Положение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях
Согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству несовершеннолетние осужденные отбывают наказания в воспитательных колониях.
В структуре Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России) функционируют 23 воспитательные колонии. Из них 21 воспитательная колония – для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 2 воспитательных колонии (в Белгородской и Томской областях) – для содержания несовершеннолетних осужденных женского пола.
Число лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних, в 2015 году составило 1 743 человека (2014 г. - 1 901 человек, 2013 г. - 2 200 человек).
В 2015 году доля осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, по видам преступлений составила: кража – 32% (2014 г.- 17%; 2013 г.- 20,4%); грабеж – 14,3% (2014 г. - 16%; 2013 г. - 16,1%); разбой – 11,9% (2014 г. - 13,1%; 2013 г. - 13,6%); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 10,7% (2014 г. - 12,1%; 2013 г. - 11,4%); изнасилование – 7,6% (2014 г. - 9,8%; 2013 г. - 8,5%); убийство – 9,7% (2014 г. - 8,7%; 2013 г. - 8,8%); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения – 4,9% (2014 г. - 7,7%; 2013 г. - 9,1%); прочие преступления – 8,5% (2014 г. - 15,6%; 2013 г. - 12,1%).
Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы – 95% (2014 г. - 97,4%; 2013 г. - 94,7%).
Численность несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не работали и не учились, в 2015 году составила 13,7% (2014 г. - 14,6%; 2013 г. - 13,5%).
Численность несовершеннолетних осужденных, являвшихся сиротами или лицами, лишенными родительского попечения, в 2015 году составила 12,6% (2014 г. - 15,2%; 2013 г. - 16,5%).
Возраст осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях: 14-15 лет – 5,3% (2014 г. - 5,7%; 2013 г. - 5,8%); 16-17 лет – 74,4% (2014 г. - 70%; 2013 г. - 72,6%); 18-19 лет – 20,3% (2014 г. - 24,3%; 2013 г. - 21,6%).
Обучение несовершеннолетних осужденных осуществлялось в вечерних (сменных) общеобразовательных школах. В 2014/2015 учебном году по программам общего образования прошли обучение 1 595 осужденных. Все школы воспитательных колоний оборудованы современными компьютерными классами, которые подключены к сети Интернет.
В профессиональных училищах организовано обучение несовершеннолетних осужденных более чем по 15 профессиям, востребованным как на производстве учреждений, так и на рынках труда субъектов Российской Федерации (оператор швейного производства, швея, электросварщик, мастер общестроительных работ, штукатур, облицовщик, плиточник, каменщик, столяр-плотник, повар, слесарь по ремонту автомобилей, оператор ЭВМ и др.).
За отчетный период 2014/2015 учебного года обучено рабочей профессии 2 536 осужденных (98,7% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ), 2568 тыс. человек), в том числе в образовательных учреждениях ФСИН России – 2 412 осужденных, на производстве исправительных учреждений – 124 осужденных. После окончания обучения трудоустроено 332 выпускника образовательных учреждений или 13,7% от численности обученных (АППГ – 14,2%).
В период отбывания наказания несовершеннолетним на добровольной основе оказывалась психологическая помощь. Во всех воспитательных колониях функционировали психологические лаборатории, имевшие современное психокорекционное оборудование для проведения индивидуальной и групповой работы.
В 2015 году проведена работа по применению новых технологий по профилактике правонарушений среди осужденных.
В воспитательных колониях реализовывались программы примирения или возмещения вреда потерпевшим. Успешно реализуется проект «Новое поколение», предусматривающий участие несовершеннолетних осужденных в сфере социально-производственного труда.
В работе с осужденными продолжает реализовываться программа «Ключи», адаптированная в 2014 году, которая ориентирует несовершеннолетнего на осознанный выбор профессии и умение планировать свое дальнейшее профессиональное образование.
Активно используются ситуационные игры с осужденными, употреблявшими до осуждения алкоголь или наркотические вещества.
В рамках внедрения новых технологий в ВК открыты новые кружки (секции) по интересам: «Этикет джентльмена», «Экология человека», «Занимательные шашки и шахматы», «Звени гитара», «Юный корреспондент», «Синема», «Творческая мастерская», «Стендовое моделирование», «Цветоводство», «Бумагопластика», «Природа и фантазия», «Макраме», «Основы нравственности», «Уроки общения», «Изостудия», «Хореография», «Гражданско-патриотический клуб».
Медицинское обеспечение несовершеннолетних осужденных, содержащихся в учреждениях ФСИН России, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». В воспитательных колониях оборудованы медицинские части, функционирующие в амбулаторно-поликлиническом режиме.
По прибытии в воспитательные колонии всем поступившим проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи.
Осмотр проводит врач или фельдшер в специально оборудованных медицинских частях воспитательных колоний, оснащенных аппаратами для измерения артериального давления, фонендоскопом, термометрами, шпателями для осмотра ротовой полости, весами, ростомером.
Лекарственными средствами все медицинские части воспитательных колоний обеспечены в необходимом объеме.
С целью оказания специализированной медицинской помощи несовершеннолетним осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» заключены соглашения о взаимодействии между медицинскими учреждениями уголовно-исполнительной системы и медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В 2015 году на оказание амбулаторной помощи несовершеннолетним в медицинских организациях муниципального (государственного) здравоохранения израсходовано 478,88 тыс. рублей, в том числе на лабораторные исследования – 103,00 тыс. рублей, на инструментальные исследования – 64,55 тыс. рублей, на оказание помощи спецконтингенту врачами-специалистами медицинских организаций муниципального (государственного) здравоохранения выезжающих в учреждения – 1131,52 тыс. рублей, на оказание консультативной помощи израсходовано 692,38 тыс. рублей.
Структура заболеваемости в воспитательных колониях свидетельствует о более высокой частоте у них соматических заболеваний: 37% – заболевания верхних дыхательных путей, 21% – болезни кожи и подкожной клетчатки, 15% – заболевания органов пищеварения.
В настоящее время в целях получения всеми осужденными несовершеннолетними после отбывания наказания помощи в получении регистрации, паспорта и других документов, удостоверяющих факты, имеющие юридическое значение, в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, а также содействие в получении установленных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ, социальных выплат, полиса обязательного медицинского страхования, Минтрудом России в рамках плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года обобщается опыт субъектов Российской Федерации по восстановлению правового статуса осужденного несовершеннолетнего по окончании отбывания наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение благополучного и защищенного детства всегда было и остается одним из основных национальных приоритетов. Подтверждением этому служит формирование целенаправленной государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция).
Целью государственной семейной политики, определенной Концепцией, является поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Меры, предусмотренные Концепцией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи - рождением, воспитанием, содержанием и социализацией детей, участием в экономической деятельности государства, сохранением физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовным развитием членов семьи и всего общества, сохранением и укреплением традиционных семейных ценностей. Эти меры распространяются на все семьи независимо от их состава, социально-экономического положения и социального статуса.
План мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р, включает в себя мероприятия, затрагивающие наиболее значимые вопросы современной социальной политики, такие как повышение ценности семейного образа жизни, развитие экономической самостоятельности семьи, совершенствование системы ее государственной поддержки, создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранение здоровья всех членов семьи и обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Итогом реализации Концепции должна стать сформированная к 2025 году система мер, которая позволит чувствовать уверенность в будущем, ощущать себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье.
В рамках реализации Плана мероприятий на 2015-2017 годы продолжена работа по основным направлениям государственной политики в интересах детей.
В целом система социальной поддержки семей с детьми развивается в направлении усиления адресности предоставляемых мер, что закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Развиваются технологии помощи гражданам с доходами ниже прожиточного минимума, такие как оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Важным социально-экономическим направлением в решении задач снижения уровня бедности и обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, в том числе беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, является реализация государственной политики в сфере оказания внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации.
Отдельного внимания заслуживает вопрос взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, как гарантия материального обеспечения детей.
Принимаемый ФССП России комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы по взысканию алиментных платежей, способствовал обеспечению динамики снижения остатка неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов.
В целях улучшения жилищных условий многодетных семей в 2015 г. приняты меры, направленные на приоритетное предоставление единовременных субсидий и жилых помещений гражданам, имеющим 3 и более детей.
За 2015 год органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления семьям, имеющим трех и более детей, предоставлено бесплатно 82 тыс. земельных участков и 5,5 тыс. семьям данной категории предоставлены жилые помещения по договору социального найма.
По состоянию на 1 января 2016 года молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы выдано 15 858 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, из которых 11 198 реализованы молодыми семьями-участниками подпрограммы.
Для семей с детьми особое значение имеет вопрос доступного качественного образования.
Одной из ключевых целей на 2016 год для Минобрнауки России и субъектов Российской Федерации остается удержание высоких значений (на уровне 100%) показателя доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.
В 2016 году планируется поддержать семьи с детьми раннего возраста (от 2 месяцев до 3-х лет). В этой связи в перечень ключевых целей на 2016 год вошли:
создание условий для получения дошкольного образования детьми до трех лет;
создание сервисов для родителей, чьи дети не посещают дошкольные образовательные организации.
Для реализации этих целей предстоит корректировка мероприятий региональных «дорожных карт», в том числе направленных на реализацию мер по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.
Одним из инструментов в достижении указанных целей станет формирующаяся сеть консультационных центров (служб) для родителей. В настоящее время в Российской Федерации уже создано и функционирует более 9 тыс. центров консультационной помощи при дошкольных общеобразовательных организациях.
Для обеспечения высокого качества дошкольного образования на всей территории Российской Федерации продолжится переход дошкольных образовательных организаций на ФГОС дошкольного образования.
В этой связи ключевой целью выступает: создание условий для формирования качественной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
В плановом порядке будет осуществляться повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников дошкольного образования.
Ввиду того, что в дошкольных образовательных организациях не только реализуются образовательные программы, но и осуществляется присмотр и уход за детьми, важным является недопущение необоснованного роста родительской платы за присмотр и уход. Ее рост не должен быть выше ежегодной процентной ставки инфляции. Также планируется распространить лучшие региональные практики по расчету родительской платы за присмотр и уход за детьми.
До 2018 года необходимо разработать 15 концепций преподавания учебных предметов (предметных областей). В 2016 году будут разработаны 5 предметных концепций (обществознание, география, искусство, технология, физическая культура). В 2017 - 2018 годах необходимо разработать 7 предметных концепций (иностранные языки, ОДНК, физика, биология, химия, ОБЖ, родные языки).
Обновление содержания отдельных предметов, предметных областей и технологий обучения через разработку предметных концепций - одна из ключевых задач, решаемых в настоящее время в системе общего образования.
Концепции определяют базовые принципы и подходы к преподаванию конкретного учебного предмета школьной программы, являются основой для разработки линий учебников, программ повышения квалификации педагогов, совершенствования ФГОС и примерных программ общего образования.
С 1 сентября 2015 года по ФГОС обучаются все учащиеся 1-5 классов, что составляет 56 % от общего числа учащихся по общеобразовательным программам. В 2016 году в 1 - 6 классах в 100% общеобразовательных школ страны будет осуществлен переход на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования - это 67% от общего числа учащихся по общеобразовательным программам. Для поэтапного введения ФГОС во всех субъектах должны быть созданы как материально-технические условия для обучения детей по новым стандартам, так и кадровые - все педагоги должны пройти повышение квалификации для реализации образовательных программ в соответствии, с ФГОС.
В 2016 году планируется детализировать требования к результатам обучения по всем учебным предметам и на всех уровнях общего образования.
В 2016 году в 24 субъектах Российской Федерации будут обеспечены условия (в том числе через предоставление субсидий из федерального бюджета) для создания на базе общеобразовательных организаций современных школьных библиотек, имеющих свободный доступ к цифровым библиотечным ресурсам, в том числе гражданско-патриотической направленности.
Минобрнауки России активно занимается вопросом развития школьных библиотек. В современной школьной библиотеке должны быть созданы условия для свободного доступа к цифровым библиотечным ресурсам, в том числе гражданско-патриотической направленности; обучающимся должна быть предоставлена возможность подключения собственных устройств к Интернету через школьную сеть и возможность комфортного физического размещения посетителей библиотеки с собственными устройствами.
Минобрнауки России приступило к реализации проекта «Российская электронная школа», в рамках которого:
дети с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, обучающиеся, живущие за пределами Российской Федерации, соотечественники за рубежом - смогут получать общее образование с 1 по 11 класс либо полностью, либо частично с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий;
впервые будет сформирован единый фонд комплектов дидактических и методических образовательных ресурсов по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов (будет разработано 12 000 единиц образовательных ресурсов открытого пользования в составе полного завершенного курса интерактивных видео-уроков);
прохождение обучения в открытой информационно-образовательной среде «Российская электронная школа» будет подтверждаться документом об обучении.
В проекте примут участие лучшие учителя, признанные авторские коллективы педагогов России, будут использованы лучшие авторские программы и методики преподавания.
В настоящее время Минобрнауки России под эту задачу разрабатывается ведомственная целевая программа «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 годы.
Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в рамках обеспечения дальнейшего функционирования и совершенствования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов также является одной из ключевых целей Минобрнауки России на 2016 год.
Будет продолжена реализация Комплекса мер на 2015-2020 годы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В целях государственной поддержки талантливых детей и молодежи в 2016 г. будет разработан проект Указа Президента Российской Федерации, вступающий в силу с 1 января 2017 года, в соответствии с которым ежегодно будет присуждаться 5 405 премий для поддержки талантливых детей и молодежи.
Будет продолжена разработка нормативной правовой базы, необходимой для организации работы по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития.
В целях укрепления здоровья детей в Российской Федерации необходимо продолжить работу, направленную на: формирование здорового образа жизни; укрепление здоровья учащихся в образовательных организациях; укрепление материально-технической базы дошкольных, общеобразовательных, летних оздоровительных организаций; разработку региональных целевых программ, предусматривающих совершенствование системы отдыха и оздоровления детей, реконструкцию старых и строительства новых образовательных организаций, отвечающих требованиям законодательства.
Совершенствование организации питания в общеобразовательных организациях в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, поскольку напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.
Система школьного питания должна обеспечивать качественное сбалансированное питание школьников с учетом их потребности в питательных веществах и энергии.
Распространенность различных патологических состояний у детей, посещающих образовательные организации, многофакторность причин ухудшения состояния их здоровья (письмо Роспотребнадзора от 5 июля 2016 г. № 01/8431-16-23), определяет актуальность совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях.
В 2015 году в целях развития детского и семейного спорта была проделана работа по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование позитивного общественного мнения о необходимости систематических занятий физической культурой и спортом и ведения здорового образа жизни.
В стране выстроена система комплексных многоэтапных массовых физкультурно-спортивных мероприятий для всех возрастных и социальных групп населения, обязательных для проведения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, повышен уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями и физкультурно-спортивными клубами по месту жительства и учебы.
Кроме организации и проведения массовых спортивных мероприятий активно осуществлялась пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации, благодаря чему был повышен интерес общественности к физкультурным и спортивным мероприятиям, а также к занятиям в спортивных секциях по видам спорта.
Согласно статистической отчетности, по сравнению с 2014 годом на 1,9 млн. человек увеличилось число детей, подростков и молодежи, занимающихся физической культурой и спортом в различных типах образовательных организаций во внеурочное время и составило 29,3 млн. человек, из них 16,0 млн. несовершеннолетних.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р утвержден План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.
План мероприятий будет реализовываться во взаимосвязи с другими стратегическими документами, определяющими приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в отношении детства, в том числе с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, соответствующими федеральными целевыми, государственными и ведомственными программами, а также региональными стратегиями (программами) действий в отношении детей.