Определение терминов, основные законы роста детей

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

2009Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками

кафедры пропедевтики детских болезней РГМУ под редакцией

доц. Моисеева А.Б, доц. Верещагиной Т.Г.

Составители:

доцент Верещагина Т.Г., профессор Михеева И.Г., профессор Сафонов А.Б., доцент Цветков П.М.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, клинических ординаторов, интернов, преподавателей и практических врачей-педиатров.

Содержание

Перечень знаний и умений студентов..……………………………………….2

Определение терминов, основные законы роста детей……………………...3

Изменение основных антропометрических показателей в процессе

роста и развития детей……………………………………………..…………..4

Возрастные периоды и формирование возрастных групп…………………..7

Методика исследования физического развития………………….…………..9

Методика антропометрических измерений…………………………………10

Методы оценки физического развития……………………………………...15

- Оценка по таблицам стандартов центильного типа

(центильный метод)………………………………………………….16

- Оценка методом эмпирических формул (эмпирический метод).....20

- Оценка по таблицам стандартов сигмального типа

(сигмальный метод)…………………………………………………..26

- Оценка процентного соотношения антропометрических

показателей от средней величины………………………………...…27

Оценка состояния питания ………………….…………………………………...30

Оценка пропорциональности телосложения……...……………………...……..32

Понятие об индексах физического развития………………..……….…….........35

Возрастные типы телосложения у детей…………………………………..........37

Поверхность тела……………………………………………………….…….…. 39

Понятие о конституции………………………………………………..………... 40

Биологический возраст………………………………………………….…........ 41

Нарушения роста и массы тела у детей………………………………….……...43

Типовые ситуационные задачи (примеры решения)…………………………..48

Вопросы для проверки знаний ………………………….……………….……...54

Задачи для самоподготовки …………...………………………………………..55

Рекомендуемая литература ……………………………………………….…….59

Приложение (таблицы стандартов перцентильного типа)………………….…60

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Цель занятия – освоить методику оценки физического развития детей различного возраста.

Студент должен знать:

1.Определение терминов «физическое развитие», «рост».

2.Основные законы роста детей и подростков.

3.Факторы, определяющие рост детей.

4.Изменение длины и массы тела до и после рождения ребенка.

5.Возрастные изменения пропорций тела детей и подростков.

6.Методику исследования физического развития детей.

7.Методику антропометрических измерений и оценки каждого показателя.

8.Методы оценки физического развития.

9.Методику оценки состояния питания.

10.Методику оценки пропорциональности телосложения. Некоторые индексы физического развития (индекс Кетле-I, ИМТ Кетле-II, индекс Тура).

11.Возрастные типы телосложения, основные морфотипы конституции.

12.Площадь поверхности тела, ее возрастные изменения у детей, значение этого показателя.

13.Изменения длины и массы тела при заболеваниях (низкорослость, высокорослость, недостаточность и избыточность массы).

14.Понятие о биологическом возрасте и критериях его оценки в различных возрастных группах детей и подростков.

Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез жизни, отражающий этапы физического развития и выделить факторы риска, влияющие на физическое развитие.

2.Определить возрастную группу ребёнка.

3.Визуально оценить физическое развитие, учитывая длину тела, массу, пропорции телосложения, развитие костяка, мышц, состояние питания; у детей раннего возраста – психомоторные навыки, у более старших детей – физическую дееспособность.

4.Провести антропометрические измерения длины и массы тела, окружностей головы и груди, верхнего и нижнего сегментов тела и их соотношение, средней точки тела и других показателей для оценки физического развития и пропорций телосложения.

5.Оценить антропометрические показатели, пользуясь различными методами (по перцентильным таблицам стандартов, по расчету процентного соотношения показателя от среднего значения, по ориентировочным эмпирическим формулам).

6.Дать оценку уровня физического развития ребенка и его гармоничности, определить возрастной тип телосложения, морфотип конституции.

7.При выявлении отклонений физического развития предположить возможные причины. Рассчитать степени недостаточности и избыточности массы, степень отставания роста.

Определение терминов, основные законы роста детей

Определение терминов

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств организма, который определяет запас его физических сил. Рост – это наследственно запрограммированный процесс увеличения линейных и объемных размеров тела и его частей при оптимальном поступлении ингредиентов питания и благоприятных условиях окружающей среды. Применительно к детям физическое развитие – это динамический процесс роста, процесс обусловленного возрастом изменения размеров тела, типа телосложения, внешнего облика, мышечной силы, работоспособности детского организма.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и быть в определенной степени критерием состояния здоровья ребенка. Относительная простота методов контроля происходящих процессов роста определяет их практическое значение. Нарушения темпов роста и развития ребенка свойственны многим заболеваниям детского возраста, а также могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка. Таким образом, контроль роста и развития детей является одним из основных разделов профессиональной работы врача-педиатра.

Характеристика физической дееспособности в значительной степени коррелирует с возрастом и степенью биологической зрелости, поэтому, оценивая физическое развитие, можно судить о качестве и темпах развития ребенка в целом. Таким образом, физическое развитие, отражая биологическое созревание ребенка, является одним из критериев оценки биологического возраста детей и подростков (см. раздел «Биологический возраст»).

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОСТА ДЕТЕЙ

1. Рост – отражение системного процесса развития.

2. Замедление скорости роста с возрастом.

3. Рост ребенка – ступенчатый процесс: периоды ускорения сменяются периодами замедления.

4. Рост подчинен аллометрическому правилу – непропорциональность роста отдельных частей тела.

5. Половая специфичность темпов роста.

6. Краниокаудальный градиент роста – дистальные сегменты тела растут с большей скоростью, чем проксимальные.

Рост определяется генетической программой, но есть факторы, которые могут изменять программу роста.

Окружность головы, см

Окружность головы в 5 лет составляет 50 см.

На каждый год недостающий до 5 вычитают 1 см, то есть 50-1×(5-n);

(таким образом, до 5 лет ежегодный прирост составляет в среднем 1 см).

На каждый год свыше 5 прибавляют по 0,6 см, то есть 50+0,6×(n-5);

(таким образом, после 5 лет ежегодный прирост составляет в среднем 0,6 см).

Окружность груди, см

Окружность груди в 10 лет составляет 63 см.

На каждый недостающий год до 10 вычитают по 1,5 см, то есть 63-1,5×(10-n);

(таким образом, до 10 лет ежегодный прирост составляет в среднем 1,5 см).

На каждый год свыше 10 прибавляют по 3 см, то есть 63+3×(n-10);

(таким образом, после 10 лет ежегодный прирост составляет в среднем 3 см).

Оценка показателей

Каждый измеренный у ребенка показатель сравнивается со средневозрастным, рассчитанным по формулам. Далее определяется отклонение от расчетной величины. Для его оценки пользуются правилом возрастных интервалов.

Условно принято считать, что допустимое отклонение находится в пределах 1-го возрастного интервала(величина прироста (в см) или прибавки (в кг) за 1 год, за 6 месяцев или за 3 месяца соответственно интервалу возрастных групп). Такой показатель считается средним. Если отклонение находится в пределах от 1 до 2-х возрастных интервалов, показатель оценивается как «выше среднего» или «ниже среднего».

Если отклонение составляет от 2-х до 3-х возрастных интервалов, показатель оценивается как «высокий» или «низкий», в этой группе могут оказаться показатели как пограничные с нормой, так и патологические. Вследствие этого объективно оценить такой показатель методом эмпирических формул не представляется возможным. Для уточнения следует воспользоваться другими методами оценки (центильным или сигмальным).

Если отклонение выходит за пределы 3-х возрастных интервалов, показатель считается патологическими тем более требует уточнения оценки.

Таким образом, при оценке антропометрических показателей методом эмпирических формул, также, как и при центильной оценке, выделяют 7 градаций оценок (показатель средний; выше, ниже среднего; высокий, низкий; патологический высокий, низкий).

Форма записи и оценка результатов антропометрических измерений

по эмпирическим формулам

Показатель Результат измерений Расчет по формуле Отклонение от расчетной величины Оценка отклонения Оценка показателя
Рост, см          
Масса тела, кг          
Окружн. головы, см          
Окружн. груди, см          

По результатам оценки антропометрических показателей формулируется итоговое заключение. Основу итоговой оценки определяет рост (средний, выше, ниже среднего и т.д.). Далее определяется гармоничность физического развития (соответствие массы росту). Если рост и масса находятся в одной или соседних оценочных категориях, это свидетельствует о гармоничности развития; если в разных - о дисгармоничности. Отмечаются, если имеются, отклонения показателей окружности головы и груди.

Следует помнить, что при любых нарушениях роста (низкий, высокий) ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди (зависимые признаки) проводят на соответствующий длине тела возраст. Кроме того, масса по эмпирическим формулам рассчитывается на возраст, а не на рост. Поэтому окончательное заключение о гармоничности развития можно сделать только после оценки массы по росту.

По результатам интегральной оценки выделяют 3 оценочные группы, определяющие врачебную тактику.

1. Основная группа – варинт нормы (отклонение показателей от средневозрастных в пределах 1 или 2-х возрастных интервалов).

2. Пограничная группа (отклонение находится в зоне от 2-х до 3-х возрастных интервалов). Оценка требует уточнения другими методами.

3. Патологическая (отклонение показателей превышает 3 возрастных интервала). Оценка требует уточнения другими методами, после чего принимается решение о врачебной тактике.

Примеры:

1. Возрастная группа 10 лет.

Показатель Результат измерения Расчет по формуле Откло-нение Оценка отклонения Оценка показателя
Рост, см 130+5×(10-8) = 140 + 2 В пределах. 1-го возр. интервала Средний
Масса, кг 19+3×(10-5) = 34 - 4 От 1 до 2-х возр. интервалов Ниже среднего
Окр. головы, см 52,5 50+0,6×(10-5) = 53 - 0,5 В пределах 1-го возр. интервала Средний
Окр. груди, см 63+3×(10-10) = 63 - 1 В пределах 1-го возр. интервалов Средний

Заключение: физическое развитие среднее, т.к. рост средний; гармоничное, т.к. рост и масса находятся в соседних оценочных категориях. Оценочная группа - основная, вариант нормы.

2. Возрастная группа 4 года.

Показатель Результат измерения Расчет по формуле Откло-нение Оценка отклонения Оценка показателя
Рост, см 130-7×(8-4) = 102 -10 От 2-х до 3-х возр. интервалов Низкий
Масса, кг 13,5 19-2×(5-4) = 17 -3,5 Свыше 3-х возр. интервалов Патологически низкий
Окр. головы, см 50-1×(5-4) = 49 Отклонение отсутствует Средний
Окр. груди, см 63-1,5(10-4) = 54 - 3 Свыше 3-х возр. интервалов Патологически низкий

Заключение: Физическое развитие низкое, т.к. рост низкий. Масса патологически низкая, поэтому оценка гармоничности требует уточнения другими методами, в том числе следует оценить массу по росту. Кроме того, отмечается патологически низкий показатель окружности груди. После уточнения оценок решить вопрос, в какую оценочную группу отнести ребенка и о тактике врачебных действий.

От средней величины

Для определения процентной доли (процентного соотношения) антропометрических показателей следует найти среднюю величину по центильным (50 центиль) или сигмальным (М) таблицам или по эмпирическим формулам и рассчитать процент фактического показателя от среднего, составив пропорцию:

 
  Определение терминов, основные законы роста детей - student2.ru

Можно рассчитать процентное соотношение роста по возрасту с учетом пола, массы тела по возрасту или по росту с учетом пола, окружности груди по возрасту или по росту с учетом пола и др.

В отечественной педиатрической практике этот метод не нашел широкого распространения. В России традиционно принято при оценке отклонений в росте и, особенно, в массе рассчитывать не процентное соотношение этих показателей от средней величины, а процент их дефицита или избытка, и на основании этого расчета определять степень выраженности отклонений. Наиболее часто в практике этим способом пользуются для оценки степени отклонения роста и массы тела детей.

Оценка степени отклонений роста (длины тела)

Дефицит роста от средневозрастного стандарта:

5-10% – легкая задержка роста (группа риска);

10-20% – умеренная задержка роста (субнанизм);

>20% – выраженная задержка роста (низкорослость - нанизм).

Для избытка роста процентное соотношение обычно не рассчитывают.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ

Оценка состояния питания является неотъемлемой частью обследования ребенка любого возраста, так как достаточное питание (нормотрофия) это один из важнейших критериев здоровья. Особенно это касается детей, имеющих отклонения в физическом развитии и страдающих острыми и хроническими заболеваниями. Основным показателем, дающим представление о состоянии питания, является масса тела. Задержка нарастания массы тела или ее снижение нередко являются первыми проявлениями заболевания. При избытке массы (ожирении) значительно увеличивается риск серьезных заболеваний (сосудистая дистония, атеросклероз, сахарный диабет и др.). Своевременная диагностика дефицита или избыточности массы является одним из основных разделов профилактической работы врача-педиатра.

В практике для оценки состояния питания в настоящее время используются следующие методы: клинические, антропометрические, лабораторные и функциональные.

Клинические методы предусматривают:

· сбор анамнеза и его анализ (сведения о темпах физического развития, заболеваниях, об образе жизни и двигательной активности ребенка, наследственности и условиях жизни семьи, состоянии аппетита, о рационе питания и др.);

· осмотр кожи и ее придатков (ногтей, волос), слизистых оболочек. Их изменения не очень специфичны, но могут свидетельствовать о витаминной, микроэлементной недостаточности питания и др.; осмотр ротовой полости с оценкой состояния зубов;

· осмотр подкожно-жировой клетчатки с определением распределения и степени ее развития;

· пальпацию с определением эластичности кожи, консистенции подкожного жира, а у детей раннего возраста тургора мягких тканей;

· измерение толщины подкожно-жировых складок;

· осмотр и пальпацию мышц с определением степени их развития и тонуса.

Существенное значение в оценке состояния питания придается выраженности подкожно-жирового слоя. Степень развития подкожно-жирового слоя визуально оценивают по 3-х балльной шкале, ориентируясь на выраженность или сглаженность костного рельефа. Для объективизации оценки используют метод измерения толщины подкожно-жировых складок в стандартных местах. Главный показатель – толщина подкожно-жировой складки над трицепсом – это интегральный показатель состояния жировых депо организма. Для уточнения оценки измеряют вторую складку – под лопаткой. Полученные результаты сравнивают со стандартом и дают им оценку. Но наиболее объективно толщина подкожно – жирового слоя оценивается по сумме 4 складок над трицепсом, бицепсом, под лопаткой и над подвздошной костью. Результаты исследования оцениваются по таблицам центильного типа. Для оценки питания идеальным было бы измерение общей массы жировой ткани. В настоящее время разработаны специальные формулы, а также таблицы и номограммы, позволяющие по сумме толщины подкожно – жировых складок достаточно точно рассчитать жировую массу тела (ЖМТ) и тощую (без жира) массу тела (ТМТ).

К сожалению, метод измерения толщины подкожно-жировых складок не имеет широкого распространения в практике из-за отсутствия необходимого для измерения инструмента – калипера.

Антропометрические методы, а именно измерение длины тела и массы, их оценка и определение соответствия массы тела длине остаются в настоящее время основными методами в оценке состояния питания ребенка. Косвенное значение для оценки состояния питания имеет измерение окружности груди, т.к. корреляция этих показателей имеется только у детей младших возрастных групп.

Масса тела представляет собой совокупность многих составляющих (скелет, внутренние органы, мышцы, внеклеточная жидкость, жировая ткань) и не дает представления о количественном соотношении этих элементов. Объективное представление о состоянии питания можно было бы получить, определяя количество жировой ткани. В педиатрической практике о количестве жировой ткани судят, используя почти исключительно косвенные методы, либо оценивая массу тела и соответствие ее длине (росту), либо по толщине складок кожи и подкожного жира. Однако следует помнить, что изменения массы тела могут не всегда объективно отражать состояние питания у детей разных возрастных групп. Так, в пубертатном периоде изменения массы тела происходят не столько за счет нарастания жировой ткани, сколько за счет увеличения костной и мышечной массы. Поэтому оценка питания только по массе может оказаться некорректной. Отсутствие калиперов не позволяет точно оценить толщину подкожно-жировых складок. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания у детей разных возрастных групп.

Оценка массы тела проводится любым из перечисленных ранее методов (центильным, сигмальным, эмпирическим). Основной задачей является определение соответствия массы тела долженствующему по возрасту росту. На этом основании делается заключение о соответствии или несоответствии массы росту (длине тела). При выраженном отклонении показателя массы рассчитывают процент дефицита или избытка и определяют степень отклонения.

Безуспешные попытки характеризовать состояние питания по какому-либо одному антропометрическому показателю привели к использованию в этих целях различных формул и индексов: массо-ростовой индекс Тура для новорожденных детей, индекс массы тела (ИМТ – Кетле II), индекс Чулицкой для детей первого года жизни и др. Наиболее перспективным представляется использование для этих целей ИМТ. Оценка ИМТ в динамике позволяет оценивать состояние питания ребенка, начиная с первого года жизни (см. табл.11 в Приложении).

Лабораторные (исследование крови, мочи, волос, ногтей и др.) и функциональные методы для оценки состояния питания применяют только при углубленных, специальных исследованиях, направленных на выявление недостаточности тех или иных ингредиентов, поступающих в организм ребенка с питанием.

Важно понять, что ни один из существующих методов не позволяет в самостоятельном виде достоверно оценить состояние питания. Окончательное заключение делают по совокупности всех перечисленных методов оценки питания и при выявлении отклонений определяют врачебную тактику.

Оценка пропорциональности телосложения

Рост ребенка подчинен аллометрическому, но не изометрическому правилу. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть синхронно, но детям свойственна аллометрия – неравномерная скорость роста отдельных частей тела и внутренних органов. Так, за период роста ребенка длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних – в 4 раза, туловища – в 3 раза, высота головы – в 2 раза.

По мере роста и созревания ребенка меняются пропорции телосложения, то есть соотношение между отдельными частями тела. Эти изменения, прежде всего, связаны с возрастом ребенка: после 7-ми лет начинает сказываться влияние половой принадлежности, а в пубертатном возрасте (иногда раньше) начинает проявляться тип конституции. При оценке пропорций телосложения необходимо учитывать также наследственные факторы, национальность, расово-этнические особенности ребенка.

Оценка пропорциональности телосложения имеет значение для суждения о развитии ребенка в целом, а также для диагностики заболеваний (генетических, эндокринных и др.), при которых меняются пропорции тела.

Вначале проводится визуальная оценка пропорциональности телосложения. При осмотре обращают внимание на рост и его соответствие календарному возрасту ребенка. Далее, на развитие подкожно-жирового слоя и соответствие массы росту. Затем оценивают развитие костяка и мышц (появление мышечного рельефа, тонус мышц). Далее оценивают:

соотношение длинников:

· высота головы к общей длине;

· высота лицевой и мозговой частей черепа и их соотношение;

· длина туловища к общей длине;

· длина конечностей;

· длина плеча, предплечья, кисти;

· длина бедра, голени, стопы;

· место, до которого доходит рука, вытянутая вдоль туловища;

· нахождение средней точки длины тела;

· верхний и нижний сегменты тела и их соотношение.

соотношение поперечников:

· ширина плеч (биакромиальный размер);

· ширина таза (битрохантериальный размер).

соотношение окружностей:

· головы, грудной клетки, живота;

· плеча, предплечья;

· бедра, голени;

· дистальных отделов конечностей по отношению к проксимальным.

Визуальная оценка дополняется измерениями отдельных частей тела. Длинники измеряются с помощью ростомера и сантиметровой ленты, поперечники – с помощью циркулей, окружности – сантиметровой ленты.

Трудность оценки результатов измерений заключается в том, что для большинства показателей не разработаны возрастные и половые стандарты. В практике используются стандарты только для окружности головы и груди и стандарты массо-ростового индекса (ИМТ – Кетле-II). Использование индексов физического развития, которые дают представление о соотношении различных частей тела (см. соответствующий раздел), также не решает проблему, так как отсутствуют разработки по статистическим нормам. Поэтому детальные измерения и их оценка проводятся только при специальных углубленных исследованиях, а в обычной практике чаще врачу приходится полагаться на визуальную оценку и собственный клинический опыт.

Тем не менее, чтобы студент имел представление о соотношении различных частей тела, рекомендуются следующие измерения с помощью ростомера и сантиметровой ленты.

1. Высота головы – расстояние между макушкой и подбородочной точкой. У детей приблизительно составляет (часть от общей длины тела):

· новорожденный – 1/4;

· к 2 годам – 1/5;

· к 6 годам – 1/6;

· к 12 годам – 1/7;

· к 15 годам и у взрослых – 1/8.

2. Соотношение лицевой и мозговой частей черепа. Граница между ними проходит через надбровные дуги. У детей раннего возраста преобладает мозговая часть черепа, соотношение 1:2; у дошкольников и младших школьников 1:1; у старших школьников и взрослых 1,5-2:1, то есть преобладает лицевая часть черепа. Но следует помнить, что это соотношение – величина вариабельная и во многом определяется индивидуальными фенотипическими особенностями строения черепа и лица.

3. Длина туловища– расстояние от яремной ямки до лобковой точки – во всех возрастах составляет приблизительно 40% от общей длины.

4. Рост сидя – с возрастом по отношению к длине тела уменьшается.

5. Соотношение между нижним и верхним сегментами:

· нижний сегмент – расстояние от лобковой точки до пола;

· верхний сегмент – разница между ростом и нижним сегментом;

· их соотношение у новорожденных 1:1,75-1,5, у подростков 1:1.

6. Средняя точка длины тела – рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка. Средняя точка находится:

· у новорожденного – на уровне пупка или выше;

· к 6 годам – середина расстояния между пупком и лобком;

· с 12 лет и у взрослых – на лобке.

7. Измерение и сравнение окружностей головы и груди (модифицированный индекс Тура). При рождении окружность головы больше окружности груди приблизительно на 2 см; к 2-4 мес. показатели сравниваются (разность равна 0), во II полугодии окружность груди начинает превышать окружность головы, к 1 году разность составляет 2 см. После 1 года разность (в см) между окружностью груди и головы укладывается в интервал от n до 2 n, где n – возраст в годах.

8. «Филиппинский» тест – выполняется ребенком в положении стоя или сидя. Голова находится в строго вертикальном положении. Правую руку ребенка плотно накладывают на середину темени, направляя кисть к мочке левого уха. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха. Тест становится положительным с 5-6-летнего возраста и служит одним из критериев зрелости физического развития при подготовке к школе.

Понятие об индексах физического развити

Индексы физического развития – это математически вычисленные соотношения между двумя или несколькими антропометрическими показателями, которые отражают изменения пропорций тела у детей с возрастом и выявляют отклонения физического развития при патологических состояниях. Они являются не основными, а лишь вспомогательными критериями физического развития. В клинической практике наибольшее распространение получили массо-ростовые индексы.

1. Индекс Тура (Кéтле-I) – массо-ростовой индекс. А.Ф.Тур предложил использовать этот индекс для новорожденных детей. Это частное от деления массы тела при рождении в граммах на длину тела в сантиметрах. Индекс отражает состояние упитанности плода к концу гестации. Его величина у здоровых доношенных детей составляет 60-80. Если показатель ниже 60, диагностируется внутриутробная (пренатальная) гипотрофия.

2. Индекс Кéтле-II – массо-ростовой индекс (другое название – индекс массы тела – ИМТ). Это частное от деления массы тела в килограммах на длину в метрах, возведенную в квадрат. Этот индекс широко применяется у взрослых для оценки состояния питания (ожирение, снижение массы). Индекс может применяться и в педиатрии, но пока еще широкого распространения не получил. В настоящее время рекомендуется использовать ИМТ для оценки состояния питания у детей после 10 лет, использование до этого возраста считается малоинформативным. ИМТ нашёл применение в практике педиатров-эндокринологов для диагностики ожирения.

Для детей школьного возраста просто и удобно для оценки ИМТ пользоваться номограммой, используя показатели роста и массы тела (Рис. 8). В США разработаны центильные таблицы стандартов ИМТ для детей от 1 года до 19 лет с учетом возраста и пола. Они предложены ВОЗ для международного использования (табл. 11 в Приложении).

Отмечается изменение ИМТ с возрастом детей. В возрасте 1-го года показатель ИМТ достаточно высокий, а затем прогрессивно снижается, достигая минимума к 6 годам, что отражает изменение направлений роста – периодов «округления» и «вытягивания». Поэтому использование ИМТ до 7 лет считается мало информативным. Затем показатель ИМТ нарастает, достигая величины конца 1-го года жизни к 10-11 годам. В дальнейшем показатель продолжает увеличиваться, достигая максимума к 19 годам. Динамические изменения ИМТ более выражены у мальчиков.

3. Расчеты процентного соотношения величин антропометрических показателей от средневозрастного стандарта также, по сути, представляют собой индексы физического развития. Так рассчитывают процентное соотношение роста, массы по возрастно-половым стандартам, массы по вневозрастным росто-половым стандартам. Наибольшее практическое значение имеет оценка массы, особенно массо-ростовые соотношения.

Определение терминов, основные законы роста детей - student2.ru

Рис. 8. Номограмма для определения индекса массы тела

Примечание: поместите линейку между колонками, указывающими рост и массу тела и определите ИМТ в той точке, где линейка пересекает шкалу ИМТ. Оптимальным показателем ИМТ считается 19-25 для женщин, для мужчин 20-25, для детей школьного возраста 18-25.

4. Модифицированный индекс Тура – разность между окружностью груди и головы (описан в разделе «Оценка пропорциональности телосложения»).

Особое положение занимают индексы пропорциональности, меняющиеся с возрастом: длина ноги / высота верхнего лица; окружность головы / длина тела; длина ноги / длина тела и другие. Они могут использоваться в качестве дополнительных критериев оценки не только физического развития, но и биологической зрелости ребенка (биологического возраста). Подробнее индексы физического развития описаны в учебнике «Пропедевтика детских болезней», 1999, стр. 102-103, 122-125.

Тип грудного ребёнка.

В пропорциях телосложения отмечается относительно бóльшая высота головы и длина туловища при коротких конечностях. Высота головы составляет приблизительно 1/4-1/5, а длина туловища почти 1/2 (45%) от общей длины тела. Преобладает верхний сегмент тела (соотношение 1,7-1,5:1). Средняя точка тела находится в области пупка или выше.

Черты лица округлые, рельеф лица неглубокий, слабо выражена переносица, слабо развиты челюсти, особенно нижняя, отмечается преобладание мозговой части черепа над лицевой (2:1), шея короткая, скрыта за нижней частью лица.

Ноги и руки почти одинаковой длины, руки, вытянутые вдоль туловища, достают до начала бедра. Окружности плеча, предплечья, бедра и голени близки между собой, т.е. форма конечностей цилиндрическая. Стопы и кисти пухлые, выпуклые.

Живот относительно большой, выступает вперед. Окружность живота больше окружности грудной клетки. Окружность головы в первые 2-3 мес. больше окружности груди, затем они сравниваются, а во 2-ом полугодии жизни начинает превалировать окружность груди.

Хорошо развит подкожно-жировой слой, мышцы развиты слабо.

Тип ребенка раннего возраста (1-3 года).

Это период первого округления или первой полноты. Сохраняется относительно бóльшие высота головы и длина туловища при коротких конечностях, но начинается прирост длины ног.

Очертания лица округлые, рельеф лица неглубокий, нос мало выступает за выпуклость щек, в связи с появлением молочных зубов увеличиваются челюсти.

Вытянутые руки доходят до верхней трети или середины бедра. Длина ног начинает преобладать над длиной рук. Конечности сохраняют цилиндрическую форму, но окружности дистальных отделов уменьшаются по сравнению с проксимальными. Туловище круглое, его форма приближается к цилиндрической, живот выступает значительно меньше, окружность живота становится меньше окружности грудной клетки.

Хорошо развит подкожно-жировой слой, мышцы развиты еще слабо.

Понятие о конституции

Конституция – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма человека, обусловленных наследственностью, а также интенсивным длительным влиянием окружающей среды. Эти свойства до некоторой степени могут определять склонность человека к определенной патологии и характер протекания заболеваний.

Понятие «конституция человека» включает множество признаков. Применительно к морфологическим (антропометрическим) признакам целесообразно использовать термин «морфотип», «морфофенотип» или соматотип конституции человека (Ю.Е.Вельтищев), который служит отражением типа и пропорций телосложения. Определение морфофенотипа проводится прежде всего методом сомато- (антропо-)скопии и при необходимости дополняется антропометрией.

Предложено много классификаций морфотипов. Самая простая классификация М.В.Черноруцкого, который выделил 3 типа телосложения: астенический, нормостенический и гиперстенический. Наибольшее применение получила схема соматотипов В.Т.Штефко и А.Д.Островского. Согласно этой схеме выделяют торокальный, дигестивный, мышечный, астеноидный, неопределенный типы. Однако сами авторы связывали формирование соматотипов с периодом половой зрелости, хотя допускали возможность выделения соматотипов у детей более ранних возрастных периодов.

Ю.Е.Вельтищев предложил использовать следующую классификацию морфофенотипов.

Основные морфотипы

А. Нормальные

1. Гипопластический (лептоморфный, инфантильный) – гипостатура, миниатюрные дети, семейно низкий рост (по Г.Н.Сперанскому).

2. Удлиненный (долговязый, астенический, долихоморфный) – относительно высокий рост при суженных поперечных размерах.

3. Коренастый (брахиморфный) – нормальный или сниженный рост при широких поперечных размерах.

4. Атлетический (андроморфный) – опережение роста и размеров грудной клетки, ширины плеч, высокое физическое развитие у мальчиков и признаки маскулинизации (андрогении) у девочек.

5. Женственный (гинекоморфный) – обычно у мальчиков – признаки феминизации.

6. Тип полного ребенка (адипозофенотип). Пропорциональность размеров тела при избытке массы.

7. Мезоморфный– пропорциональность показателей длины и массы тела.

Б. Патологические

Диспластические, диспропорциональные морфофено<

Наши рекомендации