Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие.............................................. 214

Предварительный обзор .........................................214

Новорожденные................................................215

Физическое и моторное развитие .................................222

Сенсорное и перцептивное развитие...............................236

Когнитивное развитие...........................................246

Развитие речи..................................................257

Краткое содержание главы.......................................270

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие. . 274

Предварительный обзор .........................................274

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276

Паттерны ранних отношений.....................................284

Отцы, братья, сестры и семейная система ..........................296

Развитие личности на втором году жизни ..........................300

Занятость родителей............................................308

Краткое содержание главы.......................................315

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие. . 318

Предварительный обзор .........................................318

Физическое развитие............................................320

Развитие двигательных навыков..................................326

Когнитивное развитие...........................................331

Память и когнитивное развитие ..................................341

Развитие речи и культура........................................345

Игра и научение................................................354

Краткое содержание главы.......................................360

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363

Предварительный обзор .........................................363

Проблемы развития и техники совладания .........................365

Агрессия и просоциальное поведение..............................376

Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384

Понимание себя и других........................................388

Семейная динамика.............................................396

Краткое содержание главы.......................................410

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413

Предварительный обзор .........................................413

Физическое и моторное развитие .................................414

Когнитивное развитие...........................................422

Оценка интеллекта и достижений.................................431

Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441

3 Оглавление

Нарушения и расстройства развития ..............................448

Краткое содержание главы.......................................453

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457

Предварительный обзор .........................................457

Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458

Социальное знание и моральное сознание ..........................461

Продолжающееся влияние семьи..................................468

Отношения со сверстниками и социальная компетентность ...........478

Краткое содержание главы.......................................488

Часть III. Подростковый возраст

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом

возрасте.............................................. 492

Предварительный обзор .........................................492

Подростковый период в наше время...............................493

Физическое развитие и адаптация.................................495

Сексуальные установки и поведение...............................504

Когнитивные изменения в подростковом возрасте ...................513

Краткое содержание главы.......................................519

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом

возрасте.............................................. 522

Предварительный обзор .........................................522

Задачи развития подросткового возраста...........................523

Семейная динамика.............................................530

Взаимоотношения в подростковый период..........................533

Трудности подросткового возраста ................................540

Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550

Краткое содержание главы.......................................556

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560

Предварительный обзор .........................................560

Перспективы развития в периоде взрослости .......................562

Общее физическое развитие......................................566

Секс и сексуальность............................................571

Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580

Периодизация и задачи развития у взрослых .......................586

Краткое содержание главы.......................................598

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601

Предварительный обзор .........................................601

Длительность и изменчивость ....................................602

Личность, семья и работа ........................................603

Установление близких отношений ................................609

Родительство и развитие взрослых ................................617

Профессиональный цикл ........................................625

Оглавление 9

Работа и пол...................................................636

Краткое содержание главы.......................................642

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646

Предварительный обзор .........................................646

Развитие в среднем возрасте .....................................647

Физическая стабильность и изменчивость..........................652

Здоровье и болезни ............................................. 661

Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем

возрасте .................................................... 670

Краткое содержание главы.......................................680

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682

Предварительный обзор .........................................682

Стабильность и изменчивость личностного развития.................683

Семья и друзья: межличностные контексты.........................691

Изменение семьи...............................................702

Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710

Краткое содержание главы.......................................716

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719

Предварительный обзор главы....................................719

Старение сегодня...............................................720

Физические аспекты старения....................................730

Причины старения..............................................741

Когнитивные изменения в пожилом возрасте .......................744

Краткое содержание главы.......................................756

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие. . . 759

Предварительный обзор главы....................................759

Личность и старение ............................................761

Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770

Семейные и личные связи .......................................775

Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782

Краткое содержание главы.......................................790

Глава 19. Смерть и умирание.................................793

Предварительный обзор главы....................................793

Страх смерти ..................................................794

Встреча с собственной смертью...................................798

В поисках гуманной смерти ......................................802

Горе утраты и скорбь............................................809

Завершая жизненный цикл.......................................816

Краткое содержание главы.......................................817

Глоссарий ....................................................... 819

Список литературы ...............................................846

Алфавитный указатель.............................................928

Предисловие к русскому изданию

Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и ;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.

В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.

Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.

В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.

В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.

В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.

Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы-

Предисловие к русскому изданию 1 1

вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.

Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной

психологии СПбГУ Л. А. Головей

Предисловие

История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.

Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.

Какими мы видим студентов сегодня

Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,

Предисловие "| 3

кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.

Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.

Наши рекомендации