Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).
Вы можете общаться с ними:
• письменно;
• посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Общение:
а) социальная коммуникация
б) обмен информацией
в) обмен эмоциями
г) все перечисленное
2. К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и_______.
3. К типам общения относятся вербальный и___________.
4. К вербальному типу общения относятся:
а) выражение лица
б) речь
в) манеры
г) дистанция
5. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длительное время, называется эффектом_______________ .
6. Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и__________ .
7. Благоприятное воздействие, оказываемое личностью медицинского работника на психику пациента носит название___________общения.
8. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, терапевтическое прикосновение и________________.
9. Фактор, препятствующий организации терапевтического общения:
а) тишина
б) изоляция пациента
в) громкий высокий голос
г) приглушенное освещение
10. Основная цель общения в сестринском деле:
а) предоставление информации
б) преодоление чувства тревоги
в) вселение надежды на улучшение самочувствия
г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью
11. К вербальному типу общения относятся:
а) мимика
б) письменная речь
в) жесты
г) внешний вид
12. Тон и громкость голоса, интонация, возгласы и паузы носят название __________ эффектов общения.
13. Эффективность общения определяется двумя критериями: деловым (профессиональным) и_________.
14. В основе терапевтического общения в сестринском деле лежит:
а) речевая культура
б) доброжелательное отношение к людям
в) артистические способности
г) суггестия (внушение без гипноза)
15. Непосредственное эмоционально-волевое влияние на пациента, умение быть убедительным и настойчивым относится к___________ стилю общения.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: "Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет". Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: "Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать".
Задание: 1) Прокомментируйте ситуацию. 2) Как бы поступили Вы?
Задача 2
Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова:
"Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне. Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: "Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!" Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного".
Задание: 1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации? 2) Можно ли было не допустить ее возникновения?
Задача 3
Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую "лошадиную" дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профессиональной компетенции врача.
Задание: Тактика медсестры?
Задача 4
Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.
Задание: Как поступить?
Задача 5
Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания в различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.
Задание: 1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным? 2) Почему? 3) Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом.
Задача 6
Н.А. Магазаник в своей книге "Искусство общения с больными" приводит пример своего пациента - известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не меньше, чем в Москве. Ясно, что причина такого улучшения заключалась в снятии тревоги, спешки, досады, раздражения, короче - в хорошем настроении.
Задание: Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?
Задача 7
Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника:
"Это у Вас от возраста. Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу!", он с негодованием восклицает: "Какой вздор, другой моей ноге тоже 80 лет, но она не болит!"
Задание: Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.
Задача 8
У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.
Задание: Нельзя ли найти другой выход из ситуации?
Задача 9
Вы - медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа со вновь поступившим пациентом.
Задание: 1) С каких слов Вы начнете? 2) Назовите факторы, способствующие формированию благо-приятного и эффективного "эффекта ореола" и подробно охарактеризуйте каждый из них.
Задача 10
Когда человек попадает в больницу, его родственники, озабоченные положением дел в здравоохранении и представляя все в самых черных красках, нередко раздражаются и жалуются на всех и на все.
Задание: Как Вы можете избавить их от отрицательных эмоций?
Задача 11
Ознакомьтесь с нижеприведенным отрывком из книги:
"В медсестринской:
- Богданов! Что Вам здесь нужно?
- Здравствуйте, девочки! Оленька, Вы сегодня дежурите? Я попросить Вас хотел...
- Садитесь. Что у Вас?
- Плохо я чувствую себя. Слабость и суставы ломит. Это все из-за лекарства этого, которое решили отменить.
- Что решили отменить?
- Ну, таблетки же мне дают в меньших количествах.
Медсестра берет лист назначений:
- Преднизолон?
- Вот-вот. И как мне выдачу уменьшили, я себя хуже чувствовать стал.
Медсестра пожимает плечами (равнодушно):
- Врачу скажите. Во время обхода.
- Так он же и распорядился мне таблетки ограничить. Какой толк ему жаловаться? Скажет - так надо, - и весь разговор.
- Он врач - ему виднее.
- Ну, пожалуйста...
- Мы ведь не можем сами давать Вам лекарства. Только по предписанию врача, как он сказал - так и будет.
- Да ведь я не против! Но дайте мне хоть передышку. Пару дней выдавайте таблетки, как прежде, я отдохну немного от этой ломоты, приду в себя, а потом пусть все будет, как надо.
- Вы слышали, Богданов? Нельзя! Русским языком Вам сказано. Идите в палату, я тороплюсь.
Прошло две недели. Разговор на улице:
- Здравствуйте! Вы помните меня? Я медсестра из терапевтического. У нас Ваш муж лежал. Как он?
- Никак. Похоронила Пашу своего...
- Все так неожиданно получилось. Его уже выписывать хотели.
- Да. Не помогло ему лекарство-то! Преднизолон. Так просил принести...
Он и умер сразу после этого. Не помогло ему.
- Постойте! Да Вы же убили его! Он умер от передозировки преднизолона, который он тайком продолжал принимать! Ему же нельзя было! Это вы виноваты!
- Что!? (Теряет сознание)".
Задание: 1) Назовите вид общения и аргументируйте свою точку зрения. 2) Как бы в подобной ситуации поступили Вы сами?
Задача 12
Ознакомьтесь с приведенным ниже отрывком из книги:
"Пациенту было всего 36 лет, а у него уже был богатый список всевозможных перенесенных операций и осложнений. К нам его перевели из другой больницы, где ему сделали операцию на поджелудочной железе. Кончилось все очередной операцией, в результате которой он практически лишился поджелудочной железы, а приобрел огромную рану на животе, всяческие трубки, капельницы и т.п. Человек был независимый, привык к полной самостоятельности и ему очень тяжело было свыкнуться с тем, что он теперь беспомощный и больной. Послеоперационный период затянулся, и в конце концов он так разозлился на судьбу, настолько расстроился, что отказался от всякого дальнейшего лечения, процедур и уколов. Отказался даже лечиться и выполнять предписания по режиму. У нас с ним к тому времени сложились весьма близкие отношения и я решила с ним поговорить. Он мне сказал: "Я так устал, что со мной без конца что-то делают, а я даже слова сказать не могу. Я беспомощен. Со мной что хотят, то и делают!" А я ему ответила, что нельзя изменить обстоятельства (учитывая, что его состояние требует стационарного лечения), остается изменить свое к ним отношение. Объяснила, что выбор у него есть (и он его уже сделал, попросившись в нашу больницу, которая в этой области лучшая). И смотреть на происходящее лучше не в том плане, что С НИМ что-то делают, а в том, что делают это ДЛЯ НЕГО, чтобы помочь ему поправиться. Я сказала ему, что вместо того, чтобы горевать из-за своего бессилия по поводу того, что мы делаем с его телом, не лучше ли помочь самому себе морально, взглянув на происходящее со стороны. Ведь в моральном плане мы как раз и бессильны ему помочь. Сказала, что ему не надо забывать, что он человек, что он больше и сильнее всякой болезни, которая с ним приключилась... Пока я говорила, он только молчал, и мне трудно было определить, доходят мои слова или нет. Мне порой казалось, что я слишком много от него хочу, но я сказала ему все как другу, поскольку дружба меня к этому обязывала".
Задание: 1) Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом. 2) Аргументируйте свою точку зрения.
Задача 13
Прочтите отрывок:
"Опытная медсестра рассказала эпизод, героем которого явилась немолодая пациентка, перенесшая инсульт. Ее - а по профессии она была пианист-концертмейстер, - сильно тревожила плохо слушающаяся правая рука. Эпизод связан с отказом пациентки заниматься лечебной гимнастикой.
Медсестра: Я с ней посидела, поговорила. Я ей не стала в лоб говорить, чтобы она шла на гимнастику. Вместо этого я сказала, что, мол, смотрите какой прогресс. Вы вспомните, как пальцы позавчера двигались, и посмотрите, как сегодня. Тут, - говорю, - не иначе, как упражнения помогли. Главное, не бросать. Тогда, наверняка, рука рано или поздно окончательно разработается, - подбадривала я ее. Тут важно было обратить ее внимание на положительные сдвиги, потому что сама она было просто зациклена на отрицательных явлениях и на том, чего она теперь не может. А я ей напомнила, что когда она только поступила, то с рукой было так плохо, что она даже есть без посторонней помощи не могла. А теперь уже и ложку, и чашку держать может. И пальцы понемногу зашевелились, и рука стала подниматься. Вот, - говорю, - даже над головой уже поднимаете. Вчера еще не могли, а сегодня выходит. И сходу еще кучу всего перечислила, что она раньше не могла, а теперь уже может. Так немного еще поговорили - она встала и отправилась на лечебную гимнастику".
Задание: 1) Определите вид и стиль общения медсестры с пациентом. 2) Аргументируйте свою точку зрения.
Задача 14
Прочтите отрывок:
Медсестра: У меня было четверо пациентов. Они все время требовали каждый свое, и я ничего не успевала. Пациент скажет - я бегу! Одного надо было учить, как ему вставать после операции, другим тоже было многое надо. Вхожу в палату, и начинается: у одного капельница не идет, я с ней вожусь; тут же выясняется, что другому таблетки забыла дать - бегу за таблетками; третьего вдруг тошнить начинает - судорожно придумываю, как сделать, чтобы его рвало не на себя; четвертый пить хочет... И тут выясняется, что время к обеду, а я их даже не помыла".
Задание: 1) Охарактеризуйте стиль и вид общения. 2) Назовите основные ошибки медсестры? 3) Предложите свой вариант общения.
Задача 15
Пациент жалуется медсестре: "Прощаясь со мной, зав. отделением сказала: "До свидания. Выздоравливайте! " Значит, я еще болен? Если бы я был здоров, она сказала бы: "Больше не болейте".
Задание: Что должна ответить медсестра?
ГЛОССАРИЙ
НЕРЕАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - процесс передачи информации от одной личности к другой (или группе) посредством разговорной речи.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ -общение с использованием мимических выражений, жестов, осанки и положения тела вместо слов.
ОБЩЕНИЕ- непрестанные, динамические серии
событий, которые вовлекают передачу информаций и эмоций от отправителя к получателю.