Удаление слизи и корочек из носовой полости
Ходячие пациенты во время утреннего туалета самостоятельно осуществляют уход за носовой полостью. Тяжелобольным пациентам, которые не в состоянии самостоятельно следить за гигиеной носа, необходимо ежедневно освобождать носовые ходы от выделений и образующихся корочек, которые мешают свободному дыханию через нос.
Оснащение: перчатки, 2 лотка, ватные турунды, вазелиновое масло (растительное масло или глицерин).
Алгоритм действия:
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. В положении лежа или сидя (в зависимости от состояния пациента) слегка наклоните голову пациента.
3. Смочите ватные турунды вазелиновым или растительным маслом, глицерином.
4. Введите вращательным движением турунду в носовой ход и оставьте там на 2-3 минуты.
5. Затем удалите турунду и манипуляцию повторите.
6. Снимите перчатки и вымойте руки.
Примечание: можно предварительно закапать в нос одно из перечисленных масел, а затем прочистить носовые ходы ватными турундами. Слизь из носовой полости можно удалить сухими ватными турундами.
Протирание глаз
Для удаления выделений из глаз, склеивании ресниц и век во время утреннего туалета необходимо промывать глаза.
Оснащение: стерильные перчатки, 2 лотка (один стерильный), стерильные ватные шарики, раствор антисептика (раствор фурацилина 1:5000, 2% раствор соды, 0,5% раствор марганцовки), пинцет.
Алгоритм действий:
1. Тщательно вымойте руки, наденьте стерильные перчатки.
2. В стерильный лоток положите 8-10 стерильных шариков и смочите их раствором антисептика (фурацилин 1:5000, 2% раствор соды, 0,5% раствор марганцовки) или кипяченой водой.
3. Слегка отожмите тампон и протрите им ресницы по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.
4. Протирание повторите 4-5 раз (разными тампонами!).
5. Остатки раствора промокните сухими тампонами.
6. Снимите перчатки, вымойте руки.
Очищение наружного слухового прохода
Пациенты на общем режиме во время ежедневного утреннего туалета самостоятельно моют уши.
Пациентам с постельным режимом следует периодически проводить туалет наружных слуховых проходов.
Оснащение: перчатки, 3% раствор перекиси водорода, пипетка, ватные турунды, 2 лотка.
Алгоритм действия:
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Усадите пациента, если нет противопоказаний, наклоните голову к противоположному плечу или в положении лежа поверните голову набок.
3. Оттянув ушную раковину назад и вверх, закапайте в ухо пациента несколько капель теплого 3% раствора перекиси водорода.
4. Вращательными движениями введите ватную турунду в наружный слуховой проход. Ухо при этом также оттянуто назад и вверх.
5. Сменив турунду повторить несколько раз манипуляцию.
6. Те же действия повторить с другим наружным слуховым проходом, предварительно повернув голову в противоположную сторону.
7. Снимите перчатки, вымойте руки.
ЗАПОМНИТЕ! Нельзя пользоваться для удаления серы из ушей жесткими предметами во избежание повреждения барабанной перепонки.
Уход за ротовой полостью
Название манипуляции | Оснащение | Алгоритм действия |
Полоскание ротовой полости | Полотенце, клеенка, стакан, лоток, растворы антисептиков (фурацилин 1:5000, 2% раствор соды, 0,5% раствор перманганата калия) перчатки. | 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. Усадите пациента. 3. На грудь и шею пациента положите полотенце или клеенку. 4. Дайте пациенту в руку стакан с раствором антисептика или теплой кипяченой водой. 5. Подставьте под подбородок лоток. 6. Предложите пациенту прополоскать ротовую полость. 7. Снимите перчатки, вымойте руки. |
Обработка слизистой ротовой полости и губ | 2 шпателя , стерильные ватные шарики, зажим или пинцет, два лотка, растворы антисептиков (раствор фурацилина 1:5000, 2% раствор соды, 0,5% раствор марганцовки), перчатки, клеенка, полотенце, вазелин, стерильные салфетки | 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. На грудь и шею пациента положите полотенце или клеенку. 3. Попросите пациента широко открыть рот и высунуть язык. 4. Стерильным ватным шариком на стерильном зажиме или в пинцете, смоченным раствором антисептика, осторожно снимите налет с языка, меняя при этом шарики. 5. Стерильными ватными шариками, смоченными раствором антисептика, тщательно протрите зубы с внутренней и наружной стороны, используя для обнажения зубов шпатель. 6. После окончания процедуры предложите пациенту прополоскать рот. 7. Высушите кожу вокруг рта полотенцем. 8. Нанесите шпателем на стерильную салфетку вазелин (можно использовать детский крем) 9. Обработайте губы пациента вазелином (или кремом). 10. Снимите перчатки, вымойте руки. |
Чистка зубов | Зубная щетка, зубная паста, полотенце, клеенка, стакан с кипяченой водой,лоток, перчатки, шпатель | 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. Усадите пациента. 3. На грудь и шею пациента положите полотенце или клеенку. 4. Предложите пациенту один раз прополоскать ротовую полость. 5. Нанесите небольшое количество зубной пасты на зубную щетку. 6. Попросите пациента открыть широко рот. 7. Пользуясь шпателем для обнажения зубов, почистите последовательно наружную поверхность зубов, делая выметающие движения (сверху вниз), затем жевательную и внутреннюю поверхность зубов (внутреннюю поверхность также очищать выметающими движениями сверху вниз). 8. Предложите пациенту тщательно прополоскать рот водой. 9. Высушите кожу вокруг рта полотенцем. 10. При необходимости обработайте губы пациента вазелином или кремом. 11. Снимите перчатки, вымойте руки. Если пациент, находящийся на постельном режиме, может сам почистить зубы, окажите ему помощь в этом. Обеспечьте его всем необходимым и придайте удобное положение в постели. |
ЗАПОМНИТЕ! Полоскание ротовой полости необходимо производить после каждого приема пищи, зубы чистить не реже 2-х раз в день (утром и вечером). Обработку слизистой ротовой полости и зубов тяжелобольным пациентам проводят также 2 раза в день.
При дефиците личной гигиены медсестре необходимо:
1. Объяснить необходимость мероприятий по личной гигиене в больничных условиях.
2. Оценить способность самоухода.
3. Помочь в проведении утреннего и вечернего туалета, бритья утром.
4. Проводить частичную санитарную обработку ежедневно.
5. Обеспечить возможность мытья рук перед приемом пищи и после туалета.
6. Помочь при подмывании (не реже 1 раза в день).
7. Обеспечить мытье волос и стоп 1 раз в неделю.
8. Обеспечить уход за ротовой полостью, полоскание рта после каждого приема пищи.
9. Обеспечить стрижку ногтей 1 раз в неделю.
10. Обеспечить уход за естественными складками кожи ежедневно.
11. Обеспечить смену белья по мере загрязнения.
ВНИМАНИЕ! Научите пациента самого заботиться о себе, насколько это возможно.
Развивайте у пациента навыки самопомощи, поощряйте его самостоятельные действия.
Личный контакт с пациентом, внимательное наблюдение и выслушивание пациента помогут Вам наилучшим образом организовать уход за каждым пациентом.
ЗАПОМНИТЕ! Тяжелобольные пациенты могут находиться и дома. Поэтому необходимо обучить родственников элементам правильного ухода за кожей и естественными складками, за слизистыми, а также мероприятиям по профилактике пролежней.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:
а) ежедневно
б) по мере загрязнения
в) 1 раз в 2-3 дня
г) 1 раз в 7-10 дней
2. Грязное белье после перестилания пациенту постели собирают в____.
3. Положение, при котором пациент самостоятельно поворачивается, садится, ходит по отделению, называется___________.
4. Установите правильную последовательность при подаче судна пациенту:
1) подложить под таз пациента клеенку
2) извлечь судно
3) ополоснуть судно теплой водой, оставив в нем немного воды
4) продезинфицировать судно
5) подставить судно под ягодицы пациента
6) приподнять таз пациента
5. Для подмывания пациента необходимо приготовить:
а) таз, раствор антисептика, кувшин, ватные тампоны
б) лоток, раствор антисептика, шприц Жанэ, ватные тампоны, корнцанг
в) грушевидный баллон, раствор антисептика, корнцанг, ватные шарики
г) судно, раствор антисептика, кружка Эсмарха, ватные тампоны, корнцанг
6. Постельное белье пациенту, находящемуся на общем режиме, меняют:
а) 1 раз в 14 дней
б) 1 раз в 7-10 дней
в) ежедневно
г) 1 раз в 2-3 дня
7. Положение, при котором пациент не может самостоятельно поворачиваться, называется .
8. При приготовлении постели тяжелобольному пациенту с недержанием мочи на простынь необходимо положить__________ ,накрытую пеленкой.
9. Образованию пролежней способствует плохой____________.
10. Загрязненное нательное и постельное белье способствует образованию __________.
Установите соответствие.
Стадии пролежней: Признаки:
1) первая А. Кожа обычной окраски
2) вторая Б. Образование пузыря
3) третья В. Образование язвы
Г. Гиперемия кожи
12. Опрелости могут развиваться:
а) на затылке
б) на лопатках
в) в паховых складках
г) на локтях
13. Язвенно-некротические изменения кожи с подкожной клетчаткой и других мягких тканей, называется________.
14. Пролежни у ослабленных тяжелобольных пациентов при положении на спине образуются обычно в области затылка, крестца, пяток, локтей и_________.
15. Для профилактики пролежней необходимо каждые 2 часа менять ________пациента.
16. Для обработки слизистой ротовой полости используют:
а) 96-градусный спирт
б) раствор фурацилина 1:5000
в) 10% раствор марганцовки
г) 10% раствор камфорного спирта
17. Для протирания глаз можно использовать 0,5% раствор .
18. Установите соответствие.
Манипуляции:
1) для удаления серы из уха необходимо предварительно закапать...
2) для удаления корочек из носа необходимо предварительно закапать...
19. При обработке глаз ресницы и веки протирают по направлению:
а) от центра к углам глаза
б) от наружного края к внутреннему
в) произвольно
г) от внутреннего угла к наружному
20. Для промывания глаз необходим раствор:
а) 3% перекиси водорода
б) 10% камфорного спирта
в) 2% соды
г) 5% марганцовки
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
В пульмонологическое отделение поступил пациент с дыхательной недостаточностью, которому необходимо создать возвышенное положение головного конца. Как это осуществить?
Задача 2
Пациенту с инфарктом миокарда назначен строгий постельный режим. Как осуществить смену постельного белья у данного пациента?
Задача 3
У Вас в отделении находится тяжелобольной пациент, который малоподвижен, длительно лежит в одном и том же положении, апатичен. Определите степень риска возникновения пролежней у него. Какие мероприятия по профилактике пролежней необходимо проводить у данного пациента?
Задача 4
Меняя загрязненное белье тяжело - больному пациенту медсестра заметила в области крестца пузырь, вокруг которого наблюдается интенсивное покраснение кожи. Тактика медсестры.
Задача 5
К Вам в отделение поступает пациент, который длительно будет находиться на постельном режиме. На какую кровать целесообразно положить пациента?
Задача 6
У Вас в отделении лежит пациентка с недержанием мочи. Какие элементы ухода необходимы ей?
Задача 7
У Вас в отделении лежит пациент, длительно находящийся без сознания. Определите степень риска развития пролежней у данного пациента. Какие мероприятия по профилактике пролежней необходимо проводить?
Задача 8
В отделение реанимации поступил тяжелобольной пациент, который длительно будет находиться на постельном режиме. Тактика медсестры по профилактике пролежней.
Задача 9
Вы заметили у ослабленного тяжелобольного пациента наличие интенсивного покраснения в области пяток. Ваша тактика?
Задача 10
У пациента, длительно находящегося на постельном режиме появился неприятный запах изо рта. В чем возможная причина? Тактика медсестры.
Задача 11
В отделении имеется пациент, находящийся на постельном режиме. Помогите пациенту в проведении утреннего туалета.
Задача 12
У ослабленного пациента после ночного и дневного сна склеиваются веки, ресницы. Тактика медсестры.
Задача 13
Пациент жалуется на сухость в носу, образование корочек. Тактика медсестры.
Задача 14
Проводя утренний туалет медсестра обратила внимание, что у пациента в наружном слуховом проходе много серы. Тактика медсестры.
Задача 15
Две недели назад в отделение поступил пациент в крайне тяжелом состоянии, который сразу же из приемного отделения был направлен в реанимацию. В настоящее время состояние пациента улучшилось, но он жалуется на неприятные ощущения в области волосистой части головы, зуд. Тактика медсестры.
Задача 16
Внимательно прочтите и проанализируйте письмо племянника пациента его родственникам и выявите ошибки, допущенные медсестрой в уходе за ним. Как бы Вы осуществили уход за данным пациентом? ПИСЬМО:
Здравствуйте дорогие родные!
Пишет Ваш племянник из деревни.
Недавно был в городе, но зайти к Вам не было времени, так как навещал Василия Михайловича в больнице, что-то сердце у него прихватило, думали даже, что умрет.
Лежит он там уже четвертую неделю. Я и раньше приезжал, но меня к нему не пустили, потому что лежал в специальной палате. Только через две недели разрешили его увидеть.
Чувствует он себя сейчас получше, вот только поясница у него постоянно саднеет и болит. Я посмотрел и увидел, что кожа у него там содрана и краснота вокруг. Наверно отлежал, ему поначалу даже поворачиваться не разрешали. Да и расчесал тоже, ведь как попал в больницу - не мылся, да и ногти отросли.
А еще бедный Василий Михайлович по утрам мучился, глаза еле-еле открывал, так как они после ночи склеивались.
Лечили его там хорошо, не жалуется, постоянно уколы делали, таблетки давали, суетились вокруг него, постель даже один раз поменяли, есть приносили прямо в палату.
Правда была одна неприятность у дяди, не могли найти его зубные протезы. Вставать ему не разрешали, поэтому помыть их он не мог, вот и снял протезы и положил на тумбочку. А медсестра, чтобы они не мешались, положила их, как это потом выяснилось, в ящик тумбочки. Но хорошо, что нашлись, а то сейчас и пенсии не хватит, чтобы новые поставить.
Но все равно, после выписки надо сводить его к зубному врачу, наверно зубы у него подгнили. Потому что, когда с ним разговаривал, постоянно чувствовал запах изо рта. Но все это мелочи, главное, чтобы поправился. Будет время, навестите его в больнице.До свидания.
МАНИПУЛЯЦИИ
> создание пациенту в постели необходимого положения в зависимости от заболевания с помощью функциональной кровати и других различных приспособлений;
> приготовление постели пациенту;
> смена нательного и постельного белья;
> подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине);
> уход за наружными половыми органами и промежностью (у мужчин и женщин);
> мытье и расчесывание головы;
> организация и оказание помощи пациенту при утреннем туалете;
> умывание пациента;
> бритье лица пациента;
> мытье ног пациента;
> стрижка ногтей на руках и ногах пациента;
> обтирание кожи с легким массажем спины;
> обработка естественных складок кожи с целью профилактики опрелостей;
> определение степени риска возникновения пролежней у пациента;
> проведение мероприятий по профилактике пролежней;
> обработка кожи при наличии пролежней;
> обучение родственников элементам профилактики пролежней на дому;
> удаление выделений и корочек из носа;
> протирание глаз;
> обработка слизистой ротовой полости и губ;
> чистка зубов пациента;
> очищение наружного слухового прохода;
> обучение пациента и его семьи уходу за естественными кожными складками и слизистыми оболочками на дому.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Муляж; функциональная кровать с постельными принадлежностями; ширма; постельное и нательное белье; клеенка; полотенце; варежки; перчатки; пеленка; клеенчатый мешок; валик; таз; кувшин или чайник; клеенка; кружка Эсмарха; лотки; судно ( эмалированное и резиновое); мочеприемник (мужской и женский); резиновый круг; водный термометр; корнцанг; пинцет; шпатель; ножницы; пипетки; щипчики-кусачки; пилочка для ногтей; станок для бритья; расческа; стакан; зубная щетка; зубная паста; шампунь; мыльная пена; крем для бритья; детский крем; присыпка; вазелиновое масло; глицерин; вазелин; ватные тампоны; марлевые салфетки; ватные турунды; стерильные ватные шарики и салфетки; бикс.
Растворы антисептиков: фурацилин 1:5000; 0,5% раствор марганцовки, 3% перекись водорода; 2% сода; 3% хлорамин; 0,5% и 10% хлорная известь.
ГЛОССАРИЙ
БИООККЛЮЗИОННАЯПОВЯЗКА - повязка, обеспечивающая изоляцию пораженной области тела от воды и воздухас биодобавками (пропитанная лекарственным веществом).
ОПРЕЛОСТЬ - воспаление кожи в складках, возникающее при трении влажных поверхностей.
ПРОЛЕЖЕНЬ - дистрофические, язвенно-некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся вследствие их длительного сдавливания, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 19