Сексуальное преступление, по некоторым современным данным, является итогом развития агрессивно-садистических наклонностей личности.

Ø В старых работах, утверждалось, что сексуальные правонарушения есть следствие неодолимого желания немедленно удовлетворить свою половую страсть.

Ø В соответствии с современными воззрениями, сексуальные преступления отражают стремление доминировать, физически подавлять жертву, служат способом ощутить своё превосходство, сочетаясь с отвращением и презрением.


Анонимность насильника и обезличенность принудительного полового акта обеспечивают «безопасность» мужчины, не способному добиться интимной близости иной ценой.

В качестве жертвы выбирается максимально беззащитный объект, не случайно сексуальная агрессия так часто направлена на детей и подростков. При возможной безнаказанности и отсутствии действенного сопротивления одним из мотивов совершения сексуального преступления служит стремление насильника реализовать свои комплексы неполноценности, преодолеть свою отчуждённость и всеобщее игнорирование.


Мотивация сексуального поведения человека формируется под влиянием психологических, социальных и биологических факторов. Если эти факторы носят патогенный характер, они определяют формирование девиантного сексуального поведения.

Типология мотивации и мотивов сексуального поведения, приводящего к совершению сексуальных преступлений (Кришталь В.В., Григорян С.Р., 2002):

Ø легкомысленно-безответственный тип мотивации – характерен для незрелых, инфантильных, интеллектуально сниженных личностей. У таких лиц мотивы совершения насильственного полового акта носят демонстративный, развлекательный характер и заключаются в стремлении к самоутверждению.

Ø агрессивно-эгоистический тип мотивации – наблюдается чаще у лиц, которым свойственны спонтанные вспышки напряженности, агрессивный аффект, переоценка значимости собственной личности и агрессивности окружающей среды. Мотивом совершения насильственных действий сексуального характера является самоактуализация.

Ø пассивно-подчиняемый тип мотивации – характерен для пассивных, безынициативных лиц, мотивом служит внушение, подражание. В связи с этим, лица с этим типом мотивации в основном участвуют в групповых формах сексуальных преступлений.

Ø генитальный тип мотивации – обычно отмечается у интеллектуально сниженных личностей, для которых появление эрекции служит сигналом к поиску возможности совершить половой акт. Мотивом является получение оргазма.

Ø гомеостабилизирующий тип мотивации – характерен для лиц, у которых половое возбуждение проявляется чувством дискомфорта, тягостным ощущением. Мотивом является восстановление гомеостаза – снятие сексуального напряжения.


Поскольку мотивации сексуального поведения определяется не отдельными чертами, а всей личностью, одни и те же сексуальные преступления могут совершаться по различным мотивам, а один и тот же мотив может приводить к различным сексуальным преступлениям.

Необходимо отметить, что формирование изменений личности происходит задолго до совершения преступления, при этом, чем раньше начинаются эти преступления, тем они устойчивее.

Осуществление преступных действий сексуального характера могут носить осознаваемый или неосознаваемый характер.

Ø Неосознаваемые мотивы возникают либо в результате блокирования возможности сексуальных проявлений, либо вследствие отсроченного во времени действия, закрепившегося в детстве. Неосознаваемая мотивации часто отмечается у истероидных личностей.

Еще одним вариантом - является сексуальные преступления, совершенные в состоянии опьянения. При этом действия могут совершаются импульсивно, без предшествующих намерений. Мотивы импульсивного поведения не осознаются, оно протекает по ускоренному варианту, без процесса принятия решения и осмысления цели, результатов и последствий.

Ø Осознаваемая мотивация обеспечивает необходимое для личности эмоциональное отношение к своему поведению и к себе.

Объектом влечения садиста м. б. лицо как другого, так и своего пола (садогомосексуализм) , а также животное (зоосадизм) . Садизм часто сочетается с педофилией и геронтофилией, когда слабость и уязвимость жертвы определяется молодым или, наоборот, преклонным возрастом.

Формы садизма крайне разнообразны: от мыслительного (представлений о жестоких действиях по отношению к женщинам и даже их мысленного убийства) до оскорблений, брани, угроз до побоев, бичевания (флагелляция) , нанесения ран, убийства. случаев некрофилии, вампиризма, бертранизма.

Известны случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение. Садизм и мазохизм тесно связаны. Это может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары - садист-мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме (см. далее).

МАЗОХИЗМ.

Синонимы. альгомания (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество. Термин "мазохизм", ввел Р. фон Крафт-Эбинг.

Название происходит от имени австрийского юриста и писателя Леопольда фон Захер-Мазоха (1836-1895), описавшего эти переживания в знаменитом романе "Венера в мехах". Захер-Мазох рассказывает, что он с детства обожал читать о пытках, которым подвергались христианские мученики, приходя от этого в какое-то лихорадочное состояние, причем он воображал себя не палачом, а жертвой.

По словам французского философа Жиля Делеза, сущность мазохизма - ожидание:

"Боль осуществляет то, чего ждут, удовольствие - то, чего ожидают, мазохист ожидает удовольствия, как чего-то такого, что по сути своей всегда задерживается, и ждет боли как условия, делающего, в конце концов, возможным (физически и морально) пришествие удовольствия. Он, стало быть, отодвигает удовольствие все то время, которое необходимо для того, чтобы некая боль, сама поджидаемая, сделала его дозволенным".

Большинство специалистов считает, что чисто физическая боль не является самоцелью общения мазохиста с партнёром, а им движет скорее желание подчиняться чужой воли, почувствовать на себе беспредельную власть партнёра. Основным мотивом мазохиста является желание безраздельного господства над собой - своим телом и душой - и возникающее в ответ на это чувство собственной покорности, беспомощности.

Мазохизм - это агрессия, обращенная с внешнего мира на самого себя.

Мазохист вовсе не стремится к страданиям, как это отмечается и у других людей. Болезненные переживания, страдания и конфликты для него столь же неприятны, как и для других. Но в определённых ситуациях он стремится интенсифицировать боль, чтобы после этого испытать наслаждение от её отсутствия.

Мазохист в значительно большей мере испытывает наслаждение не от физической боли, а от самоунижения и унижения со стороны партнёра. Высказывается мнение, что мазохист аккумулирует страдание, чтобы потом насладиться его отсутствием.

Отношения мазохиста с обществом могут строиться на основе поведения, вызывающего у окружающих негативные реакции, агрессию по отношению к «плохо» себя ведущему мазохисту.

Человек как бы наказывает себя, дискредитируя свой имидж, отвергая благожелательность со стороны людей и возможность установления выгодных контактов с потенциальными партнерами, что в дальнейшем порождает у мазохиста чрезмерное чувство вины.

Человек с мазохистскими чертами нередко подсознательно, провоцирует напряженность и конфликты в партнерской паре, поскольку это усиливает эмоциональное напряжение и создает возможность наслаждаться самоунижением, самоистязанием и удовлетворять сексуальные потребности в ситуации «наказания».

Среди мазохистов есть личности с чертами полной деградации, но чаще всего это люди с нормальным поведением, не отличающиеся в обыденной жизни от других людей.

Мазохизм не всегда воплощается в реальные действия, выделяют:

Ø Мыслительный -в воображении человека разыгрываются сцены, например,

§ угрозы лишения его половых органов или

§ унизительных процедур, совершаемых принародно

§ некоторым достаточно воображать себя умершим или

§ жертвой унизительных сцен, побоев, кастрации

Обычно неудержимая фантазия заканчивается сексуальной разрядкой.

Ø Символический -девиант, для получения сексуального удовлетворения, совершает действия, имеющие для него личностный смысл страдания, другими людьми они воспринимаемые как бессмысленные.

Например, в одном из случаев женатый мужчина раз в две недели приходил к приятельнице, которая должна была разыгрывать страх, заявляя: "Зачем ты пришёл? Вот-вот придёт муж". После этого она должна была затолкать его в шкаф и оставить на довольно длительное время одного. После её возвращения и освобождения его из заточения он уходил, очень довольный результатом.

У женщин это не столько невроз, сколько гипертрофия традиционной модели фемининности как воплощения пассивности и зависимости. Женщину принято называть пассивным сексуальным партнёром, имея в виду, что инициатива близости чаще находится у мужчин, а его действиям не чужды некоторые садистические элементы.

Наши рекомендации