Ну и собственно метод «Как правильно научить ребенка хорошо спать»

Наш план основан на методе профессора доктора Ричарда Фебера, который он разработал в своем детском центре сна в Бостоне (США).

  • Предпосылки: вашему ребенку минимум 6 месяцев и он здоров.
  • Сначала установите оптимальное время еды и сна. Поэтому твердому распорядку укладывайте и кормите малыша. Регулярные часы являются очень действенной помощью. Успех нашего предприятия может быть получен лишь если ребенок действительно устал к тому времени, когда пора в постель.
  • Все другие «помощники», которые были у ребенка непосредственно перед засыпанием – ношение на руках, кормление грудью, бутылочка – должны быть отделены от укладывания и происходить минимум за полчаса до него.
  • Последние минуты перед укладыванием проведите, лучше всего, общаясь с ребенком во время гармоничного вечернего ритуала. Сразу после уложите его в постель, попрощайтесь и покиньте комнату.
  • Так как лежать одному в своей кроватке очень необычно, скорей всего он начнет плакать. Будет ждать восстановления привычных условий укладывания. Именно это вы и не должны делать. Вместо этого, соблюдая ранее составленный план, ждите несколько минут, прежде чем пойти к нему (см. План). Обычно родители в состоянии выдержать 3 минуты, поэтому план начинается с ожидания в 3 минуты.
  • Смотрите на часы. «По ощущению» несколько минут могут показаться слишком долгими. Дверь в детскую может быть в это время закрыта.
  • Если ребенок плачет, заходите каждый раз по окончании времени ожидания и оставайтесь до 2-х минут внутри. Можно успокаивать спокойным, твердым голосом, можно гладить. Если он встал, положите его снова и выйдите опять. Ни в коем случае не берите ребенка на руки и не давайте бутылочек. Он также не должен заснуть в вашем присутствии. Смысл акции – дать ребенку понять «все в порядке, я тут, но ты должен теперь научиться засыпать сам». Некоторым родителям помогает проговаривать это предложение вслух. Ребенок чувствует в вашем голосе уверенность и решимость, а также тепло и любовь. Даже если он пока не понимает слов.
  • Некоторые дети реагируют на присутствие родителей еще более возмущенным ревом. В таком случае оставайтесь лишь совсем ненадолго возле постели. Тут действует правило: чем возмущенней ребенок, тем короче вы остаетесь с ним. Но тем не менее заходите к нему, чтобы он не чувствовал себя покинутым.
  • Успокоился ваш ребенок или нет – самое позднее через 2 минуты покиньте комнату и снова засеките время. В этот раз ждите чуть дольше – по плану 5 минут- снова заходите и убедитесь, что все в порядке. Дальше все повторяется, как написано выше. Покиньте комнату через 1-2 минуты и ждите. Время ожидания удлиняется в этот раз до 7 минут.
  • Если ребенок еще не заснул, заходите каждые 7 минут к нему чтобы успокоить и показать, что вы тут до тех пор, пока он не заснет сам в своей кроватке.
  • Во время дневного сна, вечером и при каждом ночном просыпании начинайте в первый день с 3 минут ожидания и доводите их до 7.
  • На следующий день начните с 5-минутного ожидания и доводите до 9-ти минут. Эту 9 мин. паузу вы повторяете до засыпания ребенка. На третий день начните с 7 и доведите до 10 минут. Более длительные паузы лучше не допускать.
  • Заходите к ребенку теперь лишь если он действительно плачет. При легком похныкивании есть большая вероятность, что он успокоится самостоятельно. Поэтому лучше немного подождать.

План



*** 1 раз 2 раз 3 раз Каждый последующий раз
1 день 3 мин 5 мин 7 мин 7 мин
2 день 5 мин 7 мин 9 мин 9 мин
3 день 7 мин 9 мин 10 мин 10 мин
С 4 дня 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин

Потребность во сне сильней привычек, за которые ребенок поначалу борется. Постепенное увеличение времени ожидания нужны для того, чтобы ребенок понял: дольше кричать тоже не имеет больше смысла, родители все равно не делают того, что я хочу.

При этом протекает процесс приучения к новому ощущению засыпания в кроватке.

Если родители последовательно выдерживали план, то на 3-4 день должно быть заметное улучшение, а нередко даже решение проблемы. Дели учатся легко и быстро, гораздо быстрее, чем родители. Лишь в редких случаях длится дольше 1 недели, и лишь в исключительных – дольше 2 недель. Самое позднее тогда ребенок привыкает засыпать сам и спать всю ночь не просыпаясь.

Время ожидания по Плану оправданы, судя по нашему опыту. Большинство родителей это устраивает. Но вполне возможно ПЕРЕД приведением плана в жизнь составить свой собственный.



  • Возможно кажутся вам периоды ожидания слишком длинными. Вы можете сократить их на 2 минуты. Дойдя до 5 минут можете дальше не увеличивать. Даже если вы ни разу не оставите ребенка дольше чем на 5 или 6 минут одного, терапия все равно будет удачной.
  • Некоторые растянули время ожидания на большие промежутки, так как их присутствие не успокаивает ребенка, а совсем наоборот. Проф. Фербер, разработавший этот метод, также рекомендует более длительные паузы.
  • Неважно какие временные промежутки вы для себя установите, главное выберите себе тот, что кажется вам оптимальным и вы сможете его «провести в жизнь». Во время терапии план не должен больше меняться. Даже если вам кажется твердо установленный план лишним самодурством – для родителей это большая помощь заранее знать: «что я буду дальше делать?» Он дает уверенность подконтрольно и целенаправленно действовать. Ваш ребенок будет чувствовать эту уверенность и быстрее сдаст позиции, чем при вашей беспомощности и неуверенности.
  • Мы рекомендуем пользоваться планом при каждом укладывании в постель. Днем и ночью. Это дает очень хороший обучающий эффект.

Не все родители хотят так резко начинать переобучение. В таком случае можно порекомендовать терапию в 2 этапа:

  • Во-первых, обучите с помощью плана днем и вечером засыпать в одиночестве. При просыпании ночью дайте обычную помощь, сразу, без всяких промедлений. Иногда ночи становятся лучше сами по себе.
  • Если же ребенок все еще регулярно просыпается по ночам, хотя днем и вечером засыпает один без проблем, введите вторым шагом теперь план и ночью. В таком случае придется подождать подольше, пока ребенок научится спать всю ночь.

Наши рекомендации