стали выходить научные журналы, публиковавшие статьи ученых-медиков.
Отличие эксперимента от наблюдения сформулировал великий французский физиолог К. Бернар. Это отличие, по его мнению, состоит в том, что наблюдение происходит в естественной обстановке, которой нельзя распоряжаться; экспериментирование же производится в условиях, вызываемых экспериментатором и изменяемых по его желанию.Наблюдательная медицина, по его мнению, есть в основном выжидательная медицина. Экспериментальная же медицина, наоборот, явится активной, которая разрешит проблему действенного влияния на больного.
К. Бернар одним из первых поднял вопрос об этических границах сугубо научных медицинских исследований на человеке.
В 1901 г. в журнале «Мир Божий» была опубликован первый литературный опыт молодого врача, выпускника медицинского факультета Дерптского университета В. Вересаева «Записки врача». Эти записки буквально взорвали всю медицинскую общественность России.
После Победы в Великой Отечественной войне, вслед за судом над главными фашистскими преступниками в Нюрнберге, там же состоялся и суд над врачами-убийцами.
Обвинителей и судей, участвовавших в процессе, повергла в шок та планомерная и хладнокровная жестокость, с которой врачи-ученые проводили медицинские эксперименты на людях.
Этот перечень преступлений врачей-убийц зачитывался несколько дней.Согласно приговору трибунала, 15 из 23 подсудимых были признаны виновными; семерых приговорили к смертной казни через повешение, пятерых — к пожизненному заключению (впрочем, спустя 10, 15 и 20 лет все они были освобождены). Сообщалось, что личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения Брандт, стремясь избежать виселицы, предложил свое тело для проведения таких же экспериментов, которые ставил он сам. В этом ему было отказано.
Библиографической редкостью стала у нас книга австрийского историка медицины, почетного профессора Первого Московского медицинского института Гуго Глязера «Драматическая медицина. Опыты врачей на себе», в которой собраны многочисленные факты поразительных по своему мужеству экспериментов, произведенных врачами различных специальностей на самих себе.
После Великой Отечественной войны, когда человечество содрогнулось, узнав о зверствах врачей-фашистов, стало ясно, что подобному должен быть положен конец.
В „Нюрнбергском кодексе“ впервые в истории человечества была выдвинута идея примата блага и интересов отдельного человека над интересами как науки, так и общества. При всей ее видимой простоте эту идею, безусловно, можно считать принципиальным достижением в моральном опыте человечества».
В 1948 г. были опубликованы результаты первого клинического испытания, открывшего новую эру в способах получения медицинских знаний. Закупив в США 50 килограммов стрептомицина, английские врачи доказали его эффектовность для лечения туберкулеза. Одной группе больных давался новый препарат, другую лечили известными в то время способами. Это было этично, поскольку в Британии стрептомицин был практически недоступен, и на всех закупленного количества не хватило бы. Да и эффективность препарата, заметим, была не совсем известна. Самое главное в том клиническом опыте — больные и обе группы отбирались согласно таблице случайных чисел. Именно этот принцип контролируемых испытаний на случайно подобранных группах стал «золотым стандартом» новой медицины, значение которого оценивается все выше с каждым годом. За 50 лет, прошедших с тех пор, в мире проведено около полумиллиона этих самых РКИ — рандомизированных контролируемых испытаний. Лучшими, самыми достоверными из них признаются те, в которых применялся принцип «двойного ослепления». Он подразумевает, что не только пациент, но и врач-экспериментатор не знает, принимает ли больной испытываемый препарат или пустышку — плацебо, по виду и вкусу ничем не отличающееся от лекарства.
Всемирная медицинская ассамблея приняла в Хельсинки в июне 1964 г. «Хельсинкскую декларацию», которая содержит рекомендации для врачей, участвующих в медико-биологических исследованиях на людях.
Хельсинкская декларация была дополнена на Всемирных медицинских ассамблеях в 1975, 1983, 1989 и 2000 гг.
Существование Хельсинкской декларации, к сожалению, не поставило надежного заслона перед экспериментами на людях.
В конце 1996 г. Советом Европы была принята *Конвенция о правах человека в биомедицине». Эта Конвенция определяет достаточно строгие этико-правовые нормы, которые должны соблюдаться при всяком медицинском вмешательстве. Специальный ее раздел посвящен и нормам проведения исследований на человеке. Принципиальным является положение Конвенции, согласно которому любое исследование на человеке может проводиться только при условии, что его проект «был утвержден созданным на междисциплинарной основе компетентным органом, осуществляющим независимую экспертизу научной обоснованности, а также оценку его приемлемости с этической точки зрения». Таким органом являются этические комитеты, активно действующие в западных странах и только начинающие свою работу в нашей стране.
В настоящее время каждый день арсенал лекарственных средств пополняется все новыми и новыми лекарственными средствами, а государственные фармакопеи превратились в многотомные издания.
Разумеется, что каждый новый препарат до передачи его для клинических испытаний проходит стадию длительного экспериментального исследования на животных. В каждой стране существуют свои, утвержденные в законодательном порядке, правила клинического испытания новых лекарственных препаратов. В ходе клинического исследования нового фармакологического средства на человеке проводится оценка специфического действия препарата, его клинической ценности, возможности возникновения нежелательных эффектов.
Существуют и этические принципы организации клинических исследований, обеспечивающие защиту прав человека и гарантирующие надежность и достоверность данных. Они приняты всеми европейскими странами — производителями фармацевтической продукции и США и сформулированы в руководстве по «Качественной клинической практике» (GoodClinicalpractice— GCP). Вкратце они изложены в статье профессора В. С. Моисеева, опубликованной в сборнике «Биомедицинская этика».
Ни одно испытание новых лекарственных средств на людях не должно проводиться без одобрения независимого этического комитета. В состав этического комитета медицинского учреждения должны входить не менее 5 работников разных специальностей и квалификации, в том числе научные работники, имеющие опыт проведения клинических испытаний, практические врачи, юристы, психологи, вспомогательный медицинский персонал. Возможно включение и представителей духовенства, социологов. Персональный состав этического комитета утверждается руководителем учреждения, при котором он создается.
Этический комитет рассматривает следующие аспекты исследования:
— квалификация ответственного исследователя и пригодность учреждения для проведения испытания;
— протокол исследования с обоснованием соотношения возможного риска и пользы;
— принцип и критерии включения больных в исследование, способ получения информированного согласия;
— наличие свидетельства о страховании всех субъектов исследования на случай нанесения ущерба.
Главной задачей независимого этического комитета являются анализ научного обоснования клинического испытанияи оценка соответствия схемы протокола клинического испытания его цели, а также требованиям GCP.
Исследования у беременных проводят только с теми средствами, которые предназначены для лечения болезней у беременных и плода и если отсутствует угроза для плода. Женщин с сохранной детородной функцией и детей не следует включать в клинические исследования, за исключением ситуаций, когда необходимая информация может быть получена только в таких исследованиях.
Если в клинических испытаниях участвует группа, получающая плацебо, испытуемый должен представлять вероятность попадания в эту группу. Человек, дающий информированное согласие, имеет право задавать исследователю любые вопросы по предполагаемому клиническому испытанию и иметь достаточно времени для решения вопроса о своем участии в нем.
Обдумав полученную информацию, пациент или доброволец дает свое согласие на участие в испытаниях в устной либо письменной форме. Письменная форма обязательна, когда этого требует протокол исследования: исследование с участием здоровых добровольцев, изучение биодоступности или биоэквивалентности лекарственных средств.
К занятию №8
Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке.
«Опыт-это совокупность знаний, навыков, умений, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п., а также всю совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу наших знаний о материальном мире».
Появление эксперимента в медицине обычно связывают с именем великого древнеримского врача Галена (131—201 н. э.).
Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии.
В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул, вскрывая трупы животных, в том числе и обезьян, которых он называл «смешными копиями человека».
Гален первым ввел эксперимент в физиологию. Это был острый эксперимент на живых животных. Главным объектом для таких экспериментов Галену служили свиньи. В этих экспериментах Гален положил начало изучению физиологии различных систем организма, в первую очередь физиологии движения, сокращения мышц, физиологии дыхания и физиологии нервной системы. Его эксперименты сопровождались живыми демонстрациями.
Без опыта, эксперимента были бы немыслимы открытия знаменитых врачей эпохи Возрождения: А. Везалия, М. Сервета, У. Гарвея, Парацельса. «Теория врача,— учил Парацельс,— есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта».
С XVII в. начинают бурно развиваться естественнонаучные знания, создаваться академии опыта, научные общества, на заседаниях которых ученые докладывали о результатах своих исследований. Стали выходить научные журналы, публиковавшие статьи ученых-медиков.
Отличие эксперимента от наблюдения сформулировал великий французский физиолог К. Бернар. Это отличие, по его мнению, состоит в том, что наблюдение происходит в естественной обстановке, которой нельзя распоряжаться; экспериментирование же производится в условиях, вызываемых экспериментатором и изменяемых по его желанию.Наблюдательная медицина, по его мнению, есть в основном выжидательная медицина. Экспериментальная же медицина, наоборот, явится активной, которая разрешит проблему действенного влияния на больного.
К. Бернар одним из первых поднял вопрос об этических границах сугубо научных медицинских исследований на человеке.
В 1901 г. в журнале «Мир Божий» была опубликован первый литературный опыт молодого врача, выпускника медицинского факультета Дерптского университета В. Вересаева «Записки врача». Эти записки буквально взорвали всю медицинскую общественность России.
После Победы в Великой Отечественной войне, вслед за судом над главными фашистскими преступниками в Нюрнберге, там же состоялся и суд над врачами-убийцами.
Обвинителей и судей, участвовавших в процессе, повергла в шок та планомерная и хладнокровная жестокость, с которой врачи-ученые проводили медицинские эксперименты на людях.
Этот перечень преступлений врачей-убийц зачитывался несколько дней.Согласно приговору трибунала, 15 из 23 подсудимых были признаны виновными; семерых приговорили к смертной казни через повешение, пятерых — к пожизненному заключению (впрочем, спустя 10, 15 и 20 лет все они были освобождены). Сообщалось, что личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения Брандт, стремясь избежать виселицы, предложил свое тело для проведения таких же экспериментов, которые ставил он сам. В этом ему было отказано.
Библиографической редкостью стала у нас книга австрийского историка медицины, почетного профессора Первого Московского медицинского института Гуго Глязера «Драматическая медицина. Опыты врачей на себе», в которой собраны многочисленные факты поразительных по своему мужеству экспериментов, произведенных врачами различных специальностей на самих себе.
После Великой Отечественной войны, когда человечество содрогнулось, узнав о зверствах врачей-фашистов, стало ясно, что подобному должен быть положен конец.
В „Нюрнбергском кодексе“ впервые в истории человечества была выдвинута идея примата блага и интересов отдельного человека над интересами как науки, так и общества. При всей ее видимой простоте эту идею, безусловно, можно считать принципиальным достижением в моральном опыте человечества».
В 1948 г. были опубликованы результаты первого клинического испытания, открывшего новую эру в способах получения медицинских знаний. Закупив в США 50 килограммов стрептомицина, английские врачи доказали его эффектовность для лечения туберкулеза. Одной группе больных давался новый препарат, другую лечили известными в то время способами. Это было этично, поскольку в Британии стрептомицин был практически недоступен, и на всех закупленного количества не хватило бы. Да и эффективность препарата, заметим, была не совсем известна. Самое главное в том клиническом опыте — больные и обе группы отбирались согласно таблице случайных чисел. Именно этот принцип контролируемых испытаний на случайно подобранных группах стал «золотым стандартом» новой медицины, значение которого оценивается все выше с каждым годом. За 50 лет, прошедших с тех пор, в мире проведено около полумиллиона этих самых РКИ — рандомизированных контролируемых испытаний. Лучшими, самыми достоверными из них признаются те, в которых применялся принцип «двойного ослепления». Он подразумевает, что не только пациент, но и врач-экспериментатор не знает, принимает ли больной испытываемый препарат или пустышку — плацебо, по виду и вкусу ничем не отличающееся от лекарства.
Всемирная медицинская ассамблея приняла в Хельсинки в июне 1964 г. «Хельсинкскую декларацию», которая содержит рекомендации для врачей, участвующих в медико-биологических исследованиях на людях.
Хельсинкская декларация была дополнена на Всемирных медицинских ассамблеях в 1975, 1983, 1989 и 2000 гг.
Существование Хельсинкской декларации, к сожалению, не поставило надежного заслона перед экспериментами на людях.
В конце 1996 г. Советом Европы была принята *Конвенция о правах человека в биомедицине». Эта Конвенция определяет достаточно строгие этико-правовые нормы, которые должны соблюдаться при всяком медицинском вмешательстве. Специальный ее раздел посвящен и нормам проведения исследований на человеке. Принципиальным является положение Конвенции, согласно которому любое исследование на человеке может проводиться только при условии, что его проект «был утвержден созданным на междисциплинарной основе компетентным органом, осуществляющим независимую экспертизу научной обоснованности, а также оценку его приемлемости с этической точки зрения». Таким органом являются этические комитеты, активно действующие в западных странах и только начинающие свою работу в нашей стране.
В настоящее время каждый день арсенал лекарственных средств пополняется все новыми и новыми лекарственными средствами, а государственные фармакопеи превратились в многотомные издания.
Разумеется, что каждый новый препарат до передачи его для клинических испытаний проходит стадию длительного экспериментального исследования на животных. В каждой стране существуют свои, утвержденные в законодательном порядке, правила клинического испытания новых лекарственных препаратов. В ходе клинического исследования нового фармакологического средства на человеке проводится оценка специфического действия препарата, его клинической ценности, возможности возникновения нежелательных эффектов.
Существуют и этические принципы организации клинических исследований, обеспечивающие защиту прав человека и гарантирующие надежность и достоверность данных. Они приняты всеми европейскими странами — производителями фармацевтической продукции и США и сформулированы в руководстве по «Качественной клинической практике» (GoodClinicalpractice— GCP). Вкратце они изложены в статье профессора В. С. Моисеева, опубликованной в сборнике «Биомедицинская этика».
Ни одно испытание новых лекарственных средств на людях не должно проводиться без одобрения независимого этического комитета. В состав этического комитета медицинского учреждения должны входить не менее 5 работников разных специальностей и квалификации, в том числе научные работники, имеющие опыт проведения клинических испытаний, практические врачи, юристы, психологи, вспомогательный медицинский персонал. Возможно включение и представителей духовенства, социологов. Персональный состав этического комитета утверждается руководителем учреждения, при котором он создается.
Этический комитет рассматривает следующие аспекты исследования:
— квалификация ответственного исследователя и пригодность учреждения для проведения испытания;
— протокол исследования с обоснованием соотношения возможного риска и пользы;
— принцип и критерии включения больных в исследование, способ получения информированного согласия;
— наличие свидетельства о страховании всех субъектов исследования на случай нанесения ущерба.
Главной задачей независимого этического комитета являются анализ научного обоснования клинического испытанияи оценка соответствия схемы протокола клинического испытания его цели, а также требованиям GCP.
Исследования у беременных проводят только с теми средствами, которые предназначены для лечения болезней у беременных и плода и если отсутствует угроза для плода. Женщин с сохранной детородной функцией и детей не следует включать в клинические исследования, за исключением ситуаций, когда необходимая информация может быть получена только в таких исследованиях.
Если в клинических испытаниях участвует группа, получающая плацебо, испытуемый должен представлять вероятность попадания в эту группу. Человек, дающий информированное согласие, имеет право задавать исследователю любые вопросы по предполагаемому клиническому испытанию и иметь достаточно времени для решения вопроса о своем участии в нем.
Обдумав полученную информацию, пациент или доброволец дает свое согласие на участие в испытаниях в устной либо письменной форме. Письменная форма обязательна, когда этого требует протокол исследования: исследование с участием здоровых добровольцев, изучение биодоступности или биоэквивалентности лекарственных средств.