Раздел 3. Практический материал для дифференцированной артикуляционной, статической и динамической дыхательной, голосовой гимнастик. Нормы литературного произношения.
Недочеты детского дыхания преодолеваются: 1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, 2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем; и особенно в старшем, отчасти и через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3 - 5 мину-тами с соблюдением чередования в это время детей. - Для развития дыхания ребенка пользуются следующими методами.
Дыхательные игры:
а) сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
б) дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарик по лотку вверх в лузу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, флажки, бумажные фигурки (но чтобы они двигались, не падая), всякие вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке. Сдувать тычинки созревших одуванчиков; дуть двумя группами с противоположных: сторон на натянутый между ними легкий шарф (игры на детских духовых музыкальных инструментах — дудочках, трубах, губных гармошках по гигиеническим соображениям проводятся дома);
в) надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки; особенно полезна игра в мыльные пузыри, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха (игра проводится дома);
г) поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь. На кого упадет предмет, тот читает стишок, поет песенку и т.п.
Индивидуальные игры чередуются с групповыми (дуют то по одному, то группой). Перед некоторыми играми ставится определенная задача. Например, не вообще дуют на парусный кораблик, а "путешествуют" из Ленинграда в Москву. Для этого на краях тазика укрепляются "пристани, города" (картинки или, что лучше, модели домиков). Подобным же образом загоняют домашних "птиц и животных" (бумажки) в сарай. Такая целеустремленная игра делает игру осмысленной, более интересной и познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания.
Хорошо умело вводить в игру элемент соревнования (кто скорее или на большем расстоянии сдунет пушинку, чей кораблик прибудет первым и т.п.)
Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и придыхательной гимнастике, строго соблюдается правило, вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры "Кто больше скажет без передышки?".
Необходимо приучить детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого воспитатель, беседуя или рассказывая, читая сказку, стихотворение, говорит короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усвоит эту манеру говорить.
Когда же ребенок очень плохо владеет дыханием, он заучивает сказочку или стишок таким образом: воспитатель вдыхает и произносит коротенькую фразу, затем оба - повторяют ее; впоследствии повторяет только ребенок. В особо трудных случаях вначале делается вдох перед каждым словом. Описанный способ применим и на занятиях со всей группой.
В младшей группе дети приучаются говорить на одном выдохе! короткими фразами от 2 до 5 слов, в средней и старшей группах фразы несколько удлиняются.
Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать в старшей группе стишки под маршировку и с дыханием под команду "вдох" после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением.
Занятия по развитию голоса.
Крикливый голос устраняется разъяснением ребенку вредности и неприятности такого голоса, успокаиванием его нервной системы, систематическим надзором за его голосом. Для этого же используются разнообразные игры в тихую или шепотную речь.
1. "Телефон". Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданно? ему воспитателем слово. Так слово передается до конца. Кто исказит его, тот произносит заданный стишок.
2. "Кто лучше слышит". Находясь в кругу детей, один из них то тихо, то громко вызывает по именам остальных, не смотря на них (можно завязать глаза). Услышавшие тихий голос отходят направо, остальные налево.
3. "Эхо". Дети разделяются на две группы: одна изображает участников сбора грибов, а другая — эхо. Первая группа произносит громко: "Пойдем". Вторая тихо: "Пойдем". Текст: "Пойдем мы в лес, в тенистый, свежий лес. Тра-ля-ля, тра-ля-ля" (припев произносится целиком, а не по частям). Можно подобрать песенку с переходами от тихого голоса к громкому.
4. "Поезд". Приближаясь и удаляясь, поезд изаает звуки, постепенно усиливающиеся или затихающие.
5. "Усатый кот". Кто-либо из детей — "кот", притаившись, подползая произносит вполголоса: "Я. усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход", а остальные дети ("мышки") тихо проходят мимо него и шепчут: "Тише, мыши, кот все ближе, ближе". Кто скажет громко, того кот хватает.
6. Произнесение стишков с изменением силы голоса: в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче. Пример (для старшей группы):
Мне мила моя работа (тихо),
Я доволен (громко),
Я горжусь (еще громче)\
Нет ни горя, ни заботы (умеренно),
Как за дело (громче)
Я берусь (еще громче)'.
Если у ребенка тихий голос, его следует заставлять петь, произносить перед группой стишки, играть ("Эхо" и "Аукание"). Для детей младшего возраста предусматриваются игры, сопровождающиеся громким звукопод-ражанием: ам-ам, му-му, не-не, бон-бон, тук-:тук, бах.-бах.При декламации надо ставить ребенка возможно дальше от слушающих его. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса: чем больше расстояние, тем громче незаметно для себя ребенок! говорит. Тихим голосом говорят большей частью дети физически слабые, робкие, стеснительные, их нельзя принуждать говорить громко. Они могут совсем затормозиться, избегать разговоров, превратиться в "молчальников". Одобрение, ласка, включение ребенка в благоприятные условия речи — вот что сделает его более уверенным в своих силах и тем самым усилит голос. Для усиления голоса полезны уже рекомендованные игры.
Монотонность речи преодолевается обогащением интонаций, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребенка. Ведущий метод — выразительное произношение воспитателем и детьми эмоционально насыщенных стишков, потешек. Важно предварительно объяснить, в каких словах, фразах какие чувства выражаются, а затем заразить ими детей и предложить им произнести этот текст. Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребенком. Повышение и понижение тона и богатство модуляций переход от одного тона к другому в произносимых стишках и диалогах достигается подражанием воспитателю или декламацией под музыку. Для этого можно использовать текст; данный для развития силы голоса.
В единичных случаях недостатки голоса носят патологический характер. Такие расстройства вызываются особыми наростами на краях голосовых связок мешающими их сближению. Эти наросты — результат длительных криков. От простуды может быть катар голосовых связок, что тоже способствует искажению голоса. Изредка встречаются парезы и параличи голосовых связок или других мышц гортани, отчего голос становится хриплым, срывающимся или он полностью отсутствует.
При появлении сиплого, хриплого, срывающегося голоса после врачебного осмотра и соответствующего лечения ребенка нужно на неделю-две освободите от пения, декламации и всякого рода речевых выступлений, разрешать говорить только шепотом или очень тихо, пока у него не появится чистый голос. Это делается и тогда, когда врач не находит каких-либо органических заболеваний.
Причиной музыкальной невыразительности речи детей иногда служат болезни, сильное физическое истощение, особенно — значительное понижение слуха. В этих случаях воспитатель должен обязательно использовать советы врача.