Символизм детской игрушки и его использование в игровой коррекции
Здесь мы вернемся к некоторым темам, затронутым в предыдущем разделе о роли игрушки в психосексуальном развитии ребенка. Но на этот раз мы остановимся не на развитии игрушки как особого предмета для ребенка, а на возможностях использования обычных игрушек (не «модных», как Барби или электронные игрушки) для игровой коррекции психотравмирующих переживаний ребенка.
Для этого мы, как воспитатели, должны осознавать скрытые психологические ресурсы, содержащиеся в обычных игрушках, которыми играют дети.
Для проведения коррекционной игры достаточно набора из 10—12 игрушек, имеющихся в любой семье или в группе детского сада. Важно только, чтобы этот набор включал все основные типы игрушек: большие и маленькие игрушки, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые игрушки, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства; игрушки, пригодные для строительства (кубики, пирамиды, разборные домики); абстрактные игрушки (кубы, шарики, веревки). Достаточно, если в основной набор войдут по 1—2 игрушки из перечисленных типов. Наличие чрезмерно большого количества игрушек только затрудняет их выбор ребенком дошкольного возраста.
В специально организованной коррекционной игре воспитатель или психолог ставит своей целью разыграть и в итоге конструктивно разрешить какой-либо из актуальных, осознаваемых или бессознательных эмоциональных конфликтов ребенка. В этом качестве психокоррекционная игра выступает и в качестве средства диагностики эмоциональных конфликтов ребенка.
Поскольку основным объектом привязанности дошкольника является его мать, воспитателю желательно пригласить мать ребенка или заменяющее ее лицо (если, например, ребенок воспитывается бабушкой или старшей сестрой) для совместного участия в коррекционной игре.
Прежде чем описать основные психодиагностические и психокоррекционные процедуры, остановимся на главных символических характеристиках перечисленных выше типов обычных игрушек.
Игрушки, изображающие людей. Следует прежде всего обратить внимание на размер игрушки, выбранной ребенком, в сравнении с другими игрушками того же типа.
Чем больше выбранная ребенком игрушка, тем большее значение ребенок придает персонажу, который она призвана изображать.
Обычно дети выбирают самую большую и красивую игрушку себе, вторую по размеру отдают матери, а самую маленькую — воспитателю или психологу.
Если зависимость обратная, т.е. ребенок выбирает для себя игрушку меньшую и менее красивую (привлекательную), чем дает участвующим в игре взрослым, то это может свидетельствовать как о невротически сниженной самооценке, так и о влиянии на ребенка родительских директив типа «Не проси, чего хочешь», «Не живи», «Не будь лидером», о которых будет рассказано в следующем разделе. Большие и маленькие мягкие игрушки. Они выступают в качестве заменителя тела матери, или, по терминологии известного психоаналитика Винникота, транзиторного, т.е. переходного, объекта.
Потребность выбирать такие игрушки обусловлена желанием компенсировать дефицит тактильного, телесного контакта и других форм невербального эмоционального общения со взрослым, значимым для ребенка. Отметим, что ту же потребность ребенок удовлетворяет в общении с домашними животными — кошками и собаками.
При этом в общении с кошками и маленькими комнатными собачками на первый план выступает именно потребность в тактильном контакте, а при общении с крупными собаками, типа овчарок, сенбернаров и ньюфаундлендов, на первый план выступает потребность в старшем защитнике, которому, в отличие от родителей, ребенок может отдавать приказания сам.
Если ребенок выбирает для себя маленькую мягкую игрушку, а матери дает большую, то это отражает нормальную для этого возраста потребность в эмоциональном контакте и зависимости.
Пластмассовые игрушки, изображающие людей, животных и сказочные персонажи. В психокоррекционной игре типа «разыграй сказку» они обычно используются ребенком в качестве второстепенных персонажей.
Если игрушка изображает конкретного сказочного героя и содержание сказки известно ребенку, то с таким персонажем ребенок связывает ожидания, аналогичные роли этого героя в сказке. Поэтому тот человек, который получает «героическую» игрушку от ребенка, обязан, по его мнению, оправдывать соответствующие ожидания, например, как от героя или спасителя.
Следует также помнить, что в культуре, сказках и мифах определенным животным соответствуют определенные «черты характера». Например, заяц труслив, медведь силен, волк—злой, лиса —коварная и хитрая, олень —мужественен и благороден.
Обратите также внимание на выражение «лица» и позу игрушки. Она может выражать растерянность и зависимость или, наоборот, энергию и готовность к действию.
Все эти характеристики бессознательно приписываются ребенком тому персонажу, которого данная игрушка будет представлять в разыгрываемой сказке.
Машинки и другие транспортные средства. Они используются ребенком для обеспечения сюжета игры, а мальчиками, кроме того, и дляподчеркивания своей психосексуальной идентичности (наряду с «военными» игрушками).
Игрушки, пригодные для строительства. Они привлекаются ребенком для создания предметной среды разыгрываемого сюжета, а также для отреагирования амбивалентных и деструктивных импульсов («построить и разрушить»).
Абстрактные игрушки. Используются, в основном, в магической функции «волшебных» игрушек, а также как строительный материал или как замещениелюбого недостающего для игры предмета (персонажа).
Приемы коррекционной игры
Самой удобной формой игры, которую можно использовать как для психодиагностики, так и для психокоррекции, является игра типа «разыграй сказку».
Воспитатель приглашает для участия в игре ребенка, его маму или заменяющее ее лицо. Возможно также участие в игре других близких ребенку — его папы, братьев и сестер и др.
Целью первого этапа игры является выяснение на символическом материале структуры семейного взаимодействия, типичных форм контакта ребенка с ближайшим окружением. Это достигается посредством анализа следующего материала.
1. Какую игрушку ребенок выбирает себе и какие раздает остальным участникам.
2. Каков сюжет придуманной ребенком сказки и как она заканчивается.
3. Какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, запрос о помощи, бегство, волшебные превращения и др.).
4. Как родители контролируют деятельность ребенка (блокируют его инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо него и пр.).
Собрав всех участников игры, воспитатель предлагает ребенку самостоятельно придумать сказку, разыграть ее при помощи имеющихся в комнате игрушек (как в кукольном театре) и распределить роли в игре, раздав каждому участнику по игрушке и не забыв при этом себя и воспитателя или психолога.
Подчеркнем, что сказку надо именно придумать, а не разыгрывать уже известную.
На этом этапе воспитатель не должен вмешиваться в сюжет придуманной ребенком сказки. Он, так же как и мама, —лишь исполнитель полученной от ребенка роли. Воспитатель также должен следить, чтобы никто не подменял разыгрывание сюжета с использованием игрушек-персонажей рассказом о действиях своего персонажа. В ходе игры игрушки должны двигаться, сталкиваться, что-то делать друг с другом.
Воспитатель также должен контролировать, чтобы мать воздерживалась от оценок сюжета, придуманного ребенком, и предлагаемых им действий («Это глупо», «Разве так бывает?», «Как тебе не стыдно?» и т.д.), а также не пыталась бы направлять воображение и действия ребенка («Давай лучше так», «Возьми лучше вон ту игрушку» и т.д.). Иногда этого бывает трудно достичь, поэтому маме надо сразу объяснить, что на этом этапе игры инициатива должна принадлежать только ребенку.
На втором этапе игры, после того, как выяснена и наглядно продемонстрирована для матери основная форма поведения ребенка, внушающая беспокойство, например, агрессивность в разрешении конфликтов или неготовность постоять за себя, которые всегда проявляются в игровом материале такого типа, можно проиграть придуманную сказку еще раз, но с изменениями.
Эти изменения могут касаться смены ролей и персонажей или же изменения способа действия главного героя в том же сюжете. Например, если пассивный, замкнутый ребенок придумывает сказку, в ходе которой главный герой торжествует из-за того, что ему удалось убежать от опасности, можно предложить разыграть эту сказку еще раз, но так, чтобы ребенок придумал иной способ реакции на угрозу помимо бегства. Например, обратиться за помощью к друзьям или обезвредить врага при помощи волшебного средства.
Если ребенок, не владеющий никакими иными способами реакции на угрозу помимо бегства и изоляции, овладеет новыми способами поведения в игре, в безопасной для себя ситуации под руководством значимых взрослых, то ему будет проще применить эти способы в реальности.
Очень важно рекомендовать матери повторять эти игры дома, научить ее правильно играть с ребенком. Ведь многие родители просто не умеют организовать игру ребенка дома, занимая его время компьютером или телевизором.
Иногда игра «разыграй сказку» помогает выявить причины симптомов, вызванных скрытой психологической травмой. Приведем конкретный пример.
На консультации у психолога—Таня К. 5 лет. Она пришла вместе с матерью, воспитательницей и участковым врачом-педиатром. Поводом для обращения к психологу послужили странные симптомы, наблюдающиеся у Тани только в детском саду и никогда не встречавшиеся дома. Без видимых причин, в любое время дня Таня могла внезапно заснуть очень крепким сном и не просыпаться, пока ее не будили вызванные с работы мать или отец. Таня была проконсультирована врачами: невропатологом, психоневрологом, нейрохирургом. Знаков органического поражения ЦНС не выявлено. Эпилепсия исключена. Неврологические нарушения отсутствуют. Подозрения на опухоль головного мозга исключены в ходе компьютерной томографии, эхо-энцефалографии и других лабораторных методов.
Раннее развитие Тани протекало без особенностей. Она была единственным ребенком в семье со стесненными жилищными условиями. Семья Тани проживала в комнате площадью 9 кв. м. В квартире проживало еще две семьи с четырьмя маленькими детьми. Мать Тани — акушерка. Отец— оператор энергоблока крупного предприятия. И мать, и отец работают посменно и редко бывали дома вместе одновременно. По словам участкового врача, бывавшего дома у Тани, ее мать сильно фиксирована на дисциплине, чистоте и порядке. Врач отмечает, что, находясь в комнате Таниной семьи, трудно предположить, что здесь проживает маленький ребенок. По характеру Таня — живая, общительная, жизнерадостная девочка с выраженными чертами демонстративности. Хорошо ладит со сверстниками и в играх предпочитает быть лидером. Артистична, любит петь, танцевать, выступать на детских праздниках перед взрослыми. Чрезвычайно ориентирована на получение одобрения со стороны старших. По словам матери, психотравмирующих ситуаций в семье не было. «Жизнь шла как обычно».
В ходе разыгрывания сказки Таня придумала три разных сюжета, которые, однако, имели одинаковый конец: главный герой шел спать, за что его хвалила мама. Повторяющийся финал был удивителен для всех взрослых участников игры, однако на предложения придумать что-нибудь другое девочка отвечала категорическим отказом. Тогда мы предложили Тане придумать продолжение сказки. Таня, игравшая лисичку, согласилась и начала новый сюжет так: «И тут пришла Лисичкина мама, разбудила ее и разрешила поиграть дальше». В этот момент мама. Тани, игравшая Лисичкину маму, похвалила лисичку за то, что та крепко спала.
Поблагодарив ребенка за участие в игре, в индивидуальной беседе с матерью мы выяснили, как осуществляется регламентация сна ребенка дома. Оказалось, что поскольку мать и отец редко оказываются дома вместе, то условия для интимной жизни у них резко ограничены. Поэтому, если они оказываются дома вместе с ребенком, то мать тут же ее укладывает спать независимо от времени суток. Причем отмечает, что девочка засыпает мгновенно и спит очень крепко. Мать рада этому, поскольку опасается, чтобы ребенок не стал свидетелем сексуальных сцен, происходящих в ее присутствии. Мать также боится спонтанного пробуждения девочки, поэтому внушает ей: «Спи, пока мы тебя не разбудим». И хвалят ребенка за то, что та просыпается только когда ее будят старшие.
Рассказ матери проливает свет на природу Таниных симптомов. Становится ясным, что ребенок с демонстративно-истероидными чертами личности ориентирован на получение одобрения любой ценой. Самый верный способ получения одобрения — крепко заснуть и спать до тех пор, пока тебя не разбудит мама или папа. Этим и объясняется, что в детском саду Таня засыпает в эмоционально-нейтральных ситуациях, т.е. в тех, где она не является лидером и не может обратить на себя внимания другим способом. Тревога и беспокойство родителей, вызванных с работы, удовлетворяют ее потребность в доминировании. Не исключено также, что был момент, когда девочка все-таки оказалась свидетелем полового акта родителей, но испугавшись наказания за то, что проснулась, когда ее не будили, снова притворилась спящей, а потом и на самом деле заснула. Так закрепилась еще одна невротическая функция сна: засыпание как способ избегания наказания.
Матери были даны рекомендации: полностью исключить положительное эмоциональное подкрепление, связанное с засыпанием, а хвалить ребенка за что-нибудь другое. Ей было также рекомендовано контролировать свою речь и не высказываться позитивно о ребенке в присутствии других взрослых в форме: «Она у меня молодец: всегда быстро засыпает и крепко спит». Также мы посоветовали матери не укладывать ребенка спать в известных ситуациях, а отправлять играть с детьми соседей.
После выполнения матерью рекомендаций все симптомы у ребенка прошли. Характерно, что в данном случае именно свободная игра с разыгрыванием сказки позволила выявить момент скрытой психотравмы, о которой мать вряд ли стала бы рассказывать врачам и воспитателям, так как сама не догадывалась о ее истоках.
Игровая коррекция может помочь и в тех нередких случаях, когда ребенок часто просыпается ночью от ночных кошмаров, страшных сновидений. Здесь можно использовать «методику синоев», одного племени в Юго-Восточной Азии, описанную Патрицией Гарфилд. Суть методики состоит в том, что ребенок, просыпающийся от кошмара, пересказывает сновидение взрослому от начала до конца, а затем взрослый побуждает ребенка придумать к сновидению счастливый конец. При этом, разыгрывая с ребенком содержание сна, взрослый должен исходить из нескольких общих правил.
1. Если во сне возникает какая-то угроза, то ребенок должен стараться не просыпаться, а повернуться лицом к угрозе и обязательно победить своего врага. При этом можно или позвать защитника, или применить свои сверхъестественные способности (ведь во сне, как в сказке, все возможно), волшебство. Сначала у ребенка не будет это получаться и первое время он будет «доигрывать» сон наяву, находясь рядом с родителем.
Правда, игровая коррекция содержания сновидения возможна только тогда, когда ребенок еще помнит сон утром, во время же ночного просыпания лучше ограничиться обсуждением с ребенком сна с приведением его к счастливому финалу.
2. Надо стараться не только победить своего врага, но и получить от него подарок, который будет одновременно символом победы и присвоения себе силы врага. Ведь «враг» во сне — это часть психической энергии самого ребенка, которую он может научиться использовать себе во благо. Этот подарок надо нарисовать днем или изобразить его другим способом (в лепке, конструкции, танце, песне).
3. Если угроза безлична (например, падение в пропасть), то «побеждать как бы некого. Но тогда можно полететь и приземлиться в каком-нибудь приятном месте, а днем — нарисовать это место.
И в нашей культуре существует неплохое средство игровой коррекции ночных кошмаров. Это сказки. Что характерно для ситуации рассказывания сказки?
1. Сказка рассказывается обычно перед сном ребенка.
2. Интерес к сказке наиболее значителен у дошкольников.
3. Сказка, какой бы страшной она ни была, всегда имеет счастливый финал (поэтому, кстати, сказку надо досказывать до конца за один вечер, а не устраивать из нее «телесериал»), i
Все это вместе взятое, приводит к выводу: сказку можно рассматривать как выработанное культурой средство программирования сновидений дошкольников. И важно здесь не содержание сказки (оно, скорее всего, не повторится в сновидении), а сам факт победы, счастливого конца и получение наград героем сказки, не бежавшего от испытаний судьбы.
Таким образом, и воспитатель, и родитель имеют в своих руках оба средства: и «страхование» содержания сновидения перед засыпанием ребенка через сказку, и отреагирование ночного кошмара после просыпания в обсуждении или игре по правилам синоев.
Мы видим, что игровая коррекция может осуществляться не только в действии с игрушками, но и при обсуждении со взрослым сновидения (т.е. в плане воображения и речи), а также в ходе рисования и другой продуктивной деятельности.
Итак, игрушка и игровая коррекция могут быть использованы воспитателем и психологом на различных стадиях психосексуального развития ребенка, понимаемого широко: как движение ребёнка по пути обретения эмоциональной зрелости, овладения своими влечениями, развития личной автономии и способности к эмоциональной близости с другими людьми.