Начало формирования женского движения
РЕФЕРАТ
Тема: Сестры милосердия
Работу выполнила: студентка 1 курса очной формы обучения группы 7171-41.1 Таймаскина А.В Проверила: доцент, кандидат физико-математических наук Коновалова О.А |
Казань 2017
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Начало формирования женского движения…………………………………...4
3.Сестринское дело……………………………………………………………….6
4.Избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома………………………….10
5.Крестовоздвиженская община сестер милосердия………………………….11
6.Международное движение Красного Креста………………………………...13
7.Светские общины……………………………………………………………...15
8.Первое училище для лекарских помощниц и фельдшериц…………………18
9.Сестры милосердия в Первой Мировой……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....22
Введение
Сестры милосердия... Белые голубки... О ком это сказано? Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь. Люди, осознающие помощь ближнему как свой долг, принимающие чужую боль как свою, способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты. Все мы уважаем труд врача, сделавшего операцию, но очень часто забываем о тех, кто после операции выхаживает больного...
Исследование по истории сестёр милосердия ставило целью следующую задачу - «наряду с официальной информацией, связанной с датами, статистикой, именами и т.д., дать описание конкретных ситуаций, в каких оказывались сёстры, привести яркие случаи из их практики, которые могли бы характеризовать их деятельность». Данная работа охватывает весьма широкие временные рамки, впервые выделяются важные проблемы истории института общин сестёр милосердия и представлен один из возможных вариантов их решения[1].
В наше время Медицинская сестра́ (медсестра и медбрат) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Она не занимается обследованием больного, диагностикой, назначением лечения. Медсестра, в отличие от фельдшера, лицо не самостоятельное и выполняет уже сделанные назначения. В медицинских организациях наименование должностей: «акушерка», «медицинская сестра», «санитарка», «фасовщица», замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: «акушер», «медицинский брат (медбрат)», «санитар», «фасовщик»[2].
Сестринское дело
Деятельность сестер Винсента де Поля лишь предварила возникновение профессионального сестринского ухода, начало которому положила Флоренс Найтингейл (1820- 1910) , осмыслившая и переработавшая ранний опыт женщин на данном поприще.
Рис.1-Флоренс Найтингейл(1820-1910)[3]
Флоренс родилась в 1820 году во Флоренции в аристократической английской семье. Отец дал дочери хорошее домашнее образование: Флоренс знала древнегреческий и латынь, изучала немецкий и французский языки, много путешествовала с родителями по Европе. Имея блестящие перспективы на беззаботное светское будущее и выгодное супружество, 24-летняя Найтингейл устраивается сиделкой в одну из английских больниц, вызвав скандал в доме благородных родителей.
В 1851 году, окончательно порвав с семьей, Флоренс устраивается в общину диаконис Кайзерсверта. Именно здесь для нее с полной ясностью раскрывается основополагающая идея будущей системы ухода, а именно, что болезнь - это не только физический, но и психический, и духовный недуг.
В 1853 году Найтингейл посещает сестер общины Винсента де Поля в Париже, осматривает их госпитали и недолго работает здесь сама. В том же году в Лондоне началась реорганизация Лечебного заведения для дворянок, и Флоренс приглашают туда в качестве главной смотрительницы.Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного понятия «сестринское дело», сумела изменить общественное сознание и взгляды на роль, и место медицинской сестры в охране здоровья общества.
Рис.2-Знаменитые записки об уходе(1859)[4]
Первое определение сестринского дела было дано Флоренс Найтингейл в её знаменитых записках об уходе (1859 г). Придавая важную значимость чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию. Она характеризует сестринское дело как « действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Найтингейл называет сестринское дело искусством, при этом подчёркивает, что это искусство требует «организации и научной подготовки».
В своей книге "Записки об уходе" Ф. Найтингейл впервые:
· охарактеризовала сестринское дело как "действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению";
· выделила в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми. Уход за здоровыми она определила как "поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает", а уход за больными как "помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение";
· провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья;
· высказала убеждение, что сестринское дело как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний;
Впервые выделив в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми людьми, она определяет уход как « поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает». Сегодня мы бы определили позицию Найтингейл привычным для нас термином – «профилактика»; сам уход Найтингейл видит, как « помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». В 1859 г. такое заявление было нонсенсом. Уровень ухода за больными в то время был чрезвычайно низок.
Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела. Её первые школы, открывшиеся в Америке, а ранее – в Европе, были автономными и светскими. Сёстры сами преподавали в них, уделяя внимание формированию специальных сестринских знаний и умений. Впервые принимается во внимание личность пациента, его честь и достоинство, сохранение конфиденциальности, соблюдение профессионального долга.
Не случайно девизом первого почётного медицинского общества стали слова: Любовь, Мужество, Честь.[1].Взгляды и убеждения Флоренс Найтингейл получили широкое признание во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой модели сестринского дела.
Крымская война принесла Флоренс невероятную славу в Англии: к сестре стекались добровольные пожертвования со всех концов страны, в ее честь назвали не только многих девочек, но даже целый корабль, ее портреты выставляли в витринах, а Лонгфелло создал стихотворение "Святая Филомена" с посвящением Найтингейл, откуда пошло другое ее прозвище - "женщина со светильником".Действительно, Крымская война (1853-1856 г.г.) породила вспышку женского патриотизма не только в Великобритании, но и в России. Имя этой женщины, собственными усилиями создавшей отряд сестер милосердия, стало символом сестринского движения.
Ее именем названа медаль, которой с 1912 года награждают особо отличившихся сестер милосердия по всему миру. Была учреждена в 1912 году Международной конференцией Красного Креста. Ею награждаются дипломированные медсестры и медбратья за особые самоотверженные поступки в отношении к больным людям в мирное или военное время, за исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие.
Рис.4-Сестрам Милосердия - Медаль
имени Флоренс Найтингейл[6]
На лицевой стороне надпись на латинском языке:«В память Флоренс Найтингейл 1820-1910». В центре – изображение женщины со светильником, как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества»[7].
Светские общины
Работы было много, много требовалось и умелых женских рук. Готовить сестер милосердия стали различные организации, в первую очередь — так называемые сестринские общины. Это были светские по духу и благотворительные по сути объединения.В создании массового института светских общин ведущую роль играла Россия, тогда как в государствах Западной Европы преимущество было за религиозными общинами. Светские же общины как бы и возникли с одной целью — лишь для обучения медицинского сестринского персонала, подготовки его для работы в условиях войны. «Строгая дисциплина, строгое исполнение обязанностей, заботливое отношение к больному — таковы единственные требования, предъявляемые к сестре милосердия», — подытоживает в 1914 году историк краснокрестного движения.Если попытаться провести аналогии с современностью, то по уровню специальных знаний и навыков сестру милосердия светской общины следовало бы поместить, скорее всего, между сиделкой и медицинской сестрой[11].
Рис.8-Светская община с больными[11] |
Заключение
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Костюм сестры милосердия был очень практичен. Немаркое платье коричневого цвета, белые манжеты, фартук и воротничок, свидетельствующие об аккуратности сестры милосердия, платок, покрывающий голову, для того, чтобы волосы не мешали во время работы, пелерина, которая одевалась в холодное время года.
Движение сестер милосердия зародилось в Европе в 17 веке и приобрело массовый характер к середине 19 века. Оно стало важным фактором в последующих войнах. До этого существовали лишь единичные случаи создания таких общин.Причиной возникновения подобных движений является появившаяся необходимость подготовить квалифицированные кадры для ухода за ранеными во время войн, становившихся все более ожесточенными.
Также работа сестрой милосердия давала женщинам возможность реализовать себя в обществе и найти профессию.
Главное отличие сестер милосердия - духовная поддержка раненых. Одним из наиболее важных символических элементов костюма был золотой крест - символ веры. Крепился крест на ленте голубого цвета, символизирующего истину, верность, целомудрие и правосудие в христианской традиции.
Список литературы
1.http://amnesia.pavelbers.com/Straniza%20istorii%20Rossii%20%2020.htm
2. http://wreferat.baza-referat.ru/Сестра_милосердия
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Найтингейл,_Флоренс
4. http://www.liveinternet.ru/users/fray_tatiana/post219709365/
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Крестовоздвиженская_община_сестёр_милосердия
6.http://the100.ru/great-prizes/sisters-of-charity-florence-nightingale-medal.html
7. http://redcross.by/medal-imeni-florens-najtingejl/
8. http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2815895860
9. http://charity.lfond.spb.ru/maria/2.html
10. http://vikent.ru/enc/7389/
11. https://www.miloserdie.ru/article/eho-istorii-sestry-miloserdiya-kak-eto-bylo/
12. http://boomerang-kdm.ru/calendar.php?s1=22
13. http://ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=9931
РЕФЕРАТ
Тема: Сестры милосердия
Работу выполнила: студентка 1 курса очной формы обучения группы 7171-41.1 Таймаскина А.В Проверила: доцент, кандидат физико-математических наук Коновалова О.А |
Казань 2017
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Начало формирования женского движения…………………………………...4
3.Сестринское дело……………………………………………………………….6
4.Избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома………………………….10
5.Крестовоздвиженская община сестер милосердия………………………….11
6.Международное движение Красного Креста………………………………...13
7.Светские общины……………………………………………………………...15
8.Первое училище для лекарских помощниц и фельдшериц…………………18
9.Сестры милосердия в Первой Мировой……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....22
Введение
Сестры милосердия... Белые голубки... О ком это сказано? Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь. Люди, осознающие помощь ближнему как свой долг, принимающие чужую боль как свою, способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты. Все мы уважаем труд врача, сделавшего операцию, но очень часто забываем о тех, кто после операции выхаживает больного...
Исследование по истории сестёр милосердия ставило целью следующую задачу - «наряду с официальной информацией, связанной с датами, статистикой, именами и т.д., дать описание конкретных ситуаций, в каких оказывались сёстры, привести яркие случаи из их практики, которые могли бы характеризовать их деятельность». Данная работа охватывает весьма широкие временные рамки, впервые выделяются важные проблемы истории института общин сестёр милосердия и представлен один из возможных вариантов их решения[1].
В наше время Медицинская сестра́ (медсестра и медбрат) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Она не занимается обследованием больного, диагностикой, назначением лечения. Медсестра, в отличие от фельдшера, лицо не самостоятельное и выполняет уже сделанные назначения. В медицинских организациях наименование должностей: «акушерка», «медицинская сестра», «санитарка», «фасовщица», замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: «акушер», «медицинский брат (медбрат)», «санитар», «фасовщик»[2].
Начало формирования женского движения
Возникновение женской благотворительности связана с именем католического священника Винсента де Поля. Первая попытка Винсента организовать женскую общину относится к 1617 году - времени, когда он служил в Шатильоне. Две молодые женщины, принадлежавшие к высшему свету и ведшие праздный образ жизни, из любопытства зашли в церковь, где в тот момент проповедовал де Поль. Его слова настолько поразили девушек, что они впоследствии решили посвятить себя служению бедным, несмотря на неудовольствие их прежних знакомых. Однажды одна из этих двух женщин, госпожа Шассуанье, попросила де Поля упомянуть в проповеди некое бедное семейство, в котором имелись больные дети. Винсент исполнил просьбу, и после службы сам отправился навестить несчастных. Он с удивлением заметил, что множество людей двигалось в том же направлении, неся съестные припасы. "Можно было подумать, что это крестный ход", - рассказывал он потом. Постепенно Винсент приходит к идее создания женской организации, члены которой всецело посвятят себя уходу за неимущими больными.
И вскоре во Франции в XVII в. вокруг священника Викентия де Поля начало своё формирование женское движение. Это были по большей части дамы из аристократической и буржуазной среды, которых называли «дамами милосердия». Они оказывали делу благотворительности материальную помощь, без которой оно не могло бы существовать, но также и сами ухаживали за больными, кормили их, раздавали пищу и одежду беднякам, изготавливали нужные беднякам вещи своими руками. Среди сподвижниц Винсента были королева Франции Анна Австрийская и будущая королева Польши Мария Гонзага.
В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу де Мариллак, которая организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению. Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра» и указал, что община должна состоять из вдов и девиц, которые не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов. Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. Годом рождения первой общины сестер милосердия принято считать 1633 год[2].
Сестринское дело
Деятельность сестер Винсента де Поля лишь предварила возникновение профессионального сестринского ухода, начало которому положила Флоренс Найтингейл (1820- 1910) , осмыслившая и переработавшая ранний опыт женщин на данном поприще.
Рис.1-Флоренс Найтингейл(1820-1910)[3]
Флоренс родилась в 1820 году во Флоренции в аристократической английской семье. Отец дал дочери хорошее домашнее образование: Флоренс знала древнегреческий и латынь, изучала немецкий и французский языки, много путешествовала с родителями по Европе. Имея блестящие перспективы на беззаботное светское будущее и выгодное супружество, 24-летняя Найтингейл устраивается сиделкой в одну из английских больниц, вызвав скандал в доме благородных родителей.
В 1851 году, окончательно порвав с семьей, Флоренс устраивается в общину диаконис Кайзерсверта. Именно здесь для нее с полной ясностью раскрывается основополагающая идея будущей системы ухода, а именно, что болезнь - это не только физический, но и психический, и духовный недуг.
В 1853 году Найтингейл посещает сестер общины Винсента де Поля в Париже, осматривает их госпитали и недолго работает здесь сама. В том же году в Лондоне началась реорганизация Лечебного заведения для дворянок, и Флоренс приглашают туда в качестве главной смотрительницы.Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного понятия «сестринское дело», сумела изменить общественное сознание и взгляды на роль, и место медицинской сестры в охране здоровья общества.
Рис.2-Знаменитые записки об уходе(1859)[4]
Первое определение сестринского дела было дано Флоренс Найтингейл в её знаменитых записках об уходе (1859 г). Придавая важную значимость чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию. Она характеризует сестринское дело как « действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Найтингейл называет сестринское дело искусством, при этом подчёркивает, что это искусство требует «организации и научной подготовки».
В своей книге "Записки об уходе" Ф. Найтингейл впервые:
· охарактеризовала сестринское дело как "действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению";
· выделила в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми. Уход за здоровыми она определила как "поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает", а уход за больными как "помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение";
· провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья;
· высказала убеждение, что сестринское дело как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний;
Впервые выделив в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми людьми, она определяет уход как « поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает». Сегодня мы бы определили позицию Найтингейл привычным для нас термином – «профилактика»; сам уход Найтингейл видит, как « помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». В 1859 г. такое заявление было нонсенсом. Уровень ухода за больными в то время был чрезвычайно низок.
Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела. Её первые школы, открывшиеся в Америке, а ранее – в Европе, были автономными и светскими. Сёстры сами преподавали в них, уделяя внимание формированию специальных сестринских знаний и умений. Впервые принимается во внимание личность пациента, его честь и достоинство, сохранение конфиденциальности, соблюдение профессионального долга.
Не случайно девизом первого почётного медицинского общества стали слова: Любовь, Мужество, Честь.[1].Взгляды и убеждения Флоренс Найтингейл получили широкое признание во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой модели сестринского дела.
Крымская война принесла Флоренс невероятную славу в Англии: к сестре стекались добровольные пожертвования со всех концов страны, в ее честь назвали не только многих девочек, но даже целый корабль, ее портреты выставляли в витринах, а Лонгфелло создал стихотворение "Святая Филомена" с посвящением Найтингейл, откуда пошло другое ее прозвище - "женщина со светильником".Действительно, Крымская война (1853-1856 г.г.) породила вспышку женского патриотизма не только в Великобритании, но и в России. Имя этой женщины, собственными усилиями создавшей отряд сестер милосердия, стало символом сестринского движения.
Ее именем названа медаль, которой с 1912 года награждают особо отличившихся сестер милосердия по всему миру. Была учреждена в 1912 году Международной конференцией Красного Креста. Ею награждаются дипломированные медсестры и медбратья за особые самоотверженные поступки в отношении к больным людям в мирное или военное время, за исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие.
Рис.4-Сестрам Милосердия - Медаль
имени Флоренс Найтингейл[6]
На лицевой стороне надпись на латинском языке:«В память Флоренс Найтингейл 1820-1910». В центре – изображение женщины со светильником, как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества»[7].