Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении
Количество семей, которым в 2015 году были предоставлены социальные услуги, составило около 4,0 млн. семей (в 2013 г. - 4,8 млн. семей; в 2014 г. - 4,8 млн. семей), в том числе 320,5 тыс. семей с детьми-инвалидами. Численность детей в 2015 году составила 5,4 млн. человек (в 2013 г. - 7,1 млн. человек; в 2014 г. - 6,7 млн. человек), в том числе 381,8 тыс. детей-инвалидов.
Всего в 2015 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено свыше 232,8 млн. различных видов социальных услуг (в 2013 г. - свыше 228,1 млн. услуг; в 2014 году - 233,2 млн.).
Среди оказанных социальных услуг наибольшую долю составляют социально-бытовые услуги - 95,0 млн. услуг (в 2014 г. - 88,1 млн. услуг; в 2013 г. - 80,4 млн. услуг) и социально-медицинские услуги - 48,5 млн. услуг (в 2014 г. - 42,6 млн. услуг; в 2013 г. - 43,3 млн. услуг).
На социальном патронате (постоянном сопровождении семьи с детьми, нуждающейся в социальном обслуживании) в 2015 году находилось 456 тыс. семей (в 2013 г. - 546,9 тыс. семей; в 2014 г. - 526 тыс. семей).
В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, количество учреждений социального обслуживания для детей и семей, имеющих детей, уменьшилось на 196 единиц. Это свидетельствует о проводимых в субъектах Российской Федерации мероприятиях по реструктуризации в целом сети учреждений социального обслуживания населения в целях устранения неэффективных, мало востребованных социальных услуг и подразделений, повышения качества предоставляемых населению услуг, внедрения передовых методик и технологий в деятельность социальных служб, развития наиболее актуальных и популярных форм работы.
В 2015 году численность несовершеннолетних, получивших социальную реабилитацию, составила 193,3 тыс. человек (в 2013 г. - 249,7 тыс. человек; в 2014 г. - 189,4 тыс. человек).
Число детей, вернувшихся в родные семьи после пребывания в учреждениях социального обслуживания, в 2015 году составило 113,5 тыс. человек или 58,5% от общего числа детей, прошедших реабилитацию (в 2013 г. - 112,7 тыс. человек или 45,1%, в 2014 г. - 113,7 тыс. человек или 60%).
Число усыновленных детей в 2015 году составило 208 человек
(в 2013 г. - 299; в 2014 г. - 581 человек). Передано под опеку и попечительство в 2015 году 7 681 ребенок (в 2013 г. - 6 647 детей; в 2014 г. - 7 438 детей).
Предоставление социальных услуг семьям,
Имеющим детей-инвалидов
Социальная защита инвалидов согласно Федеральному закону
от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государственная политика в отношении детей-инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, создание необходимых условий для индивидуального развития.
За 2015 год численность семей с детьми инвалидами, получивших социальные услуги, составила 320,5 тыс. семей с детьми-инвалидами (в 2012 г. - 367,0 семей с детьми-инвалидами; в 2013 г. - 360,0 семей с детьми-инвалидами; в 2014 г. - 384,7 семей с детьми-инвалидами).
В структуре инвалидности по возрасту преобладают дети до 3 лет, которые составили в 2015 году 43,2%. С увеличением возраста процент снижается и в возрастной группе 15 - 17 лет составляет 6,5% от общего числа детей впервые признанных инвалидами.
В структуре первичной инвалидности по классам болезней в Российской Федерации 1-е ранговое место до 2014 года занимали врожденные аномалии (пороки развития) с удельным весом 21,1% в 2013 году.
В 2014 и 2015 годах на 1-е место выходят психические расстройства и расстройства поведения с удельным весом в 2014 г. - 22,8%, в 2015 г. - 24,7% от общего числа.
На 2-ом ранговом месте в 2014 г. находились врожденные аномалии (20,6%), в то время как в 2015 году данное место заняли болезни нервной системы (20,3%).
3-е ранговое место в 2014 году заняли болезни нервной системы - 20,0%, а в 2015 году - врожденные аномалии (17,7%).
Остальные классы болезней составляют менее 7% от общего числа детей, впервые признанных инвалидами.
Число детей, повторно признанных в течение последних лет имеет тенденцию к снижению (2013 г. - 253,2 тыс. детей; 2014 г. - 250,7 тыс. детей; 2015 г. - 238,1 тыс. детей).
Это связано, прежде всего, со снижением общего числа граждан до 18 лет, обратившихся на повторное освидетельствование, с 266,2 тыс. детей в 2013 году до 259,3 тыс. детей в 2015 году (на 2,6%).
В структуре повторной инвалидности по возрасту преобладают дети в возрасте от 8 до 14 лет, которые составляют 44,2% в 2015 году, в возрастной группе 15 - 17 лет процент снижается и составляет 9,2%, дети в возрасте до 3-х лет составляют 15,0% от общего числа детей, признанных инвалидами при повторном освидетельствовании.
В структуре повторной инвалидности 1-е ранговое место занимают дети-инвалиды вследствие психических расстройств и расстройств поведения, удельный вес которых в 2015 году составил 25,7%. На 2-м месте находятся дети-инвалиды вследствие болезней нервной системы с удельным весом 18,6%. На 3-м месте дети-инвалиды вследствие врожденных аномалий, удельный вес которых составил 17,7 процентов.
В целях поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, которые проживают с родителями, принят Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В целях реализации пункта «в» названного Указа принят Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», которым установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5 500 рублей, другим лицам - в размере 1 200 рублей.
Введение данной меры материальной поддержки семей с детьми-инвалидами позволило усовершенствовать созданную систему социальной защиты неработающих трудоспособных граждан и повысило уровень материальной обеспеченности семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы.
Несмотря на то, что значительная часть обязательств по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки отнесена к компетенции федеральных органов власти, целый ряд вопросов, касающихся реабилитации, обучения детей-инвалидов, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, условий для занятий спортом, творчеством, решается на уровне субъектов Российской Федерации.
Определенная работа по социальной поддержке детей-инвалидов и их семей, по соответствующим направлениям оказывается органами государственной власти регионов в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, труда и занятости и др.
В Алтайском крае с целью обеспечения доступности услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в отдаленных и труднодоступных районах края, в системе социальной защиты населения организована работа 4 краевых реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (города Барнаул, Бийск, Топчихинский и Первомайский районы), за которыми закреплены все муниципальные образования края по территориальному принципу.
Удельный вес детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья составляет: 2013 год - 78,0 %; 2014 год – 82 %; 2015 год - из осмотренных 7162 детей в возрасте до 3 лет включительно, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий, получили реабилитацию 7138 детей (98,2 %), в том числе из 938 детей-инвалидов получили реабилитацию 934 ребенка-инвалида, что составило 99,6 процентов.
Для повышения доступности указанных услуг обеспечивается информированность населения о системе социальной помощи посредством репортажей на радио и телевидении, публикаций в краевых и районных печатных изданиях. Через учреждения здравоохранения и образования распространяются плакаты, проспекты и визитки о направлениях работы и услугах, оказываемых в учреждениях социального обслуживания.
В Ставропольском крае на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» в 2015 году начала действовать надомная служба по обслуживанию семей с детьми-инвалидами. По состоянию на 31 декабря 2015 года на обслуживании находится 22 ребенка-инвалида.
Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в части:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления указанных мер социальной поддержки.
Для реализации данного полномочия органам государственной власти субъекта Российской Федерации выделяются субвенции из федерального бюджета, главным распорядителем средств Федерального бюджета, направляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на эти цели, является Министерство финансов Российской Федерации.
Повышение уровня интеграции инвалидов и детей-инвалидов в общество
Одной из мер по повышению уровня интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общество является обеспечение техническими средствами реабилитации (далее – ТСР).
Государство гарантирует инвалидам предоставление TCP и услуг в соответствии с федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.
Основные направления государственной политики в сфере обеспечения инвалидов TCP являются: повышение качества TCP, предоставляемых за счет средств федерального бюджета; своевременное и бесперебойное финансирование; обеспечение инвалидов TCP в полном объеме с учетом их индивидуальных потребностей; сокращение административных барьеров и упрощение процедур обеспечения TCP.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено два механизма обеспечение инвалидов TCP.
Первый – предоставление инвалиду TCP за счет средств федерального бюджета по результатам проведенных конкурсных процедур уполномоченными органами, а именно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а в случае передачи части полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов TCP субъектам Российской Федерации – органами социальной защиты соответствующего субъекта Российской Федерации.
Второй – инвалиду выплачивается компенсация за самостоятельно приобретенное за собственный счет TCP.
Указанные положения федерального закона реализуются в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», от 25 сентября 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета», от 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом TCP и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размерах указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н (далее – Порядок).
В соответствии с нормами Порядка компенсация инвалиду устанавливается в размере стоимости приобретенного TCP, но не более стоимости соответствующего TCP, предоставляемого в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.
Для определения размера компенсации соответствие TCP, приобретенных инвалидом, TCP, предоставляемым уполномоченным органом, устанавливается на основании классификации TCP в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 214н (далее – Классификация TCP).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом по мету жительства инвалида в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное TCP.
На мероприятия по обеспечению TCP в 2015 году фактически было израсходовано 29,36 млрд рублей, их них на детей-инвалидов пришлось около 9,4% общих расходов.