Трудовая занятость подростков и родителей, имеющих детей
Условия и режимы труда и отдыха подростков и родителей, имеющих несовершеннолетних детей, соблюдение трудовых прав подростков и меры по недопущению вовлечения несовершеннолетних в наихудшие формы детского труда
В 2015 году Федеральной службой по труду и занятости (далее – Роструд) проводилась последовательная работа по обеспечению защиты трудовых прав работников в возрасте до восемнадцати лет.
Целью надзорной деятельности Роструда по указанному институту права является обеспечение защиты работников в возрасте до 18 лет от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья, либо наносить ущерб их физическому и нравственному развитию.
Надзорные мероприятия осуществляются Рострудом с учетом складывающейся ситуации по мониторингу в сфере занятости несовершеннолетних.
По сведениям федерального статистического наблюдения в 2015 году были трудоустроены 633 059 граждан в возрасте от 14 до 18 лет. При этом на временные работы в свободное от учебы время были трудоустроены 616 182 несовершеннолетних, из них только 155 155 человек трудоустроены по предложениям органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (далее – органы службы занятости), что составляет 25% от общего количества трудоустроенных.
Тенденция трудоустроенных граждан в возрасте от 14 до 18 лет на временные работы в свободное от учебы время по предложениям органов службы занятости возросла в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 3,4%.
По результатам осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства по вопросам особенностей регулирования труда работников в возрасте до 18 лет за 2015 год государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее – государственные инспекции труда) в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в отношении работников в возрасте до 18 лет была проведена 661 проверка (2014 г. - 1 982 проверки), в ходе которых было выявлено 495 нарушений (2014 г. - 1 154 нарушения) трудового законодательства.
В 2015 году из общего количества обращений, поступивших в государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, составили обращения по вопросам:
оформления и расторжения трудовых договоров – 201 обращение, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году (2014 г. – 146 обращений);
оплаты труда – 324 обращения, что в 1,8 раза больше, чем в 2014 году (2014 г. – 180 обращений);
охраны труда – 9 обращений, что в 3,6 раза меньше, чем в 2014 году (2014 г. – 33 обращения).
Выявление нарушений трудового законодательства – это свидетельство не тотальных нарушений, а эффективно организованного государственного надзора.
В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства в отношении работников в возрасте до 18 лет должностными лицами государственных инспекций труда было выдано 265 обязательных для исполнения предписаний (2014 г. - 332 предписания). Привлечено к административной ответственности в виде штрафа 219 виновных в нарушениях трудового законодательства должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (2014 г. - 425) без образования юридического лица, на общую сумму 4 174,0 тыс. рублей (2014 г. - 4 412,3 тыс. рублей).
Количество рассмотренных представлений работодателей о расторжении трудовых договоров с работниками в возрасте до 18 лет составило 2 представления о расторжении трудовых договоров (2014 г. - 11).
Наиболее типичными нарушениями трудового законодательства, допущенными работодателями в отношении работников в возрасте до 18 лет, продолжают оставаться:
1) невключение в трудовые договоры обязательных условий или заключение срочных трудовых договоров без указания причин, послуживших основанием для их заключения (нарушение статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ);
2) незаключение в письменной форме трудовых договоров и невручение второго экземпляра трудового договора работнику (нарушение статьи 67 ТК РФ);
Например, в ходе плановой проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Пензенской области) в ОАО племенной завод «Еланский» установлено, что в нарушение требований статей 16, 56-67 ТК РФ до работы в качестве разнорабочего с 20 июля 2015 года был допущен несовершеннолетний работник Б. (10.06.2001 г.р.) без оформления письменного трудового договора. Для устранения выявленного нарушения было вручено обязательные для исполнения предписание. Генеральный директор привлечен к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Аналогичные нарушения были выявлены (Государственная инспекция труда в Кемеровской области) в ООО «Акватех» (г. Ленинск-Кузнецкий), ИП Устюжанин А.Н. (г. Белово), МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15 города Юрги» (г. Юрга), Администрации Мундыбашского городского поселения, Коуринском сельском поселении. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 91 тыс. рублей.
Как показывает анализ надзорной практики наибольшее количество таких нарушений выявляется в образовательных учреждениях и муниципальных органах, трудоустраивающих несовершеннолетних подростков в летний период.
3) нарушение сроков расчета при увольнении (нарушение статьи 140 ТК РФ).
Например, в ходе проведения документарной проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Новосибирской области) в СХПК «Сады Барабы» было установлено, что в нарушение статьи 140 ТК РФ выплата сумм, причитающихся при увольнении работникам в возрасте до 18 лет, уволенным 17 августа 2015 года, была произведена 27 августа 2015 года, а не 24 августа 2015 года. Работодателю выдано предписание об устранении выявленных нарушений, председатель привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 тыс. рублей.
Нередко работодателями нарушались требования статьи 267 ТК РФ, в частности, предоставлялись отпуска данной категории работников продолжительностью менее 31 календарного дня.
Например, в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Республике Карелия) в ООО «Астра» работнику в возрасте до 18 лет продолжительность основного отпуска была установлена в количестве 28 календарных дней. Директор привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Среди других допускаемых работодателями нарушений специальных норм трудового законодательства в отношении работников в возрасте до 18 лет наиболее распространенными являются:
1) привлечение указанной категории работников к сверхурочной работе (статья 99 ТК РФ);
Например, в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Республике Коми) в ООО «Печоралифт» работник в возрасте до 18 лет привлекался к сверхурочной работе. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1-2 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 92 тыс. рублей.
2) неизвещение в письменной форме о составных частях заработной платы (часть 1 статьи 136 ТК РФ);
Например, в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Ставропольском крае совместно с прокуратурой) в МБОУ СОШ № 1 с. Каглы в нарушение требований статьи 136 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет не были извещены в письменной форме о составных частях заработной платы и месте ее выплаты. Директор привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 тыс. рублей. Предписание исполнено.
3) применение труда работников в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 265 ТК РФ).
Например, в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Тульской области) в ЗАО «Краснобор» было установлено, что работник Ч. (08.05.1998 г.р.) принят на работу рабочим службы убоя и переработки птицы с вредными условиями труда. По результатам проверки за это и иные выявленные нарушения работодателю было выдано обязательное для исполнения предписание (исполнено). Юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей (штрафы уплачены).
Основными причинами нарушений, связанными с соблюдением требованиям по охране труда, являются ненадлежащее исполнение работодателями своих функциональных обязанностей по обеспечению соблюдения законодательства о труде и охране труда. Поскольку рабочие места работников в возрасте до 18 лет (которые в основном носят временный характер) не являются их постоянными рабочими местами, то зачастую работодатели не соблюдают требований трудового законодательства при организации таких мест.
Наиболее распространенными нарушениями по охране труда являются:
необеспечение работников в возрасте до 18 лет средствами индивидуальной защиты;
допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда;
допуск к работе без прохождения предварительного медицинского осмотра.
Например, в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Еврейской автономной области) в ООО «Юми» было установлено, что работница А., не достигшая к моменту приема на работу совершеннолетия, была принята на работу без проведения предварительного обязательного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 266 ТК РФ. Кроме того, в нарушение статьи 67 ТК РФ прием данной работницы на работу не был оформлен трудовым договором. За допущенные нарушения руководитель ООО «Юми» был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 7 тыс. рублей.
В ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Амурской области) в ООО «Благовещенский бутощебеночный завод» было установлено, что в нарушение статьи 266 ТК РФ произведен допуск к работе 5-ти лиц в возрасте до 18 лет без прохождения предварительного обязательного медицинского осмотра. Кроме того, указанные работники допускались к работе без спецодежды, спецобуви. Работодателю выдано предписание об устранении выявленных нарушений (исполнено). Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
В случаях выявления нарушений, связанных с непрохождением работниками в возрасте до 18 лет в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда должностными лицами государственных инспекций труда применялись меры по отстранению указанных работников от работы.
Всего в 2015 году государственными инспекторами труда проведены расследования 17 несчастных случаев, что в 1,7 раза больше, чем за 2014 год (за 2014 г. – 10 случаев) на производстве, происшедших с работниками в возрасте до восемнадцати лет, из которых 10 с тяжелыми последствиями и 6 со смертельным исходом (за 2014 г. – 6 и 3 соответственно).
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 242-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 2621 «Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, воспитывающим детей–инвалидов», согласно которой одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 200-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации» в статью 64 ТК РФ внесено изменение в части установления конкретного срока – 7 дней – для предоставления лицу, обратившемуся к работодателю и получившему отказ в заключении трудового договора, сообщения о причинах отказа в письменной форме.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2014 г. № 1 (далее – Постановление Верховного Суда Российской Федерации) дал разъяснения о применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних, для судей.
Особый статус женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних как работников подразумевает под собой необходимость, во-первых, соблюдения работодателем определенных ограничений при использовании их труда, а во-вторых, предоставления им соответствующих гарантий. Очевидно, что учитывать все нюансы трудовых отношений с данной категорией сотрудников необходимо уже при заключении трудового договора. Однако при этом следует иметь в виду, что различия при приеме на работу, установлении оплаты труда, продвижении по службе, установлении или изменении индивидуальных условий труда, подготовке и дополнительном профессиональном образовании, расторжении трудового договора и т.д., не основанные на деловых качествах работников и характеристиках условий их труда, не допускаются (пункт 3 Постановления Верховного Суда Российской Федерации).
При этом к лицам с семейными обязанностями прежде всего следует относить работников, имеющих обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством. Иными словами, речь идет о родителях, усыновителях, опекунах или попечителях. Но это также может быть и другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, если это прямо предусмотрено законом (статья 256 ТК РФ). Наконец, семейными обязанностями работник может быть обременен не только в отношении ребенка, но и в отношении других членов своей семьи, нуждающихся в установленных случаях в уходе или помощи. Тем не менее данный перечень не является закрытым. С учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о воспитании сотрудником ребенка, уходе им за членом семьи или оказании помощи ему, он также может быть отнесен к числу «семейнообязанных» (пункт 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации).
Отдельно судьи Верховного Суда Российской Федерации рассмотрели также случаи, когда работник может быть отнесен к лицам, воспитывающим детей без матери. Таковыми могут выступать отец, опекун или попечитель в ситуациях, когда мать ребенка умерла, лишена родительских прав, ограничена в них, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), не может лично воспитывать и содержать ребенка по состоянию здоровья, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в иных ситуациях. Проще говоря, список в данном случае также открыт (пункт 2 Постановления Верховного Суда Российской Федерации).
В целях реализации некоторых положений постановления Верховного Суда Российской Федерации Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 841 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статьи 841 и 261 ТК РФ, предусматривающие продление срока срочного трудового договора, истекающего в период беременности женщины, до даты окончания отпуска по беременности и родам.
Осуществление надзора и контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями
Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав женщин является одним из приоритетных направлений отечественного трудового законодательства, которое содержит систему гарантий, защищающих работниц от дискриминации в трудовой сфере.
Соблюдение режимов труда и отдыха, охраны труда и здоровья женщин, предоставление отпусков по беременности и родам и другие гарантии определены в главе 41 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями».
За 2015 год государственными инспекциями труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями были проведены 3 754 проверки (2014 г. - 4 796 проверок), в ходе которых были выявлены и устранены 4 152 различных нарушения трудового законодательства, допущенных работодателями в отношении работающих женщин и лиц с семейными обязанностями (2014 г. - 10 204 нарушения).
Наиболее типичными и наиболее часто выявляемыми нарушениями законодательства о регулировании труда беременных женщин, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, и других лиц с семейными обязанностями, выявленными государственными инспекторами труда в ходе проведенных проверок за 2015 год, являются нарушения требований:
1) статьи 256 ТК РФ, статей 11.1 и 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в части невыплаты пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком, и условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
Например, в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства (Государственная инспекция труда в Амурской области) в ОАО «Восточный экспресс банк» был установлен факт несвоевременной выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет работнице С.
За допущенные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей. Также об устранении нарушений было выдано соответствующее предписание, которое исполнено в установленные сроки. Аналогичные нарушения выявлены в отношении работника ОАО «Буреягэсстрой» Б. За допущенные нарушения юридическое лицо также было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей и выдано соответствующее предписание (исполнено).
Аналогичные нарушения были установлены государственными инспекциями труда в Республиках Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия) и Коми, Удмуртской Республике, Калининградской, Ленинградской, Пензенской и Самарской областях, Приморском и Красноярском краях и многих других субъектах Российской Федерации.
Основные причины нарушений, связанных с невыплатой пособий по беременности и родам, кроются в недостаточном правосознании работодателей, низком уровне их правовой культуры и погоне за прибылью.
2) порядка расторжения трудовых договоров с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, а также матерями, которые одни воспитывают детей в возрасте до 14 лет (нарушение статьи 261 ТК РФ).
Зачастую увольнение данной категории лиц производится по инициативе работодателя, при этом работодатель знает о беременности работницы или о том, что она имеет ребенка в возрасте до 3-х лет или одна воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет.
Например, при проведении плановой выездной проверки (Государственная инспекция труда в Воронежской области) в отношении ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова» было установлено, что пункт 2.16 Коллективного договора на 2013-2016 годы содержит положение о наличии у беременных женщин, женщин, имеющих детей до трех лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 16 летнего возраста, отцов, воспитывающих детей до 16-летнего возраста без матери, преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. При этом часть 1 статьи 261 ТК РФ содержит запрет на увольнение беременных женщин, кроме случаев ликвидации организации. По итогам проверки выдано предписание о приведении содержания коллективного договора в соответствие с требованиями закона. Предписание исполнено. За допущенное нарушение юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 35 тыс. рублей.
3) установления порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (нарушение статьи 193 ТК РФ);
Например, по обращению гражданки Д. (Государственная инспекция труда в городе Санкт-Петербурге) в ЗАО «БИОКАД» была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В своем обращении гражданка Д. указывала на неправомерные действия администрации ЗАО «БИОКАД», связанные с незаконным применением к ней дисциплинарных взысканий в виде выговоров. Согласно приказа от 27 ноября 2015 г. № 667-о гражданке Д. с 23 ноября 2015 года по 10 апреля 2016 года предоставлен отпуск по беременности и родам. Проверкой установлено, что к гражданке Д. было применено 7 дисциплинарных взысканий, каждое из которых применено с грубым нарушением порядка применения взысканий, установленного статьей 193 ТК РФ. По результатам проверки работодателю выдано предписание об отмене дисциплинарных взысканий, юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
4) режима рабочего времени для женщин работающих в сельской местности (нарушение статей 91 и 92 ТК РФ, п. 1.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 г. № 298/3-1 в редакции Федерального закона от 24 августа 1995 г. № 152-ФЗ).
Например, Государственной инспекцией труда в Омской области была проведена внеплановая документарная проверка в ООО «Агрохолдинг «Сибирь» в ходе которой установлено, что для женщин работающих в сельской местности режим рабочего времени установлен 40 часов в неделю, а не 36 часов. Директору выдано обязательное для исполнения предписание. ООО «Агрохолдинг «Сибирь» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
За 2015 год работодателям было выдано 2 704 предписанияоб устранении выявленных нарушений, допущенных в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и иных лиц с семейными обязанностями, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 2 591 должностных и юридических лиц (2014 г. - 3 038 предписаний и 3 038 лиц), на общую сумму 12 349,4 тыс. рублей.
Наиболее типичными нарушениями по охране труда за 2015 год продолжают оставаться:
1) необеспечение работниц средствами индивидуальной защиты (СИЗ) (нарушение статей 212, 221 ТК РФ, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н);
2) непроведение медицинских осмотров (нарушение статей 212, 213 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).
Так, в 2015 году Государственной инспекцией труда в Пензенской области в ходе комплексной проверки в ООО «Виктория» было установлено, что бухгалтер Б. не прошла периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр. Для устранения выявленных нарушений ООО «Виктория» было выдано обязательное для исполнения предписание. Директор ООО «Виктория» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.
3) непроведение специальной оценки условий труда (нарушение статьи 212 ТК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда»).
Например, Государственной инспекцией труда во Владимирской области в ходе внеплановой проверки по письменному обращению работника в ЛПУ СКТ Санаторий «Заклязьменский» было выявлено 5 нарушений законодательства о труде и об охране труда, в том числе работодателем не обеспечено проведение специальной оценки условий труда для всех рабочих мест в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Главный врач ЛПУ СКТ Санаторий «Заклязьменский» привлечен к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 64,0 тыс. рублей.
Всего в 2015 году государственными инспекторами труда проведены расследования более 1 199 несчастных случаев произошедших с женщинами, что в 1,005 раза меньше чем за 2014 год (2014 г. - 1 205 случаев) на производстве, из которых 775 с тяжелыми последствиями и 294 со смертельным исходом (2014 г. - 798 и 249 случаев соответственно).
Из общего количества обращений, поступивших в государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, поступило по вопросам:
оформления и расторжения трудовых договоров с женщинами - 37 640, что в 1,4 раза больше чем за предыдущий период (2014 г. - 26 330);
оплаты труда - 79 940, что в 1,2 раза больше чем за предыдущий период (2014 г. - 65 514);
охраны труда - 6 083, что в 0,9 раза меньше чем за предыдущий период (2014 г. - 6 583).