Ректор «Тамбовского государственного
Г.Р.Державина»
Медицинский институт
УТВЕРЖДАЮ
Ректор «Тамбовского государственного
университета имени Г.Р. Державина»
Профессор ____________ В.М.Юрьев
Кафедра акушерства и гинекологии
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
VIII семестр
Тамбов
УДК……..…
Составители:
к.м.н., доцент Виницкий В.Г.
Программа производственной практики составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО к.м.н., доцентом В.Г. Виницким и обсуждена на заседании кафедры акушерства и гинекологии «ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА» медицинского института.
Протокол № 7 от «_21_» февраля 2011 г.
Зав. кафедрой ________________ В.Г. Виницкий
Общие положения
Порядок проведения практики
Базами для прохождения практики являются акушерский стационар и женская консультация. Участие студента в работе медицинского учреждения проходит в качестве помощника врача. Руководителем практики является ассистент кафедры.
Распределение студентов по рабочим местам проводится равномерно таким образом, чтобы к концу практики каждый студент поработал во всех структурных подразделениях родильного дома (отделении патологии беременных, родильном блоке, первом и втором акушерском отделении, женской консультации).
Основным отчетным документом студента является дневник практики, ежедневно заполняемый студентом и подписываемый врачом того отделения, где проходил практику студент.
Перед началом производственной практики проводится организационное собрание, где ответственный за практику преподаватель распределяет студентов по базам, разъясняет цели и задачи прохождения практики, обращает особое внимание на вопросы этики и деонтологии, соблюдении прав пациента и необходимости сохранения врачебной тайны, обсуждает график работы, права и обязанности студента при прохождении практики.
Время работы с 8.00 до 14.00, ночное дежурство с 20.00 до 8.00.
1. Ежедневно работа начинается с утреннего рапорта, где проводится учет посещаемости, проводится распределение по отделениям, намечается план работы. Руководитель практики после распределения студентов по рабочим местам объясняет особенности работы в каждом отделении и определяет объем практических навыков, которыми студент должен овладеть.
На рапорте докладывают студенты, отдежурившие ночное дежурство в родильном отделении. Основной целью доклада на рапорте является обучение студентов четко, ясно докладывать истории курированных рожениц, последовательно и правильно формулировать акушерский диагноз и представлять его обоснование, а также определять тактику ведения беременных, рожениц и родильниц в зависимости от акушерской ситуации.
2. Самостоятельная работа студентов осуществляется в отделениях родильного дома или на участке женской консультации под руководством опытных специалистов, которые корректируют и контролируют качество выполняемых заданий.
3. В течение практики каждый студент посещает одно ночное дежурство (12 часов) в родильном отделении.
4. Совместно с преподавателем студенты знакомятся с работой детского отделения, отделений детской и взрослой реанимации.
5. Студент ведет дневник выполняемой работы (приложение 1). За каждое дежурство расписывается дежурный врач.
6. После оформления дневника и проверки его ассистентом кафедры, ведущим занятия, дается характеристика с подписью проверяющего.
7. После прохождения практики и оформления дневника студенты отчитываются за проделанную работу – экзамен с получением оценки, которая заносится в ведомость, дневник, зачетную книжку. График сдачи экзамена по производственной практике составляется и утверждается в директорате производственной практики медицинского института.
Женская консультация
Время работы – 6 часов.
Студент прикрепляется к участковому акушеру-гинекологу, совместно с которым ведет прием на участке женской консультации.
Цель работы в женской консультации:
Овладеть принципами ведения беременных на этапе женской консультации, выделения беременных в группы акушерского и перинатального риска, а также особенностями диспансеризации беременных в группах повышенного риска и принципами профилактики осложнений беременности и перинатальной заболеваемости.
Содержание работы:
1. Знакомство со структурой работы женской консультации, принципами деления на участки и отчетной документацией, ведущейся на участке.
2. Освоение принципов диспансеризации беременных, особенностей наблюдения в каждой выделенной группе риска.
3. Участие в сборе анамнеза, общем осмотре, проведении наружного акушерского и влагалищного исследования, заборе мазков из цервикального канала на бактериологическое и бактериоскопическое исследование.
4. Составление индивидуального плана ведения беременности в зависимости от выявленных отклонений, определение срока беременности и предполагаемого срока родов, даты выдачи декретного отпуска.
5. По возможности, совместно с преподавателем, студент посещает дополнительные подразделения женской консультации (дневной стационар, кабинеты кольпоскопии), присутствуют при диагностическом выскабливании, мини-аборте.
По завершению практики в женской консультации студент должен уметь:
- собирать акушерско-гинекологический анамнез;
- проводить наружное и внутреннее акушерское обследование беременной;
- проводить диагностику беременности и определять срок беременности и предполагаемую дату родов;
- определять срок выдачи декретного отпуска;
- определять предполагаемый вес плода при доношенной беременности;
- составлять план обследования и ведения беременной с учетом установленных у неё факторов акушерского риска;
- составлять план обследования и лечения у беременных группы высокого риска формирования перинатальной патологии;
- проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременной к родам.
Родильное отделение
Работа в родильном отделении состоит из 2 этапов: работа в дневное время до обеда (с 8.00 до 14.00); второй этап – ночное дежурство (в течение 12 часов). Общая продолжительность работы – 30часов.
Цель работы:овладеть принципами ведения физиологических родов, методами профилактики аномалий родовой деятельности, акушерских кровотечений, родового травматизма матери и плода, а также освоить методику оказания помощи новорожденным в родильном зале.
Содержание работы:
1. На первом этапе студент знакомится со структурой и порядком работы родильного отделения, правилами заполнения медицинской документации, ведущейся в родильном отделении, правилами соблюдения санитарно – эпидемического режима. Совместно с преподавателем или врачом родильного отделения студент изучает на практике ведение физиологических родов по периодам, а также знакомится с методами контроля за внутриутробным состоянием плода в родах.
2. Совместно с неонатологом студент участвует в оказании реанимационной помощи новорожденному, родившегося в асфиксии, участвует в проведении первого туалета новорожденного.
3. Задачами второго этапа работы является прием рожениц, поступающих на роды в приемное отделение и ведение физиологических и патологических родов совместно с дежурной акушерской бригадой.
4. При возникновении ситуации, требующей экстренного оперативного родоразрешения, студент присутствует на операции кесарева сечения, четко представляя показания и условия для проведения оперативного вмешательства.
5. Во время прохождения второго этапа практики в родильном отделении студент заполняет курационный лист, в котором описывает особенности течения и ведения, исходы родов, а также пособия, которые были оказаны роженицам, в ведении которых принимал участие студент (образец курационного листа см. в приложении)
6. Результаты ночного дежурства докладываются на утреннем рапорте, где совместно с преподавателем проводится разбор особенностей течения и ведения родов.
По завершении работы в родильном отделении студент должен уметь:
-собирать анамнез у роженицы;
- проводить специальное акушерское исследование;
-определять срок беременности, формулировать клинический диагноз и составлять план ведения родов;
- проводить влагалищное исследование в родах и обосновывать показания к его проведению;
- оценивать характер и эффективность родовой деятельности;
- оценить внутриутробное состояние плода в родах по данным клинических и дополнительных методов исследования;
- проводить профилактику кровотечения в родах и оценивать общий уровень кровопотери в родах;
- разрабатывать алгоритм диагностики и экстренной помощи при акушерских кровотечениях и геморрагическом шоке, угрожающем, начавшемся и свершившемся разрыве матки, тяжелой асфиксии новорожденного;
- оценить состояние плода при рождении по шкале Апгар;
- оценить признаки доношенности, переношенности, недоношенности и незрелости у новорожденного;
- оценивать показания и противопоказания для прикладывания к груди новорожденного в родильном зале;
- произвести туалет родильницы;
- проводить первый туалет новорожденного;
- оказывать первую реанимационную помощь при асфиксии новорожденного.
Послеродовое отделение
Время работы – 6 часов.
Цель работы: овладеть навыками ведения физиологического послеродового периода, научиться диагностировать ранние признаки послеродовых гнойно-септических заболеваний.
Содержание работы:
1. Студент знакомится со структурой и графиком работы послеродового отделения, знакомится с показаниями и противопоказаниями для совместного пребывания матери и новорожденного, правилами санитарно-эпидемического режима, принципами заполнения палат в данном отделении.
2. Студент ведет самостоятельную работу с родильницами – наружный осмотр, определение высоты стояния дна матки и её соответствие суткам послеродового периода, осмотр молочных желез.
3. Студент присутствует и принимает участие в обработке и снятии швов на промежности и передней брюшной стенке.
4. Студент ведет санитарно-просветительскую работу с родильницами, знакомя их с правилами гигиены в послеродовом периоде, питания, ухода за молочными железами с целью профилактики гнойно-септической заболеваемости родильниц.
5. Студент может сопровождать родильницу в кабинет ультразвуковой диагностики, знакомиться с эхографическими признаками субинволюции матки и лохиометры.
6. Студент должен четко определять признаки патологического течения послеродового периода и показания для перевода в обсервационное отделение.
По завершении работы в послеродовом отделении студент должен уметь:
- оценить характер течения послеродового периода на основе жалоб, общеклинического и
специального исследования родильницы;
- обрабатывать швы на промежности;
- делать перевязки женщинам после кесарева сечения;
- проводить снятие швов с промежности и передней брюшной стенки;
- оказывать помощь при лактостазе.
Обсервационное отделение
Время работы – 6 часов.
Цель работы:овладеть навыками своевременной диагностики и ведения родильниц с патологическим течением послеродового периода.
Содержание работы:
1. Студент знакомится со структурой и графиком работы обсервационного отделения, особенностями санитарно-эпидемического режима, принципами заполнения палат в данном отделении.
2. Студент ведет самостоятельную работу с родильницами – особое внимание уделяется сбору анамнеза для выявления факторов риска осложненного течения послеродового периода, также проводит наружный осмотр, определение высоты стояния дна матки и её соответствие суткам послеродового периода, осмотр молочных желез.
3. Студент проводит общий осмотр родильниц, специальное исследование для диагностики инфекционного процесса, знакомится с основными принципами ведения, лечения и профилактики гнойно-септических заболеваний в акушерской практике.
4. Студент присутствует на манипуляциях, проводимых в отделении (выскабливания полости матки, обработке и снятии швов, наложении вторичных швов), а также на родах, если они происходят в обсервационном отделении на момент прохождения практики.
По завершении работы в обсервационном отделении студент должен уметь:
-целенаправленно собирать анамнез, выявлять и оценивать имеющиеся факторы риска
возникновения ГСЗ в послеродовом периоде;
- выявлять местные и общие симптомы инфекционно-воспалительного процесса у женщин с послеродовыми гнойно-септическими заболеваниями;
- проводить оценку лабораторных и дополнительных методов исследования;
- проводить диагностику основных часто встречающихся форм послеродовых гнойно- септических заболеваний;
- производить забор материала для бактериологического исследования;
- составлять план обследования и лечения с основными формами ГСЗ (при послеродовом эндометрите, мастите).
Темы рефератов:
1. Особенности ведения беременности и родов при пороках сердца.
2. Кровотечения в I половине беременности. Классификация, причины. Акушерская тактика.
3. Кровотечения во II половине беременности и в родах. Причины, патогенез, классификация, клиника, дифференциальный диагноз. Акушерская тактика.
4. Острый холецистит и беременность.
5. Аппендицит при беременности. Диагностика, тактика врача.
6. Беременность и заболевания ЖКТ.
7. Беременность и ревматизм.
8. Беременность и заболевания щитовидной железы.
9. Физиотерапевтические методы лечения в акушерстве.
10. Беременность и заболевания органов дыхания.
11. Беременность и заболевания нервной системы.
12. Особенности ведения беременности и родов при заболеваниях печени.
13. СПИД. Ведение беременности и родов. Профилактика СПИДа во время беременности и в родах.
14. Асептика и антисептика в акушерстве.
15. Беременность и вирусный гепатит.
16. Токсикозы беременных.
17. Послеродовые септические заболевания. Классификация. Формы первого этапа послеродовой инфекции.
18. Послеродовые септические заболевания. Классификация. Формы второго этапа послеродовой инфекции.
19. Послеродовые септические заболевания. Классификация. Формы третьего этапа послеродовой инфекции.
20. Генерализованная септическая инфекция.
Темы УИРС:
1. Гестоз. Классификация. Этиология. Патогенез. Анализ статистических показателей роддома, области.
2. Гестоз. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика. Анализ статистических показателей по Тамбовской области, родильному дому за последние 3-5 лет.
3. Кровотечение в родах. Причины, классификация, патогенез, клиника. Акушерская тактика. Анализ причин кровотечений по родильному дому, по области, за последние 3-5 лет.
4. Кровотечение в послеродовом периоде. Классификация, этиология, патогенез, клиника, осложнения. Акушерская тактика. Анализ причин и последствий кровотечений по родильному дому, по г.Тамбову, по области.
5. Многоплодие. Статистический анализ по родильному дому, по родильным домам г.Тамбова, по области.
6. Пиелонефрит и беременность. Анализ статистических данных за последние 3-5 лет по родильному дому, по г.Тамбову, по области.
7. Сахарный диабет и беременность. Анализ статистических показателей, тактики родоразрешения по родильному дому, по роддомам г.Тамбова и области.
8. Анемия и беременность. Статистический анализ показателей по родильному дому, г. Тамбову, по области.
9. Осложненные роды (тазовое предлежание плода, разгибательные вставления). Методы родоразрешения. Анализ статистических показателей по родильному дому, по г. Тамбову, по области.
10. Переношенная беременность. Исход для матери и плода. Анализ статистических показателей по родильному дому, по г. Тамбову, по области.
11. Кесарево сечение. Анализ статистических показателей по родильному дому, сравнение показателей по родильным домам г. Тамбова, области.
12. Вакуум-экстракция плода. Исходы для матери и плода. Анализ статистических данных по роддому.
13. Акушерские щипцы. Исходы для матери и плода. Анализ статистических данных по роддому.
14. Органоуносящие операции в акушерстве. Анализ статистических показателей по родильному дому, по г.Тамбову, по области.
15. ПОНРП. Причины, клиника. Акушерская тактика. Профилактика коагулопатических кровотечений. Исходы. Анализ статистических показателей по родильному дому, по г. Тамбову, по области.
16. Родовой травматизм матери и плода. Анализ статистических показателей по родильному дому, по г. Тамбову, по области.
17. Преждевременные роды. Анализ статистических показателей причин преждевременных родов. Анализ исходов преждевременных родов для плода.
18. Иммунологическая несовместимость между кровью матери и плода. Анализ статистических показателей резус-конфликта по родильному дому, по г. Тамбову. по области.
19. Сочетание беременности с аномалиями развития женских половых органов. Статистический анализ по родильному дому (виды аномалий, количество женщин, методы родоразрешения).
20. Сочетание беременности с заболеваниями половых органов (миома матки, опухоли яичников, рак шейки и матки). Статистические показатели по роддому, городу, области (методы родоразрешения, исход).
21. Врожденные пороки развития плода. Пренатальные методы исследования. Анализ статистических показателей по родильному дому, по г.Тамбову, по области.
22. Беременность и роды у женщин с рубцом на матке. Анализ статистических показателей по роддому, по г. Тамбову, по области. Плановое и экстренное родоразрешение – анализ по родильному дому.
23. Медицинские показания к прерыванию беременности. Законодательство об искусственном прерывании беременности. Современные методы прерывания беременности. Статистический анализ показателей роддома, области.
24. Прерывание беременности по социальным показаниям. Законодательство. Методы прерывания беременности в поздние сроки. Статистический анализ прерывания беременности по роддому, по городу, по области.
Методы контроля полученных практических
По акушерству
По завершению производственной практики с целью оценки приобретенных знаний и умений проводится экзамен.
Контроль за работой студента при прохождении производственной практики осуществляется путем проверки:
I период родов
Начало схваток, динамика развития родовой деятельности, момент излития околоплодных вод, их характер, состояние плода каждые 3 часа. Осложнения в течение первого периода (подробно с чем они связаны, мероприятия, проводимы по борьбе с ними), обезболивание. Продолжительность первого периода родов.
II период родов
Начало потуг, их характер, продвижение предлежащей части (врезывание, прорезывание), состояние плода. Осложнения в течение второго периода (подробно, с чем они связаны и мероприятия, проводимы по борьбе с ними).
Описать оказанное пособие в родах.
Зарегистрировать рождение плода, в каком предлежании, позиции и виде проходил биомеханизм родов, состояние плода по шкале Апгар, пол, доношенность, масса, длина плода, первый туалет новорожденного (подробно), профилактика возможного кровотечения в родах. Продолжительность второго периода родов.
III период родов
Клиника последового периода. Механизм отделения и признаки отделения последа. Его размеры, данные осмотра, место разрыва оболочек, длина пуповины. Кровопотеря в послеродовом периоде. Продолжительность третьего периода родов.
При наличии осложнений в родах (по периодам) дать анализ причин их возникновения и возможные мероприятия по предупреждению.
Ранний послеродовый период.
Данные осмотра родовых путей (наружных половых органов, влагалища, шейки матки). Операция по восстановлению родовых путей. Течение раннего послеродового периода
Алгоритм постановки
По акушерству
для IV курса лечебного факультета.
Г.Р.Державина»
Медицинский институт
УТВЕРЖДАЮ
Ректор «Тамбовского государственного
университета имени Г.Р. Державина»
Профессор ____________ В.М.Юрьев