Итак, семь симптомов, включенных Выготским в первый пояс.

1. Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых., т.е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту.(В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития.

2. Упрямство. Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает два момента: первый - отношение к мотивировке (сходное с негативизмом), т.е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось.

3. Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т.е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.

4. Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.

5. Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

6. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.

7. Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?

Это - пишет Выготский - протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Второй пояс симптомов - последствия основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства вплоть до гипобулических припадков.

Приводя примеры из собственной клинической практики, Выготский прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.

Выводы:

· В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

· Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.

· Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

· Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.

Это выводы Выготского. От себя еще хочется добавить, что со стороны взрослых тоже должны произойти изменения (только в отличие от ребенка - сознательные и произвольные). Самое главное - удовлетворять потребность ребенка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме.

Сформулируйте вопросы и постройте план беседы с родителями по одной из тем "Свободное время ребенка", "Наша семья и спорт", "Наша семья и искусство", "Семейные праздники".

Цель беседы: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка.

Вопросы:

· Как часто ваш ребенок может пребывать в состоянии полной свободы? Как долго длится это состояние? Что следует потом?

· По-вашему мнению, на что должен потратить свободное время ребенок и почему?

· Предлагаю Вам поделиться своими мнениями на тему: «Свободное время ребенка – кто решает, как его организовать?»

· Вы как родители влияли на выбор детьми тех или иных кружков и секций?

· Мы рассмотрели случаи, когда в свободное время ребенок организован. В каких случаях он в свободное время может остаться один? Кто влияет на выбор занятий в это время?

· Как организовать свободное время в кругу семьи и надо ли это делать? Можете привести примеры семейных занятий или увлечений? Влияет ли школа на выбор семейных занятий?

· А в ваших семьях есть традиции? Нужны ли они на сегодняшний день?

· В ходе разговора мы пришли к мнению о том, что в планировании и организации свободного времени ребенка участвуют школа, родители, учреждения дополнительного образования и сам ребенок. А теперь предлагаю изобразить в виде пирамиды, части которой находятся в конвертах, ответ на вопрос, кто же в первую очередь определяет: ребенок, родители, школа, учреждения дополнительного образования - как организовать свободное время?

· Почему эти составляющие нельзя разорвать?

План беседы:

1. Приветствие, вступление, актуальность темы.

2. Просмотр презентации с вопросами и ответами детей: Какое время дети считают свободным?

· Отдых после занятий

· Время для занятий по интересам

· Время, когда ничем не занят

· Время в кругу семьи

· Отдых в выходной день

3. Кто решает, как вам проводить свободное время?

· Родители (мама)

· Друзья

· Сам

4. Чем бы вы хотели заниматься в свободное время?

· Играть на компьютере

· Посещать кружки

· Смотреть телевизор

· Гулять

· Помогать по дому

· Общаться с друзьями

· Играть (рисование, лего, лепка, пазлы)

· Отдыхать

· Спать

· Остаться одному

5. Выводы: В ходе разговора мы пришли к мнению о том, что в планировании и организации свободного времени ребенка участвуют школа, родители, учреждения дополнительного образования и сам ребенок. А теперь предлагаю изобразить в виде пирамиды, части которой находятся в конвертах, ответ на вопрос, кто же в первую очередь определяет: ребенок, родители, школа, учреждения дополнительного образования - как организовать свободное время?

Почему эти составляющие нельзя разорвать?

Воспитанием детей в первую очередь занимается семья, однако чтобы жизнь подрастающего поколения была более успешной и безопасной, семья и школа должны объединить свои усилия

Наши рекомендации