Личность с выраженной дефицитарной сексуальностью характеризуется
Ø отсутствием сексуальных желаний,
Ø бедностью эротического фантазирования,
Ø слабой эмоциональностью даже в личностно значимых отношениях,
Ø плохим пониманием людей, равно как и жизни в целом;
Ø неспособностью испытывать радость от собственного тела
Ø восприятием полового контакта только как механистического взаимодействия
Ø субъективно недопустимого вторжения,
Ø «слишком серьезным» отношением к жизни,
Ø наличием большого количества предрассудков,
Ø низкой оценкой своего телесного образа и сексуальной привлекательности,
Ø восприятием сексуальных отношений как «грязных», греховных, недостойных человека и заслуживающих отвращения.
Три разных аспекта сексуальности (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника.
Для понимания сексуальности необходимо рассматривать ее с точки зрения различных дисциплин: биологии, физиологии, медицины, психологии, социологии, антропологии…следуя по пути всеобъемлющего понимания человека.
Определения термина:
Сексологияэто учение о половой функции человека во всех аспектах (философском, историческом, социологическом, психологическом, этнографическом, педагогическом и т. п.) этой мульти дисциплинарной проблемы – учение о нормальной половой жизни. |
Сексология - междисциплинарная область научных исследований пола и сексуальности, изучающая закономерности половой дифференциации, а в более узком смысле - сексуальное поведение и мотивацию. |
Сексология - научная дисциплина о биологических, психических и социальных аспектах полового поведения людей |
1. Первое направление исследований сексологии - биолого-медицинские исследования: полового диморфизма, соматических, нейрогормональных, биолого-эволюционных и иных природных детерминант и элементов репродуктивной системы, процессов возбуждения, поведения и сексуальных реакций.
2. Второе направление исследований - социальные и историко-культурные проблемы нормативных аспектов пола и сексуальности, стереотипов маскулинности и фемининности, институциональных рамок сексуального поведения, социальных представлений о "правильном" и "неправильном" поведении и того, как эти представления влияют на реальное поведение людей в разных обществах, средах и социальных группах.
3. Третье направление - психологические исследования сексуальной мотивации и поведения, от психофизиологических механизмов и до социально-психологических процессов аттракции сексуальной, влюбленности, партнерских взаимоотношений и пр.
История становления сексологии как самостоятельной дисциплины прошла сложный путь развития
- от древних трактатов — китайского «Искусство спальни», индийского «Кама Сутра», «Искусства любви» Овидия и др., — которые носят описательный и рекомендательный характер,
- до объективного изучения сексуальности человека методами медицинских, психологических и социальных наук.
Первые научные разработки в этой области относятся примерно к середине прошлого столетия. С этого времени сексуальность человека начали изучать различные специалисты — врачи, психологи, социологи, педагоги, культурологи.
Современная сексология - это и область клинической медицины, представляющая собой систему междисциплинарных научных знаний и практической деятельности, направленную на изучение · причин и условий развития нарушений и девиаций сексуального здоровья с целью их диагностики, лечения, психотерапевтической коррекции, · судебно-медицинской экспертизы и профилактики, · разработку проблем гигиены половой жизни · организации сексологической помощи. |
Междисциплинарный характер сексологииопределяет системный интегративный подход к определению нормы сексуальности, к диагностике, лечению и профилактике нарушений сексуального здоровья с учётом парного характера сексуальной функции.
Такой подход даёт возможность выявить роль социальных, психологических, социально-психологических и биологических (анатомо-физиологических) факторов в генезе нарушений сексуального здоровья и на этой основе разработать адекватные методы их диагностики, коррекции, профилактики.
В состав сексологии входят:
Ø нормальная сексология человека,
Ø общая и частная сексопатология
Нормальная сексология человека изучает:
· социальное,
· психологическое,
· социально-психологическое
· анатомо-физиологическое обеспечение сексуального здоровья.
Общая сексопатология изучает:
· основные закономерности формирования сексопатологических синдромов.
· общие причины и условия нарушений, девиаций сексуального здоровья, их проявления и течение, вопросы патогенеза и классификации,
· общие принципы лечения и профилактики сексуальных расстройств.
Предметом изучения частной сексопатологии являются отдельные нозологические формы нарушения сексуального здоровья. Частная сексопатология является неотъемлемой составной частью общей сексопатологии
Иными словами, Сексопатологияэто область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику, течение и прогноз половых расстройств (прежде всего их функциональные, эмоциональные, личностные, социально-адаптационные и другие аспекты) в целях их диагностики, лечения и профилактики.
Сексопатология тесно связана с эндокринологией, урологией, гинекологией, невропатологией, психиатрией.
Особое место в этой области занимает психиатрия и, в частности, малая психиатрия (учение о неврозах), т. к. от 60 % до 81 % пациентов, имеющих сексуальные жалобы – это лица с теми или иными пограничными нервно-психическими расстройствами.
Развитие научной сексологии.
Научные достижения, мужество, настойчивость и исследовательская страсть небольшой группы ученых обеспечили солидную теоретическую основу и разработку методов исследований, что позволило сексологии выделиться в самостоятельную дисциплину.
У всех ученых были разные мотивы, побудившие их заняться проблемами сексуальной жизни человека. Одни руководствовались, прежде всего, стремлением избавить людей от страданий, вызванных расстройствами, имевших место у самих исследователей (Хэвлок Эллис, Ганс Гизе); другие имели чисто гуманные мотивы,, желание как можно более эффективно помочь людям (Магнус Хиршфельд); третьи занялись решением этих проблем под влиянием исследовательской страсти, более или менее случайно направленной на эту область человеческой жизни (Альфред Кинзи, Уильям Мастере).
Различны были и личные обстоятельства, нередко с драматической окраской, которые, как правило, проходили; возникали же они в связи с тем, что эти ученые посмели вторгнуться в сферу жизни человека, на которую было наложено табу. Как поборники прогресса, они разрушали традиции и утверждали новое, но за это должны были дорого платить.
Противоборствующие им социальные силы, прежде всего мещанство и обскурантизм, упорно преследовали их, причем часто не выбирали средств. Не имея веских объективных аргументов, они прибегали к злобным нападкам, нередко личного характера. Особенно часто применялись сплетни, клевета, ироническое и демагогическое осмеяние. Во многих случаях пытались призвать на помощь законы, искажая гуманную деятельность пионеров сексологии и классифицируя ее как «деморализующую» общество.
За свои научные взгляды и исследовательскую деятельность были заключены в тюрьму Магнус Хиршфельд, Маргарет Сенджер (пионер движения по регуляции рождения в США), Уильям Мастере и др. Однако они не отступили, а продолжали свою научную деятельность наперекор всему и в полном одиночестве.
Рихард фон Крафт-Эбинг (1840—1902) — невропатолог, психиатр и криминалист, профессор Венского университета до сих пор считается создателем современной сексопатологии. Его труд «Сексуальные психопатии», изданный в 1886 г., явился основой для развития современной медицинской сексологии. Взгляды Крафта-Эбинга оставались доминирующими на протяжении более, чем 75 лет. Его влияние имело как положительные, так и отрицательные аспекты: с одной стороны, Крафт-Эбинг настаивал на сочувственном отношении медиков к так называемым половым извращениям и на пересмотре законов, касающихся преступлений на сексуальной почве, а с другой - в его книге секс, преступление и насилие были как бы свалены в одну кучу. Он уделял много внимания тем аспектам сексуальности, которые он считал аномальными: садомазохизму (половое удовлетворение, получаемое в результате причинения боли своему партнеру, или боли, причиняемой себе), гомосексуализму, фетишизму (половое удовлетворение, получаемое от предметов, связанных с определенным человеком, а не от него самого) и скотоложеству (половые контакты с животными).
Крафт-Эбинг очень часто прибегал к мрачным примерам (убийства на сексуальной почве, каннибализм, труположество и другие), которые он описывал на тех же страницах, что и менее устрашающие половые извращения, а поэтому у многих читателей его книги возникало отвращение почти ко всем формам сексуального поведения. Тем не менее Крафт-Эбинга часто называют основателем современной сексологии.
Его мнение, согласно которому в каждом человеке дремлют определенные перверсные наклонности, вызвало многочисленные нападки и острую критику, главным образом со стороны моралистов, хотя в этом отношении он все-таки был прав.
Магнус Хиршфельд (1868—1935) внес большой вклад в развитие сексологии. Сексологические проблемы он изучал в медицинском, социальном и историческом аспектах. В первую очередь он стремился к решению социальных проблем сексологии, которые считал наиболее важными. Основное значение он придавал решению этических и юридических проблем; кроме того, он стремился урегулировать вопросы проституции и контроля над рождаемостью. Он считал, что между сексуальной этикой и сексуальной гигиеной не должно быть никаких конфликтов. В 1918 г. Хиршфельд основал в Берлине сексологический институт и возглавил его. Это был первый в мире институт по проблемам сексологии. В 1921 г. благодаря главным образом его усилиям в Берлине был проведен конгресс по проблемам сексуальных реформ, который фактически был первым международным сексологическим конгрессам. На этом конгрессе была создана Всемирная лига сексуальных реформ.
Иван Блох (1872—1922), дерматолог, был одним из основателей современной сексологии. Автор одной из первых монографий по сексологии «Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре», ему приписывается введение термина – «сексология».В этом труде, изданном в 1909 г. в Берлине, впервые в систематизированном виде был отражен комплекс сексологических знаний. Блох занимался преимущественно вопросами садизма и мазохизма, которые рассматривал как повсеместные и массовые проявления; по этому поводу он писал: «это и есть жестокая и горькая философия Голгофы: «кто хочет любить — должен терпеть».
Зигмунд Фрейд (1856—1939), профессор психиатрии в Вене. Из всех пионеров сексологии он является наиболее известной фигурой. Он открыл подсознание и создал психоанализ (глубинная психология, называемая также фрейдизмом). Гениальные открытия Фрейда - результат не только его собственных наблюдений, но и его способности обобщать и формулировать идеи других исследователей (Sulloway, 1979).
По мнению Фрейда, сексуальность является главной силой, мотивирующей все поведение человека, и основной причиной всех форм невроза - заболевания, наиболее ярким проявлением которого служат чувство тревоги и нарушение психической адаптации при сохранении адекватного восприятия реальности. Разрабатывая идеи, высказывавшиеся другими сексологами в период между 1880 и 1905 гг. (Kern 1973; Sulloway, 1979), он доказал наличие сексуальности у младенцев и детей и сформулировал подробную теорию психосексуального развития человека.
Деятельность Фрейда революционизировала сексуальные знания. Его «концепция, в том числе о подсознании, вытеснении в табу, в силу их огромной экспансивности, сорвали завесу христианской морали и обывательского лицемерия, которая вплоть до начала XX века закрывала сферу сексуальности.
Фрейд сам разработал много сексуальных проблем, и, кроме того, под его влиянием появилось множество работ, которые, несмотря на весьма различную их ценность, способствовали развитию сексологии в психологии. Независимо от философской основы, на которую опирались эти работы, и не всегда оправданных терапевтических выводов, подчас слишком поспешных, в трудах Фрейда были представлены некоторые фундаментальные факты, направившие сексологию и вообще науку о человеке по новому пути.
Труды Фрейда до сих пор находят применение во всем мире и оказывают влияние не только «а сексологию, но и на философию, психологию, антропологию, психоанализ, педагогику, литературу и искусство.
Хэвлок Эллис (1859—1939) благодаря своим многочисленным трудам стал одним из самых авторитетных среди первых сексологов.
Он исследовал все стадии сексуального развития человека, биологические основы сексуальности и ее психические аспекты, вопросы периодичности, чувство стыда, половые отклонения и сексуальность в период беременности.
Эллис первым выдвинул концепцию индивидуальных различий в сексологии. Его формулировка звучала так: «не каждый является таким, как ты». В области сексуальной жизни в тот период этот тезис был революционизирующим, так как до этого каждый рассматривал собственно «Я» как эталон сексуального поведения, поскольку не было никакой меры для сравнения. Все иное клеймилось, отвергалось.
Эллис предвосхитил многое из того, о чем позднее писал Фрейд, анализируя детскую сексуальность. Например, он признавал широкое распространение мастурбации у обоих полов в любом возрасте, возражал против викторианских представлений о том, что "порядочные" женщины не испытывают сексуальных желаний и подчеркивал психологические, а не физические причины многих сексуальных проблем.
В его работах уделялось также внимание разнообразию сексуального поведения человека; они служили важным противовесом влиянию Крафт-Эбинга, считавшего сексуальные отклонения патологией
К концу первой мировой войны как в Европе, так и в Америке начались значительные изменения в обществе, все дальше уводившие его от установок Викторианской эпохи.
Ван де Вельде Теодор Хендрик (1873-1937), голландский гинеколог, сексолог.
В 1926 г. опубликовал книгу "Идеальный брак", в которой исследовал чувственность и эротику в семейных отношениях, подробно описал широкий диапазон приемов, используемых в половых контактах, признал допустимость орально-генитального секса, обстоятельно и откровенно рассматривал все возможные аспекты брака - от физиологических до социальных, не забывая о психологии, разуме и чувствах.
Его книга сразу стала бестселлером во всем мире. Перевод на английский язык был выпущен 46 раз, и его суммарный тираж достиг полумиллиона экземпляров.
Однако, в 1932 году книга была внесена римско-католической церковью в Индекс запрещённых книг, выдержав к тому времени в Германии 42 издания. В Швеции вплоть до 60-х годов книга считалась порнографической, и на ее распространение были наложены возрастные ограничения.
Вступление Англии и США во вторую мировую войну, глубина и драматизм событий тех лет создали фон для полного изменения характера сексуальных отношений по обе стороны Атлантики. Женщины, которым пришлось работать и даже служить в армии, внезапно ощутили себя экономически свободными и независимыми, но эта свобода одновременно породила атмосферу хаоса поспешных браков, разводов, одиночества и страха.
Как писал один историк-социолог, "Жизни и моральным устоям многих миллионов людей была нанесена тяжкая эмоциональная травма, и в характерной для военного времени неустроенности многие социальные запреты утратили свою сдерживающую силу.
В послевоенное время началось вытеснение женщин из промышленных предприятий и учреждений и возвращение на их законное место, т.е. в дом. В этот период, характеризующийся высокой частотой разводов и существенными сдвигами в обществе, внезапно приобрел широкую известность еще один сексолог, которому суждено было оставить неизгладимый след в истории науки.
Альфред Кинзи (1894—1956) был по образованию биологом (зоологом). Его заинтересованность сексуальной жизнью возникла на чисто интеллектуальной основе.
Летом 1938 г. Альфред Кинзи (1894-1956), был приглашен для чтения лекций о браке в местном колледже. Кинзи обратил внимание на то, сколь скудной информацией располагает наука о биологии сексуального поведения людей. Пораженный отсутствием данных о сексуальном поведении человека, он воспользовался своим статусом преподавателя и раздал студентам анкеты с целью собрать сведения об их сексуальной жизни.
Впоследствии Кинзи пришел к выводу, что более надежный метод для сбора такого материала - личные беседы, поскольку они допускают большую гибкость и позволяют выяснить ряд подробностей.
В 1947г. Кинзи с сотрудниками организовал сексологический «институт при Индианском университете. В конечном счете он провел интервью с тысячами мужчин и женщин по всей стране. Благодаря своей настойчивости он добился необходимых финансовых средств и начал широко задуманное изучение сексуальной жизни людей. В своих трудах Кинзи обобщил данные, полученные в ходе бесед с 12 000 мужчин и женщин из всех слоев общества: многие результаты оказались поразительными. Так, например, по его данным, 37% американских мужчин после достижения зрелости по крайней мере однажды участвовали в гомосексуальном половом акте, доведенном до оргазма; 40% мужчин изменяли своим женам, а 62% опрошенных женщин занимались мастурбацией.
Публикация "Сексуального поведения мужчины" сразу привлекла внимание широкой публики к работе Кинзи. К середине марта было продано свыше 100 тысяч экземпляров его книги, и в течение 27 нед она оставалась в списке бестселлеров.
В целом первая книга Кинзи была принята положительно (Palmore, 1952), чего нельзя сказать о второй части его труда - "Сексуальное поведение женщины". Несмотря на то, что Кинзи и его коллеги ограничивались описанием сексуального поведения человека, не давая при этом никаких нравственных или медицинских оценок, их книга вызвала суровую критику в методологическом и моральном плане. Престижный журнал "Лайф" счел ее "атакой на семью как основную ячейку общества, отрицанием моральных принципов и прославлением распущенности". Многие газеты осудили эту книгу в своих редакционных статьях и отказались печатать отзывы о ней в колонках новостей. Так, газета "Тайме" (Нью-Филадельфия, Огайо) одобрила это решение, заявив: "Мы полагаем, что эта книга вызовет отвращение у значительной части наших читателей" (20 августа, 1953). Служители церкви и педагоги называли материалы Кинзи аморальными, направленными против семьи и даже имеющими коммунистическую окраску.
Кинзи скончался в 1956 г. ожесточенным и разочарованным, однако результаты его труда были в полной мере оценены впоследствии. Одна из заслуг этого ученого состоит в том, что вместе со своими коллегами он создал Институт сексуальных исследований при университете шт. Индиана, который продолжает оставаться крупным исследовательским центром и по сей день.
Кинзи был выдающимся исследователем, статистически показавшим, что существующие моральные и сексуальные предписания постоянно нарушает значительная часть людей, а большинство — от случая к случаю. Этим он доказал, что существует противоречие между сменой стиля жизни человека и его моральными принципами. Выборочные исследования, проведенные по статистической методике в различных европейских странах, показали, что выводы Кинзи были действительны и для Европы.
После смерти Кинзи в США наступило время, для которого была характерна большая, чем прежде, сексуальная свобода. Добрачные половые связи стали обычным явлением, хотя возникали они главным образом между людьми, собиравшимися вступить в брак.
Один обозреватель, пришедший в ужас от того, что ему приходится видеть и слышать, мрачно заметил, что "сексуализация" музыки делает ее "обнаженной, обольстительной... страстной и извращенной, а мычание исполнителей сопровождается вращением и изгибанием их тел в ритмах, сексуальный оттенок которых не вызывает никаких сомнений" (Sorokin, 1956).
Альберт Элис ( A. Ellis, 1959) кратко подытожил преобладающие, в те годы, нравы, следующим образом:
«Главное правило, лежащее в основе нашего сексуального поведения, можно выразить с абсолютной и ужасающей ясностью в двух фразах:
1) если вы хотите заняться сексом, потому что вам это ПРИЯТНО, вы не должны этого делать;
2) если это ваш ДОЛГ, то выполнять его следует обязательно».
Ганс Гизе (1920—1970) был одним из наиболее выдающихся пионеров медицинской сексологии. Он много сделал для улучшения и исправления сексуальной жизни людей и для преодоления сексуальных расстройств. В 1958 г. он издал книгу о гомосексуализме у мужчин, в которой впервые написал, что «гомосексуализм не является сексуальным извращением, а лишь аномалией по отношению нормативным требованиям человеческого существования». Он организовал сексологический институт в Гамбурге, а в» 1956 г. разослал 2000 анкет для изучения сексуальной жизни студентов. Это вызвало резкую критику, так как общество не было подготовлено к такого типа исследованиям, однако результаты их дали многое для понимания перемен, происходящих в среде молодежи.
Главной задачей сексологии 1940–1960-х было преодоление дилетантизма, накопление достоверных, тщательно проверенных научных фактов. Это было возможно только в рамках строгой научной специализации, когда каждая наука пользуется своими собственными методами, не особенно заботясь о том, что делают соседи, которые могли еще и не выйти на близкие проблемы и рубежи.
Специализированный, моно -дисциплинарный подход дал блестящие результаты.
ü Генетика выработала строгие и вместе с тем сравнительно простые методы определения хромосомного пола; открытие ряда генетических аномалий позволило начать систематическое изучение самых глубоких скрытых детерминант половой дифференциации и их влияния на половые различия вообще и на сексуальное поведение людей и животных в частности.
ü Эндокринологи научились измерять уровень половых гормонов и их влияние на половую дифференциацию организма, особенно в зародышевой фазе развития; широко изучается влияние гормонов на психику и поведение, в том числе сексуальное поведение, животных и человека.
ü Нейрофизиологи обнаружили, что половая дифференциация затрагивает не только репродуктивную систему организма, но и мозг.
ü Эмбриология выявила закономерности половой дифференциации в утробном периоде развития, а эволюционная биология – филогенетические закономерности и специфику репродуктивного поведения у разных видов животных.
В начале 1960-х гг. в США началась сексуальная революция, оказавшаяся самым заметным событием из всего того, что стране когда-либо довелось пережить. Среди причин сексуальной революции, обычно называют следующие:
1) появление противозачаточных таблеток;
2) протест молодежи против существующего ханжества;
3) возрождение феминизма в современной форме;
4) большая открытость в обществе и большая сексуальная раскованность.
Дать окончательную историческую оценку относительно значения каждого из этих факторов в приближении сексуальной революции невозможно, однако несомненно, что все они сыграли в этом важную роль.
Реакция общества на сексуальную революцию была неоднозначной. Одни горячо приветствовали это движение, другие считали его чем-то временным, обреченным в конечном счете на угасание. Можно утверждать, что значительная часть населения следила за этим переворотом с неодобрением и тревогой. Большинство людей было озабочено происходящим на их глазах разрушением моральных устоев американского общества. Тем не менее о сексуальности стали больше говорить, демонстрировать ее и изучать; Наконец, именно в эти годы было опубликовано исследование сексуальной функции человека, совершившее настоящий переворот в подходе к этой проблеме.
Новый методический подход был впервые использован врачом Уильямом Мастерсом и психологом Вирджинией Джонсонв Медицинской школе Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Авторы полагали, что для решения сексуальных проблем человека данные, полученные в результате изучения сексуальных реакций животных, недостаточны, и только прямой подход позволит получить необходимую информацию.
В 1954 г. они начали наблюдать и регистрировать физические особенности полового возбуждения у человека. К 1965 г. был накоплен материал по 10 000 эпизодов половой активности у 382 женщин и 312 мужчин; на основании этих данных была опубликована статья "Сексуальные реакции человека", которая сразу привлекла к себе внимание. В своей книге Мастере и Джонсон выдвинули ряд оригинальных терапевтических концепций, значительно повысивших уровень сексологического лечения.
Некоторые специалисты быстро уловили важность этих открытий, тогда как другие были шокированы используемыми при этом методами. Среди громких обвинений в "механическом подходе" и криках об оскорблении моральных чувств раздавались относительно немногочисленные голоса тех, кто понимал, что эта физиологическая информация не является самоцелью, что она необходима для разработки методов лечения людей с сексуальными расстройствами.
В 1970-1980-х гг. отношение к сексу стало намного более открытым. В 1970 г. Мастерс и Джонсон опубликовали книгу "Сексуальная неполноценность человека", ознаменовавшую новый подход в терапии сексуальных расстройств, которые прежде лечились долго и, как правило, безуспешно. С появлением этой книги, где, в частности, описан эффективный двухнедельный курс терапии, при которой неудачи составляют всего 20%, возникла новая медицинская специальность - сексотерапия. Вслед за этим всего лишь за 10 лет в США было открыто несколько тысяч сексотерапевтических клиник, а благодаря таким врачам, как Элен Каплан и Джек Эйнон, стали развиваться и другие терапевтические подходы.
Сексология в России.
До 1917 состояние сексологических исследований в России было примерно таким же, как и в Западной Европе. Хотя специальных центров и кафедр сексологии в стране не было, российские физиологи (И.Р.Тарханов), психиатры (В.М.Бехтерев), дерматовенерологи (В.М. Тарновский) и гигиенисты (Д.Н.Жбанков) живо интересовались вопросами пола и сексуальности. Наиболее важные зарубежные исследования переводились на русский язык и широко обсуждались. В начале 20 в. русские ученые одними из первых начали проводить опросы о сексуальном поведении студентов (М.А.Членов). Уделяли внимание сексуальности и этнографы, начиная с Н.Н.Миклухо-Маклая.
Дезорганизация брачно-семейных отношений после Октябрьской революции резко усилила интерес к проблемам сексуального поведения. В 1920-е в СССР проводилось множество сексологических опросов среди молодежи и студентов, широко изучались социальные аспекты проституции и т.п. Широкое распространение получил психоанализ. Много говорили и писали о проблемах полового воспитания и просвещения. Советский Союз входил в состав Всемирной лиги сексуальных реформ, один из ее конгрессов в 1931 даже собирались провести в Москве, но это не осуществилось. Однако в начале 1930-х сексологические исследования в СССР были запрещены.
В 1960-х их пришлось начинать с нуля. Как и на Западе, пионерами в этом деле были медики – В.В. Кришталь, В.И. Здравомыслов, Н.В.Иванов, И.М. Порудоминский, П.Б. Посвянский, З.В. Рожановская, А.М. Свядощ и другие. Помимо трудностей идеологического порядка сильно мешала междисциплинарная разобщенность: урологи, гинекологи, эндокринологи и психиатры не понимали, да и сейчас не всегда хотят понимать друг друга.
Главным достижением 1960-1970-х гг. было рождение медицинской сексологии, получившей в СССР имя "сексопатологии". Название это симптоматично, подразумевая, что "нормальная" сексуальность беспроблемна, в ней все ясно, а тот, у кого проблемы есть, должен отдаться на волю врачей.
Почти вся сексологическая литература лежала на спецхране вплоть до 1987 г. Марк Поповский вспоминает, что в Ленинской библиотеке, ему, врачу по образованию и известному писателю, отказались выдать сочинения Фрейда. То же самое делали в Ленинградской публичной библиотеке, хотя формально книги Фрейда не входили в списки запрещенной литературы. … Советские книги по сексопатологии в научных библиотеках — в обычных библиотеках таких книг вовсе не было! — не выдавались даже врачам без специального письма с места работы, удостоверявшего, что товарищ занимается именно сексопатологией, а не просто удовлетворяет свое нездоровое любопытство.
Но, уничтожив сексуальную культуру, Сталин и его преемники не смогли уничтожить секс и даже полностью подчинить его своему контролю. О сексуальном поведении советских людей за 35 лет (1930-1965) объективных данных нет вовсе, только разрозненные и крайне субъективные личные воспоминания. Но как только жизнь стала чуточку посвободнее, выяснилось, что и ценностные ориентации, и сексуальное поведение советской молодежи имеют мало общего с официальными представлениями и развиваются в том же направлении, что и на Западе.
Перерыв в исследованиях наглядно отражается в статистике соответствующих публикаций. По подсчетам А. Ц. Масевича и Л. М. Щеглова, в фондах Ленинградской публичной библиотеки русские книги по сексопатологии распределяются по годам издания следующим образом:
· до 1917 г. — 126
· 1917-1936 гг. — 52
· 1936-1960 гг. — 5
· 1961-1969 гг. — 14
· 1970-1980 гг. — 61
· 1980-1984 гг. — 35
Такая же динамика и в книгах по гигиене половой жизни.
Первым таким энтузиастом был аспирант в Ленинградском университете Сергей Голод. Когда в 1969 г. диссертация Голода, которую он писал вдвое дольше положенного срока, была представлена к защите, последовал грозный звонок из обкома: кто посмел писать о таких вещах?! Защиту пришлось отменить.
Переделали автореферат, убрали цитаты из Коллонтай и назначили защиту в Москве, в Институте конкретных социальных исследований (ИКСИ) Академии Наук, …
На сей раз диссертацию затребовали в ЦК комсомола; первый секретарь ЦК Е. М. Тяжельников заявил, что работа Голода — "идеологическая диверсия против советской молодежи", и если защиту не отменят, он будет жаловаться в ЦК партии.
На самом деле ничего особенно крамольного, если не считать того, что советская молодежь, как и всякая другая, имеет добрачные связи и относится к этому спокойно, в диссертации не было, и на нее было много положительных отзывов. Но ИКСИ и без того находился под огнем партийной критики. Поэтому в день защиты было объявлено, что из-за болезни диссертанта, который демонстративно присутствовал в зале, защита "откладывается". Больше к этому вопросу не возвращались. Голод вскоре защитил другую диссертацию, о работающих женщинах, у которых, конечно же, секса не было. Ленинградский обком не поленился проверить, что новая диссертация не включала никаких данных из первой работы. Дальнейшие материалы о сексуальном поведении молодежи Голод собирал уже на свой страх и риск, в свободное от работы время.
Данные Голода, опубликованные в ряде книг и статей, 2 — единственный социологический документ о сексуальном поведении и установках советской молодежи 1960-1980-х годов.
Ø Первый Всесоюзный семинар по подготовке врачей сексопатологов был проведен под руководством профессора Н. В. Иванова в Горьком.
Ø Там же состоялись и два следующих семинара — в 19б4 и 1966 гг.
Ø Третий был проведен в 1967 г. уже в Москве, на базе отделения сексопатологии Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РСФСР.
В 1973 г. это отделение приобрело статус Всесоюзного научно-методического центра по вопросам сексопатологии, координирующего деятельность врачей-сексопатологов по всей стране.
За семинарами последовала публикация нескольких малотиражных сборников: "Актуальные вопросы сексопатологии" (1967), "Вопросы сексопатологии" (1969), "Проблемы современной сексопатологии" (1972). Сборники эти были пестрыми по тематике и уровню, но они давали возможность специалистам из разных отраслей медицины обмениваться данными и клиническим опытом.
Вначале в советской сексопатологии преобладал моно дисциплинарный подход, в котором тон задавали урологи и, в меньшей мере, гинекологи и эндокринологи. Но после того как Всесоюзный центр возглавил невропатолог профессор Георгий Степанович Васильченко, картина изменилась.
По мнению Васильченко, сексопатология должна быть не "бригадной" помощью, когда уролог лечит "свою" патологию, психиатр — "свою", эндокринолог — "свою", а сексопатолог состоит при них в качестве диспетчера, а самостоятельной междисциплинарной клинической дисциплиной.
В этом духе написаны первые советские руководства для врачей под редакцией Г.С. Васильченко — "Общая сексопатология" (1977) и "Частная сексопатология" (1983, в двух томах), а также "Справочник. Сексопатология" (1990). Соответственно и подготовка сексопатологов должна быть много дисциплинарной. Хотя в этом была заложена опасность дилетантизма и потенциальных конфликтов с представителями смежных дисциплин, "системный подход" ориентировал врача на то, чтобы видеть сексуальность в целом, а не только ее отдельные параметры и составляющие.
В Ленинграде первый Сексологический центр при городском отделе здравоохранения (на общественных началах) создал профессор-психиатр Абрам Моисеевич Свядощ.Его книга "Женская сексопатология" (1974), выдержавшая три издания, стала настоящим бестселлером.
Ленинградские психиатры профессор Дмитрий Николаевич Исаев и Виктор Ефимович Каган начали изучение формирования половой идентичности и проблем детской и подростковой сексуальности. В 1986 г. они опубликовали первое советское руководство для врачей "Психогигиена пола у детей" (название "Детская сексология" даже в это время еще казалось слишком вызывающим).
На Украине, в рамках Центра по сексопатологии Киевского научно-исследовательского института урологии и нефрологии профессор Иван Федорович Юнда создал свою собственную сексологическую школу, преимущественно с урологическим уклоном. Еще один центр пытались создать в Ростове.
Для подготовки врачей-сексопатологов впервые создавались специальные кафедры в трех институтах усовершенствования врачей — Ленинградском, Харьковском и Центральном (Москва). Это были важные решения, но они запоздали по крайней мере лет на 20 и опять-таки были недостаточны. Профессиональное обучение врачей-сексопатологов не решало более сложной задачи обучения сексологии всех студентов-медиков. Однако ни программ, ни учебников по этому курсу не было, а распад Советского Союза и р