По статье С. Чесс и А. Томас «Значение темперамента для психиатрической практики»
Индивидуальные особенности детей могут отчасти объяснить тот факт, что в большинстве случаев прямую связь между поведением и взглядами родителей и отклонениями у ребенка выявить трудно. На одно и то же обращение родителей разные дети могут отвечать по-разному.
Задача исследования Томаса и Чесс: выявить и систематизировать такие наборы индивидуальных особенностей ребенка, которые отражали бы его темперамент или типичный стиль поведения.
Темперамент – не только генетически обусловленные характеристики поведения, биологическая основа может быть не только генетической природы.
Критерии темперамента:
1.постоянство его проявления в различных условиях
2.непрерывность во времени
Эмпирическое представление о темпераменте: это немотивационный фактор, определяющий поведение. В самом темпераменте нет побудительной основы, но он участвует в формировании поведения, которое впоследствии будет иметь побудительный компонент. Пример: ребенок, склонный отрицательно реагировать на новые ситуации, будет плохо себя чувствовать при поступлении в школу – незнакомая обстановка, люди, требования и пр. Эти неприятные ощущения вызваны НЕ расставанием с родителями или беспокойством. Их причина НЕ мотивация, а темперамент. При этом плохое самочувствие будет побуждать ребенка совершать действия, облегчающие неприятные ощущения: цепляться за мать, отдаляться от коллектива одноклассников и пр.
Нельзя делать выводы по одному случаю.
В происхождении и развитии нарушений приспособленности в детском и раннем подростковом возрасте темперамент практически всегда играет важную роль. В целом, чем младше ребенок, тем легче выявить влияние темперамента. При исследовании трехлетнего ребенка относительно легко определить, чем вызван недостаточный прогресс в выполнении заданий:
1. факторами темперамента (короткий период внимания, недостаточная настойчивость или высокая отвлекаемость)
2. уклонением от задания из-за повышенного беспокойства
3. незрелостью восприятия и познания
4. или совокупностью этих факторов.
Темперамент сам по себе не имеет патологической основы. Важна совокупность факторов организма и среды® понятие соответствия:
1. Хорошее соответствие: возникает, когда требования и ожидания окружения согласуются с возможностями и особенностями индивидуума. Психическое развитие и деятельность ребенка скорей всего будут здоровыми.
2. Плохое соответствие: возникает, когда индивидуум не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляют окружающие. В таких случаях может наступить чрезмерный стресс и вероятность развития поведенческих отклонений значительно возрастает.
Профилактика и лечение – особое руководство для родителей, которое разъясняет, что трудное поведение ребенка – не их вина и не вызвано его зловредными прихотями. Скорее всего причина в том, что они ожидают и требуют от ребенка таких реакций, на которые он просто не способен.
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта.
Модель: органическая деменция
Этиология: инфекции, интоксикации, травмы н.с., наследственные дегенеративные и обменные заболевания мозга. Возникает и прогрессирует после 2-3 лет. Т.о. возникает повреждение уже в целом сформированных структур.
Виды органической демении.
По динамике:
· резидуальная. Остаточные явления поражения мозга травмой инфекцией, интоксикацией
· прогрессирующая. Обусловлена текущеми органическими процессами (менингиты, энцефалиты, опухоли, дегенеративные и обменные заболевания, прогрессирующий рассеянный склероз). Тяжелая прогрессирующая деменция не относится к аномалиям развития, т.к. распад психических функций обусловлен не аномальным развитием, а прогрессирующим патологическим процессом.
По этиологии:
· эпилептическая
· постэнцефалитическая
· травматическая
· склеротическая и т.д.
По специфике клинико-психологической структуры (Г.Е. Сухарева): Преобладание:
1. низкого уровня обобщений
2. нейродинамических расстройств (замедленность, плохая переключаемость, истощаемость, персеверации)
3. недостаточности побуждений (вялость, апатия, снижение активности, заторможенность, формирования двигательных стереотипов, эмоциональная бледность, скудность мимики, моторики, интонаций, равнодушие к критике, отсутствие планов на будущее и интересов). Вторично возникает медлительность, инертность, склонность к застреваниям, персеверациям, синкинезиям.
4. нарушений критики и целенаправленности. Характерно полевое поведение, двигательная расторможенность, бестормозность. Выраженная эйфория, дурашливость, агрессивные вспышки. Эмоции примитивны, поверхностны. Расторможенность влечений. Нецеленаправленность любой деятельности. Непродуктивность запоминания, фрагментарность воспроизведения. Включение речи, предметная и смысловая организация действия, похвала или порицание малоэффективны. Некритичность.
Факторы, влияющие на клинико-психологические проявления деменции:
- этиология
- степень распространенности и локализация болезненного процесса
- возраст начала заболевания
- индивидуальные преморбидные особенности
- начало восстановительной работы
Структура дефектахарактеризуется парциальностью расстройств. Возможны варианты. Например, более грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения движений речи) при более сохранной способности к отвлечению и обобщению.
Но чаще корково-подкорковая дефицитарность. Подкорковые повреждения вызывают нейродинамические нарушения в виде инертности мышления, истощаемости, персевераций.
Нарушения целенаправленности и критичности.
Изменения личности характеризуются малой привязанностью к родным, отсутствие чувства стыда, жалости. Характерны явления диссоциации интеллектуальных и личностных расстройств (при слабом нарушении интеллектуальных функций выраженные личностные изменения и наоборот).
Мотивационные нарушения в виде адинамии, вялости, аспонтанности, слабости побуждений. Но возможны явления психомоторной расторможенности, эйформии, агрессии, патологии влечений.
В патологический процесс включаются наименее зрелые структуры, а к ним в детском возрасте относятся лобные доли. При деменции онтогенетически молодые функции одновременно повреждаются и задерживаются в своем развитии. Отсюда полиморфизм нарушений. Здесь может присутствовать «олигофренический компонент»: снижение уровня обобщений, недоразвитие логического мышления. Но в отличие от олигофрении до возникновения вредоносного фактора развитие шло нормально.
Зависимость структуры дефекта от возраста начала заболевания:
1. Преддошкольный и ранний дошкольный возраст. Утрата и обеднение навыков, апатия адинамия или расторможенность, низкий уровень обобщений
2. Старший дошкольный возраст. Стереотипность, однообразие игровой деятельности. Некоторый регресс навыков.
3. Младший школьный возраст. Нарушения целенаправленность, потеря интересов при относительной сохранности нарвыков, речи, знаний и представлений.
Первичный дефектсвязан с локализацией повреждения.
Вторичный дефект зависит от специфики первичного поражения, недоразвития функционально связанных с поврежденными системами и наиболее молодых функций в фило- и онтогенезе. Координаты недоразвития «снизу вверх» (от поврежденной функции – к регуляторной)
Нарушения межфункциональных взаимодействий – распад иерархических связей в виде изоляции (расторможенность подкорковых функций)
Асинхрония в виде ретардации, регресса с фиксацией функций на более ранних этапах развития.
Признак | Недоразвитие | Задержанное развитие | Поврежденное развитие |
Возникновение патологического процесса | Внутриутробно или в первые месяцы жизни | Первые 3-4 года жизни | После 2-3 лет |
Тотальность | Есть | Нет | Нет (парциальность) |
Иерархичность | Есть | Нет | Нет |
Энцефалопатические расстройства | В отдельных случаях | Часто | Почти всегда |
Динамика | Первоначально дефицитарное развитие | Правильное и своевременное развитие до воздействия вредности | |
Массивность поражения ЦНС | Меньше | Больше | |
Соматический и неврологический статус | Диспластические признаки телосложения | Локальные знаки повреждения (парезы, параличи, судороги) | |
Нейродинамические процессы | Менее нарушены | Более нарушены |