Универсальная теоретическая модель психосексуального развития
Исследователь Джон Банкрофт (Bancroft, 1990) предложил универсальную теорию психосексуального развития, в которой учитываются разнообразные стадии физического и психического развития и формулируются три направления, составляющие основу развития любого человека.
В детском возрасте развитие по ним происходит параллельно, но независимо друг от друга. Затем, в подростковом и юношеском возрасте, эти направления интегрируются, формируя основу зрелой сексуальности.
1. Гендерная идентичность.Внутреннее ощущение своей собственной тендерной принадлежности играет решающую роль в сексуальном развитии В детстве формируется так называемая базовая идентичность, а в юношеское возрасте ключевое значение для реорганизации специфических особенностей тендерной идентичности имеет сексуальное поведение. В этот момент у человека возникает ощущение, что он является мужчиной, женщиной или бисексуальным существом.
2. Сексуальная реакция и понимание собственной сексуальной ориентации.В пубертатный период происходят различные физические и эмоциональные изменения, растет осознание сексуального возбуждения и потребность в сексуально возбуждающих стимулах. Осознание этих потребностей и реакций помогает индивиду понять, что именно лично он считает сексуальным.
3. Способность к близким парным отношениям. В период юности и ранней взрослости люди осознают свою сексуальность в контексте двусторонних или парных отношений. Дальнейшее сексуальное развитие зависит от того, насколько удачным оказался выбранный индивидом подход к парным отношениям.
Сексуальное развитие подразумевает, в частности, формирование более адекватного представления о своей сексуальной ориентации.
Этому процессу предшествуют три этапа, в концепции которых, по всей видимости, сводятся воедино многие аспекты вышеописанных теорий психосексуального развития {Bancroft, 1990).
Ø Сначала дети проходят через этап неопределенности,они лишь начинают понимать, какого сексуального поведения от них ожидают, и это поведение постоянно подкрепляется давлением со стороны окружающих.
Ø Затем Подростки начинают определять свою сексуальную ориентацию в соответствии с критериями, которых придерживаются в их социальной среде. Этот этап развития именуется стадией самоопределения сексуальной ориентации. Подростки сравнивают свои чувства и реакции с доминирующими общественными представлениями о характерных особенностях людей определенного пола. Поведение, которое может явиться следствием приписываемой себе сексуальной ориентации, зависит от того, насколько успешно протекало развитие подростка по трем направлениям, а именно: насколько приемлет подросток собственную половую идентичность; когда и каким образом возникают у него сексуальные желания; какие способности развил в себе подросток для формирования близких отношений. Если сексуальная ориентация не соответствует представлениям, которых, как знает подросток по своему опыту, придерживаются в его социальной среде, то возникают конфликты и проблемы.
Ø Окончательное определение сексуальной ориентации происходит на стадии социального определения. Самоощущение оценивается по критериям, которых придерживается общество, определяя сексуальную ориентацию или предпочтения.
Гэри Ф. Келли. Основы современной сексологии. – СПб.: Питер, 2000. — 896 с Стр. 223 – 232 (в сокращении)
2.
Формирование половой самоидентификации начинается в раннем детском возрасте и оказывает разностороннее влияние на половое развитие. Как указывалось в предыдущей главе, существует известное расхождение во мнениях относительно факторов, участвующих в формировании половой самоидентификации. Ниже кратко рассматриваются некоторые из существующих точек зрения.
Теория обучения (соответствуеттеории социального научения по Г. Ф. Келли).
В противовес воззрениям Фрейда, полагавшего, что ключевой силой, мотивирующей поведение человека, является половое влечение, исследователи более позднего времени стали придавать большое значение обучению и накоплению опыта, которые происходят в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой.
Положительное подкрепление оказывает хорошо выраженное непосредственное воздействие на характер полового поведения. Так, например, ребенок, узнавший, что потирание наружных гениталий сопровождается приятным ощущением, по всей вероятности, будет прибегать к нему снова и снова.
Наказание также влияет на половое поведение. Отрицательные факторы обычно оказывают меньшее влияние на половое поведение, чем положительные.
Наказание иногда не столько устраняет нежелательное поведение, сколько приводит к попыткам скрыть его. Это случается особенно часто в ситуациях, когда имеет место одновременное воздействие положительных и отрицательных подкрепляющих факторов (конфликты типа приближение-избегание). В некоторых случаях угроза наказания только усиливает наслаждение: запретное волнует и возбуждает, а угроза становится элементом положительного подкрепления.
Еще в более широком контексте теорию обучения использовал Альберт Бандура (родился в 1925 г.), который предложил модель, названную социальной теорией обучения.
По мнению этого исследователя, люди моделируют свое социальное поведение, наблюдая за поведением окружающих. Характер усваиваемой информации частично зависит от авторитетности человека, избранного в качестве примера для подражания.
Так, пятилетний ребенок скорее будет имитировать поведение семилетнего брата или сестры, чем младших по возрасту членов семьи. Люди вообще склонны идентифицировать себя с теми, кого они уважают и кем восхищаются. Поэтому телевизионные и кинематографические герои часто служат объектами для подражания. Социальный опыт приобретается в общении с друзьями, учителями, родителями.
Теория обучения имеет самое непосредственное отношение к процессу психополового развития. Сексуальность у детей формируется не только под воздействием того, что говорят об этом их родители, но и под влиянием тех элементов поведения последних, которые они сами подмечают. Отношение к другим людям и характер поведения во многом определяются примером одноклассников, старших приятелей и других лиц за пределами семейного круга. Зрелище разжигающих сцен обольщения на киноэкране представляет собой одну из форм обучения в процессе наблюдения. Таким способом не имеющий сексуального опыта подросток "узнает", как ведут себя взрослые в подобных ситуациях. Обучение в реальных социальных ситуациях несомненно столь же важно для формирования полового сознания и половой роли.
Теория познания в процессе развития (когнитивная теория развития).
Согласно этой теории, половая самоидентификация формируется параллельно интеллектуальному развитию ребенка.
Очень маленькие дети имеют чрезмерно упрощенное представление о поле, которое соответствует их упрощенному взгляду на мир в целом. Трехлетний ребенок верит, что в телевизоре сидит настоящий дядя, а чтобы мужчине превратиться в женщину достаточно надеть парик или платье. Если спросить трехлетнюю девочку, кем она хочет стать, когда вырастет, можно получить в ответ: "папой".
Лишь в возрасте 5-6 лет, когда дети убеждаются в постоянстве половой принадлежности, они начинают стойко идентифицировать себя существами того или иного пола. Наблюдая за взрослыми, они делают вывод, что мужчинам и женщинам свойствен разный тип поведения.
Теория познания в процессе развития, в отличие от теории обучения, предполагает, что ребенок имитирует поведение взрослых не ради награды, а для того, чтобы ощутить себя существом того или иного пола.
***
В наше время никто уже не считает, что характер развития зависит или только от "природы" (биологических факторов), или только "среды" (воспитания). Биологические процессы разворачиваются отнюдь не в культурном вакууме, а приобретение знаний невозможно без биологического инструмента, каковым служит головной мозг. Хотя для уточнения отдельных аспектов полового развития требуются дополнительные исследования, создается впечатление, что теория взаимодействия биологических и социальных факторов наиболее адекватно объясняет этот процесс.
Из книги Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии (в сокращении) http://www.mariamm.ru/doc_504.htm#1.6
3.