Безопасная больничная среда. лечебно-охранительный режим лпу
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.
Студенты должны
ЗНАТЬ:
• что понимают под безопасной больничной средой, элементы;
• понятие лечебно-охранительного режима, его и значение для пациента;
• факторы риска несчастных случаев у пациентов и медицинского персонала;
• методы снижения риска падений, ожогов, отравлений и поражений электрическим током.
УМЕТЬ:
- выявить пациентов с высоким риском несчастных случаев;
- провести беседу с пациентом о правилах пребывания в стационаре.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Дайте определение понятия "безопасная больничная среда".
2. Назовите три группы мероприятий, обеспечивающих безопасную больничную среду в ЛПУ.
3. Дайте определение понятия "лечебно-охранительный режим".
4. Перечислите элементы лечебно-охранительного режима.
5. Укажите, каково значение режима эмоциональной безопасности для пациента и медперсонала.
6. Укажите, в чем значение правил внутреннего распорядка, существующих в стационарах ЛПУ.
7. Назовите факторы риска несчастных случаев в условиях больничной среды; причины травм в результате падений.
8. Перечислите правила работы с электроприборами.
9. Назовите факторы риска травм у пациентов в условиях ЛПУ.
10. Перечислите мероприятия, направленные на профилактику падений.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ
♦ Медицинская сестра должна сделать все возможное, чтобы предотвратить неблагоприятное влияние на пациента условий стационара, тот душевный и физический вред, который может причинить человеку больничная среда.
ЗАПОМНИТЕ! Основной принцип медицины - "Non nocere!" ("Не навреди!")
♦ Тактично побеседуйте с пациентом о правилах, которые необходимо соблюдать в лечебном отделении. Объясните смысл действий и запретов, которые направлены на обеспечение комфорта и безопасности.
♦ Некоторые мероприятия по уходу за пациентом удобнее выполнять вдвоем или втроем. Учитесь работать согласованно, заранее обсудите план совместных действий с коллегами.
♦ Стремитесь установить хороший контакт с пациентом. Предварительно объясните ему ход планируемых действий. Поощряйте допустимую активность и участие его в выполнении всех манипуляции.
♦ Не забывайте о том, что пациент, особенно с ограничением двигательной активности, часто испытывает неловкость в связи с необходимостью пользоваться посторонней помощью при осуществлении тех или иных видов повседневной деятельности: приеме нищи, физиологических отправлениях, гигиенических мероприятиях, передвижениях. Будьте доброжелательны и терпеливы, убедите пациента в том, что считаете такую помощь своей обычной работой.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Любая среда, в которой живет человек, имеет те или иные элементы, отрицательно на него влияющие. Мы называем их факторами риска. Для сохранения здоровья человек должен быть хорошо адаптирован к ним.
Есть факторы риска и в условиях больничной среды. Причем, больной человек попадает в такую среду при снижении способности к адаптации: ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки стационара. Госпитализация всегда является стрессом для человека. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат пациенту безопасность все время, пока он там находится. Если на больного человека факторы риска действуют только определенное время, то медперсонал подвержен их влиянию длительно, годами. В случае, когда медицинская сестра не знает, как защитить себя от их воздействия, неизбежен вред ее собственному здоровью.
Организация работы любого стационара направлена на то, чтобы создать безопасную среду - как для своих пациентов, так и для медицинских работников. Безопасной больничной средой называется среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности.
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА
Такая среда создается организацией и проведением определенных мероприятий. К ним относятся:
1) Режим инфекционной безопасности:
• дезинфекция
• стерилизация
• дезинсекция
• дератизация
2) Мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медперсонала:
а) Личная гигиена пациента:
• уход за кожей и естественными складками
• уход за слизистыми
• своевременная смена нательного и постельного белья,
• профилактика пролежней
• обеспечение судном и мочеприемником
б) Личная гигиена медперсонала:
• использование соответствующей спецодежды
• сменная обувь
• чистота тела, рук
3) Лечебно-охранительный режим.
Режим эмоциональной безопасности | Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляции | Режим рациональной двигательной активности |
• для пациента • для мед-персонала | а) Режим дня: • приема пищи • сна и отдыха • утреннего и вечернего туалета • врачебных обходов • раздачи лекарств • выполнения врачебных назначений • приема передач и посещений родственников б) Правила безопасности при выполнении манипуляций: • снижение риска травм во время выполнения процедур • снижение риска травм вследствие падений • снижение риска поражений электрическим током • снижение риска ожогов • снижение риска отравлений | а) Режим двигательной активности пациента (по назначению врача): • строгий постельный режим • постельный режим • палатный режим • общий режим б) Правила биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала: • при транспортировке пациента • при перемещениях пациента • при укладывании пациента в постели • в положении сидя и стоя • при подъеме ц перемещении тяжестей (для медперсонала |
О режиме инфекционной безопасности и личной гигиене пациента Вы узнаете из соответствующих модулей учебно-методического пособия.
Познакомимся с лечебно-охранительным режимом ЛПУ, его элементами и значением для пациента и медсестры.
ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала.
Он включает следующие элементы:
1) обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента;
2) строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций;
3) обеспечение режима рациональной двигательной активности:
• обеспечение режима двигательной активности пациента по назначению врача;
• соблюдение правил биомеханики для безопасного пере-движения пациента и медперсонала.