Положение несовершеннолетних, находящихся

В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ (ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫМ) ПОВЕДЕНИЕМ

Специальные учебно-воспитательные учреждения (далее – СУВУ) открытого и закрытого типа являются неотъемлемой частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Указанные образовательные организации создаются для обучающихся с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.

В настоящее время СУВУ представляют собой один из перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации. Своевременное их направление в СУВУ является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.

В числе приоритетных задач, которые решают СУВУ:

обеспечение возможности получения квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни; педагогической, психологической, медицинской реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе; осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; осознанного подхода к выбору профессии;

осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; приобретение навыков законопослушного гражданского поведения.

В настоящее время сеть СУВУ включает 68 образовательных организаций, расположенных в 48 субъектах Российской Федерации, с общей численностью обучающихся – 5 132 человека.

СВЕДЕНИЯ

о сети учебно-воспитательных учреждений Российской Федерации

Структура сети специальных учебно-воспитательных учреждений Российской Федерации
1. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
Всего обучающихся по итогам года 3 230 2 982 2 872
Специальные профессиональные образовательные организации закрытого типа, федерального подчинения, в том числе:
для девочек
для мальчиков
Всего обучающихся по итогам года 1 531 1 501 1 453
Специальные профессиональные образовательные организации закрытого типа, регионального подчинения, в том числе:
смешанные
Всего обучающихся по итогам года
Специальные общеобразовательные организации закрытого типа, регионального подчинения, в том числе:
для обучающихся с ОВЗ
для девочек
для мальчиков
смешанные
Всего обучающихся по итогам года 1 660 1 434 1 378
2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа
Всего обучающихся по итогам года 3 009 2 617 2 260
Специальные профессиональные образовательные организации открытого типа, федерального подчинения, в том числе:
для мальчиков
Всего обучающихся по итогам года
Специальные профессиональные образовательные организации открытого типа, регионального подчинения, в том числе:
смешанные
Всего обучающихся по итогам года
Специальные общеобразовательные организации открытого типа, регионального подчинения, в том числе:
для девочек
для мальчиков
смешанные
Всего обучающихся по итогам года 1 932 1 582 1 901
ВСЕГО УЧРЕЖДЕНИЙ
ВСЕГО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ ГОДА 6 239 5 599 5 132


Всего 36 субъектов Российской Федерации имеют СУВУ регионального подчинения, что не соответствует современной ситуации в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, и свидетельствует о недостаточном использовании ресурсов данных образовательных организаций в реабилитации и ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением.

В течение последних 5 лет отмечается тенденция сокращения сети СУВУ. Так, за 2015 год количество СУВУ закрытого типа регионального подчинения сократилось на 12% (4 учреждения, фактическое число мест – 399).

Кроме того, по состоянию на 1 января 2015 г. сеть СУВУ закрытого типа регионального подчинения всего включает 29 образовательных организаций с фактическим числом мест – 2 147: 28 общеобразовательных организаций и одна профессиональная образовательная организация. Однако обучается в указанных организациях всего 1 000 воспитанников, что составляет 46,58% от фактического числа мест. Имеются резервы для создания инновационных моделей комплексной профилактики с учетом региональной специфики.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее – СУВУ ЗТ) обеспечивают:

реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не подлежащих уголовной ответственности либо освобожденных судом в установленном порядке от наказания;

комплексную профилактику правонарушений, совершаемых детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением.

Обучающиеся направляются в СУВУ ЗТ на основании решения суда. Определяемый срок действия принудительной меры воспитательного воздействия не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего, но он не может быть более трех лет.

В 2015 году в России функционировало 48 учреждений закрытого типа (2014 г. - 48; 2013 г. - 52), расположенных в 40 субъектах Российской Федерации, в том числе: 20 специальных профессиональных образовательных организаций (из них 15 – для мальчиков, 4 – для девочек, 1 – смешанного типа); 28 специальных общеобразовательных организаций (из них 20 – для мальчиков, 6 – смешанного типа, 2 – для девочек).

Из указанного количества СУВУ ЗТ 19 профессиональных образовательных организаций находятся в ведении Минобрнауки России, одна профессиональная образовательная организация и 32 общеобразовательные организации – в ведении субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. в СУВУ ЗТ находилось 1 908 воспитанников (2014 г. - 2 047; 2013 г. - 2 053), из них 222 или 11,63% – несовершеннолетние женского пола (2014 г. - 239/11,7%; 2013 г. - 250/12,2%), из них 322 или 16,8% воспитанников – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2014 г. - 399/19,5%; 2013 г. - 412/20,1%), 811 воспитанников или 42,5 % - дети в возрасте от 11 до 14 лет (2014 г. - 810/39,6%; 2013 г. - 825/40,2%); 1 097 или 57,4% воспитанников – подростки в возрасте старше 14 лет (2014 г. - 1 237/60,4%; 2013 г. - 1 228/59,8%).

Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за совершение которого несовершеннолетние помещаются в СУВУ ЗТ, является краж (в 2015 году – 72,3% из общего числа детей и подростков, обучающихся в СУВУ ЗТ).

СВЕДЕНИЯ

о причинах направления несовершеннолетних в специальные

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

  Причины направления несовершеннолетних в СУВУ ЗТ Доля несовершеннолетних из общего числа направленных в СУВУ ЗТ, %
Кража 54,0 53,6 72,3
Хулиганство 5,0 4,8 6,69
Грабеж 8,5 9,4 12,7
Вымогательство 1,6 2,7 3,6
Убийство 0,4 0,4 0,4
Разбой 0,3 0,8 1,08
Умышленное уничтожение или повреждение имущества 3,6 3,4 4,6
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 7,9 9,1 12,1
Изнасилование 0,2 0,6 0,8
Насильственные действия сексуального характера 1,4 0,9 1,18
Развратные действия 0,3 0,2 0,2
Преступления, связанные с наркотическими средствами 1,0 0,6 1,2
Иные виды общественно опасных деяний 10,4 8,1 11,1

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (далее – СУВУ ОТ) выполняют функции профилактического учреждения и создаются для детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать образовательные организации, испытывающих трудности в общении с родителями.

СУВУ ОТ расположены в 15 субъектах Российской Федерации.

Всего в 2015 году функционировало 20 СУВУ ОТ (2014 г. - 21; 2013 г. - 24; в 2012 г. - 30; в 2011г. - 30; в 2010 г. - 32), из них 16 общеобразовательных организаций (1 - для девочек, 3 - для мальчиков, 12 - смешанного типа) и 5 профессиональных образовательных организаций (3 - для мальчиков, 2 - смешанного типа). Из них, 3 профессиональные образовательные организации находятся в ведении Минобрнауки России, остальные 17 СУВУ ОТ – в ведении субъектов Российской Федерации.

В учреждениях открытого типа по состоянию на 31 декабря 2015 г. обучалось 1 424 несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, из них 408 или 28,6%, - несовершеннолетние женского пола, (2014 г. - 483; 2013 г. - 1 983).

Из общего числа воспитанников СУВУ ОТ 161 или 11,3%, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2014 г. - 229/13,2 %; 2013 г. - 216/10,9%); 457 или 32%, - дети в возрасте от 8 до 14 лет (2014 г. - 471/27,2%; 2013 г. - 559/28,2%); 966 или 67,8%, - подростки старше 14 лет (2014 г. - 1 262/72,8%; 2013 г.- 1 422/71,7%).

СВЕДЕНИЯ

о причинах направления несовершеннолетних в специальные

учебно-воспитательные учреждения открытого типа

Причины направления несовершеннолетних в СУВУ ОТ Доля несовершеннолетних из общего числа направленных в СУВУ ОТ, %
Не обучавшихся, не работавших 0,6 0,3 0,3
в том числе не обучавшихся год и более 0,3 0,24 0,5
Число воспитанников, склонных до поступления в учреждение, к:
к бродяжничеству, уходам, из дома, интернатных учреждений 24,8 18,7 15,3
занятию проституцией 0,24 0,13
Число воспитанников, совершавших до поступления в учреждение общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации 14,1 12,7 11,2
Число воспитанников, до поступления в учреждение привлекавшихся к уголовной ответственности 5,0 4,7 6,3
Число воспитанников, употреблявших до поступления в учреждение психоактивные вещества, в том числе: 21,6 14,4 18,2
алкогольная (спиртосодержащая) продукция 20,9 13,5 16,3
токсические и иные сильнодействующие вещества 4,0 1,45 1,18
наркотические средства и психоактивные вещества 5,31 5,6 6,2

Из общего числа воспитанников употребление психоактивных веществ отмечается у 18,2% (в том числе спиртные напитки - 16,3%, токсические иные сильнодействующие одурманивающие вещества - 1,18%, наркотические средства и психотропные вещества - 6,2%).

В 2015 году за склонность к бродяжничеству, уходам из дома и интернатных учреждений направлено 15,3% несовершеннолетних. Число воспитанников, совершавших до поступления в СУВУ ОТ общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, - 11,2%; привлекавшихся к уголовной ответственности - 6,3%; не обучающиеся год и более - 0,5%; не обучающиеся и не работающие - 0,3%, склонные до поступления в учреждение к занятию проституцией - 0,13% несовершеннолетних.

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений направлена на преодоление последствий школьной и социальной дезадаптации детей и подростков с девиантным поведением, формирование у них осознанной потребности в получении образования, профессии, способности к самооценке, самоконтролю, осмыслению собственных возможностей и перспектив.

Воспитанники СУВУ получают образование по программам начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также профессионального обучения. В работе СУВУ используются социально значимые для региона программы профессионального обучения, позволяющие обеспечить профессиональную ориентацию и социально-трудовую адаптацию несовершеннолетних, их подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Большинство воспитанников учреждений закрытого типа (2015 г. - 85,5%; 2014 г. - 71,5%; 2013 г. - 77%) и учреждений открытого типа (2015 г. - 93,4%; 2014 г. - 86,3%; 2013 г. - 81%) обучается на ступени основного общего образования.

В СУВУ обеспечивается реализация дополнительных общеразвивающих программ технической, социально-педагогической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественной направленностей.

Значительное место в организации воспитательной и реабилитационной работы с несовершеннолетними занимает внеурочная деятельность, обеспечивающая условия для содержательного досуга и отдыха. Большое внимание уделяется гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, правовому просвещению, подготовке юношей к службе в армии. В целях формирования у несовершеннолетних здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения реализуются программы лечебно-оздоровительных мероприятий.

Среди воспитанников СУВУ, подведомственных Минобрнауки России, ежегодно проводятся олимпиада по общеобразовательным предметам, спортивный турнир, конкурс профессионального мастерства и другие общественно значимые мероприятия, которые являются практической реализацией комплексной реабилитации, адаптации и интеграции в общество детей и подростков с девиантным поведением. Указанный комплекс мероприятий, непосредственно направленный средствами общего образования, профильного трудового обучения, дополнительного образования, физкультуры и спорта на раскрытие и реализацию индивидуальных возможностей дезадаптированных детей, подготовку их к самостоятельной жизни, стал для системы СУВУ всеохватывающим механизмом воспитания, самоутверждения и самореализации воспитанников.

Впервые прошел конкурс социально-трудовых проектов для обучающихся федеральных СУВУ (далее – Конкурс) (Орловское СУВУ, Кировская область). В составе независимого жюри Конкурса были сотрудники Аппарата Общественной палаты Российской Федерации. По их инициативе во время мероприятия в учреждении работал детский книжный автобус «Бампер».

Большая работа сотрудниками Общественной палаты Российской Федерации проводится по оказанию, социальной помощи и поддержки обучающимся Орловского СУВУ, положительно зарекомендовавшим себя в учебе. Примером такого сопровождения стало направление одного из выпускников образовательной организации для продолжения обучения в кадетский корпус.

Одним из важнейших направлений деятельности СУВУ является социально-педагогическая работа с детьми и подростками, профилактика их правонарушений и асоциального образа жизни. В этом направлении СУВУ устанавливают активное взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики).

Деятельность субъектов системы профилактики по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних в СУВУ проводится одновременно с восстановлением социального статуса семьи. Коррекционная программа по оказанию помощи семье и обучающемуся разрабатывается адресно, в соответствии с потребностями и объективными условиями помощи. Программа включает в себя, в том числе, проведение в СУВУ Дней открытых дверей для родителей, родительских собраний. Осуществляется постоянная переписка, телефонные переговоры с семьей. Для восстановления утраченных связей с семьей воспитанников, прибывших из отдаленных территорий, организуются «онлайн-свидания».

Внедрение и использование новых технологий и методов социализации воспитанников и интеграции их в общество, совершенствование деятельности СУВУ обеспечивается, в том числе посредством участия образовательных организаций в проектной деятельности. Большая работа по реализации инновационных проектов осуществляется по итогам конкурсного отбора Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд).

Так, в период с 2012 года по 2015 год в Курганской области апробирована технология социальной адаптации и интеграции несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

В Куртамышском СУВУ создано специальное общежитие «Дом на полпути», в котором обучающиеся могут жить в период подготовки к выпуску. Им оказывается помощь в трудовом и бытовом устройстве, проводится всесторонняя их подготовка к дальнейшей законопослушной и социально полезной жизни. Одновременно в образовательной организации осуществляется внедрение технологии информационно-социального кейса, которая предполагает вручение несовершеннолетним «социальных-рюкзаков», которые включают в себя набор предметов и товаров первой необходимости: одежду, обувь, предметы личной гигиены, наручные часы, сотовый телефон, канцелярские товары. Также в рамках технологии обеспечивается информационное сопровождение подростка: вручение справочника «Правовая азбука» и бланка «Путевка в жизнь». В бланке предусмотрен перечень реабилитационных мероприятий по месту проживания несовершеннолетнего с указанием конкретной образовательной организации, лечебного учреждения, спортивного или творческого клуба, где дополнительно может заниматься выпускник.

В 2015 году при поддержке Фонда реализуются проекты, предполагающие создание условий для оказания эффективной адресной помощи посредством взаимодействия специалистов разных ведомств, организаций и семьи несовершеннолетнего по формированию и реализации адресного маршрута реабилитации и социализации воспитанников на основе использования интегративных и интерактивных технологий;

создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды), направленных на реабилитацию и социализацию (ресоциализацию) несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с использованием медиации и восстановительного подхода;

создание условий для всесторонней успешной реабилитации воспитанников СУВУ посредством практического применения технологии интегрированного компетентностного подхода;

разработка и внедрение технологии социального межведомственного сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

По данным статистики за 2015 год, большинство выпускников учреждений закрытого типа (949 человек - 49,7%) продолжают свое обучение в образовательных организациях, в том числе в общеобразовательных организациях - 228 человек (11,9%); в общеобразовательных организациях с заочной и очно-заочной формами обучения - 38 человек (2,6%); в профессиональных образовательных организациях - 87 человек (4,5%); в образовательных организациях высшего образования - 4 человека (0,35%); в иных образовательных организациях - 1 человек; работают - 147 человек (7,7%); служат в армии - 19 человек (0,9%).

Выпускники учреждений открытого типа (689 человек - 48,3%) продолжают свое обучение в образовательных организациях, в том числе:

в общеобразовательных организациях - 37 человек (2,5%);

в общеобразовательных организациях с заочной и очно-заочной формами обучения - 15 человек (1,05%);

в профессиональных образовательных организациях - 201 человек (14,1%);

в образовательных организациях высшего образования - 1 человек;

в иных образовательных организациях - 19 человек (1,3%);

работают - 154 человека (10,8%); служат в армии - 27 человек (1,89%).

Таким образом, основными задачами в сфере развития деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений на современном этапе являются:

повышение качества образования, реабилитации обучающихся, внедрение и использование новых технологий и методов социализации воспитанников и интеграции их в общество, совершенствование научно-методического обеспечения деятельности СУВУ;

осуществление мер по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность СУВУ и дополнительным мерам по сохранению и развитию региональной сети обозначенных учреждений с учетом социально- экономических, нравственно-этических и этнических особенностей условий, обычаев, традиций субъекта Российской Федерации;

использование потенциала СУВУ для создания инновационных моделей комплексной профилактики асоциального поведения обучающихся с учетом региональной специфики, создание консультативных ресурсных центров, обеспечивающих развитие современных технологий профилактической работы, повышение профессиональной компетентности специалистов системы профилактики;

направление детей и подростков с девиантным поведением в организацию, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства, разработка и реализация адресной программы реабилитации и социализации несовершеннолетних, максимальное использование ресурсов социальной среды, содействие восстановлению, развитию и упрочению социальных связей, активному включению самого подростка в эти связи.


Наши рекомендации