В социально опасном положении
Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными нормами гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, равно как и право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их развитие, заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
В то же время не меньшая ответственность возлагается законодательством и на органы власти всех уровней, в частности на органы опеки и попечительства, основной задачей которых является защита прав и законных интересов детей, которые по тем или иным причинам лишены родительской опеки.
Проблемы семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей, жесткого обращения с детьми, бедности приводят к тому, что дети, остаются без должного родительского попечения.
Федеральными и региональными органами государственной власти последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
Обеспечение соблюдения прав ребенка в кровной семье включает комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях, в том числе случаев, когда семьи оказываются в крайне сложном материальном положении, и оказанию им своевременной помощи.
Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов опеки и попечительства вести профилактическую и реабилитационную работу не только с детьми, оставшимися без попечения родителей, но и с детьми, проживающими с родителями, которые своими действиями представляют угрозу их жизни или здоровью либо препятствуют их нормальному воспитанию и развитию.
Принимаемые меры позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. В этой сфере обозначился ряд позитивных тенденций, в частности, уменьшение численности детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года (2013 г. - 68,8 тыс. детей; 2014 г.- 61,6 тыс. детей; 2015 г. - 58,1 тыс. детей), уменьшение количества родителей, лишенных родительских прав (2013 г. - 40,1 тыс.. 2014 г. - 36,7 тыс. человек, 2015 г. - 33,4 тыс. человек).
В 2015 г. по сравнению с 2013 г. уменьшилось число детей, у которых оба или единственный родитель лишены родительский прав (с 42,9 тыс. до 26,2 тыс. детей).
Так же в 2015 г. уменьшилось число детей, у которых оба или единственный родитель ограничены в правах (2015 г. - 7,6 тыс.; 2014 г. - 8,6 тыс. человек).
В 2015 г. из 33,4 тыс. родителей, лишенных родительских прав: 25,4 тыс. человек (76%) лишены в связи с уклонением от выполнения обязанностей родителей; 3,9 тыс. граждан (11,6%) – по причине хронического алкоголизма и наркомании; 1,9 тыс. граждан (5,6%) – в связи с отказом забрать своих детей из родильного дома или иных организаций; 1,6 тыс. граждан (4,7%) – в связи со злоупотреблением своими родительскими правами
Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, как следствие, о недостаточно высокой эффективности деятельности по профилактике социального сиротства.
В субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы, направленные на решение задач по обеспечению соблюдения прав ребенка в семье, включающие комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено право биологических и замещающих родителей на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи при осуществлении родительских прав. При этом установлено, что условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
На развитие системы предоставления социальных услуг в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан на их предоставление, повышение их уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности направлен Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В соответствии с разделом 1 пункта 1 плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, Минобрнауки России совместно с Минтрудом России, МВД России, Минюстом России подготовило и направило в Правительство Российской Федерации и Координационный совет при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (письма от 30 ноября 2015 г. № МОН-П- 4910, от 30 ноября 2015 г. № МОН-П-4914) доклад с предложениями по совершенствованию семейного законодательства Российской Федерации в части выявления детей, оставшихся без попечения родителей, изменения порядка и оснований лишения прав и ограничения родителей в правах, а также отобрания детей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.