Какова наиболее вероятная причина указанных нарушений?
А. Обострение гастродуоденита из-за побочного действия противосудорожных препаратов
В. Острая кишечная инфекция
С. Острый аппендицит
Д. Поражение поджелудочной железы
Е. Увеличение мезентериальных лимфоузлов
Эталон ответа к тесту:
1 –А | 4 -Д | 7 –А | 10 –В,Д | 13 -Е |
2 –Е | 5 –А,В,С | 8 –Е | 11 –А,В,С | 14 -В |
3 -В | 6 –А,С | 9 -Д | 12 –А,В,С,Д | 15 -Д |
4) Решить ситуационные задачи:
Пример ситуационной задачи с эталоном ответа:
Саша В., 3 лет, заболел остро. Повысилась температура до 38°С, вдоль восходящей ветви нижней челюсти появилась плотновато-эластичная болезненная припухлость, быстро распространившаяся на затылочную ямку. Опухоль в центре была эластично-плотноватой консистенции, а к периферии – мягкая, умеренно болезненная при пальпации. Кожа над ней была не изменена. Возникли затруднения при открывании рта, жевании, глотании, артикуляции. На слизистой оболочки щеки, в области устья протока околоушной железы появилось выпячивание и покраснение. Через 2 дня описанная клиническая картина стала двусторонней.
ЗАДАНИЕ:
1. Ваш предварительный диагноз, обоснуйте его.
2. С какими заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?
3. Назначьте лечение.
4. Профилактика и мероприятия в очаге при данном заболевании.
Эталон ответа к задаче:
1. Диагноз: Эпидемический паротит, типичня форма, неосложненная. Диагноз выставлен на основании типичной клиники: появления плотновато-эластичной болезненной припухлости вдоль восходящей ветви нижней челюсти, быстро распространяющейся на затылочную ямку на фоне подъема температуры до 38ºС.
2. При эпидемическом паротите дифференциальную диагностику следует проводить в зависимости от того, какие системы и органы оказываются пораженными. При изолированном поражении околоушных желез – это вторичные паротиты (бактериальные, вирусные, токсические , аллергические).
3.Лечение симптоматическое. Проводится при неосложненных формах в домашних условиях. Ребенок должен соблюдать режим, оставаясь в постели, полоскать рот 2% раствором гидрокарбоната натрия, пищу принимать жидкую и полужидкую. На область увеличенных желез наложить согревающий компресс, прогревать соллюкс лампой, применить УВЧ-терапию, обильное питье, поливитаминные препараты.
4. Заболевших эпидемическим паротитом детей изолируют из коллектива до исчезновения клинических проявлений (не менее 10 дней). В детских учреждениях, где был выявлен случай заболевания, устанавливается карантин на 21 день. Дезинфекция в очагах инфекции не проводится. В целях специфической профилактики используется живая паротитная вакцина.
Ситуационные задачи для внеаудиторной самостоятельной работы:
Задача N1.
Саша К., 5 лет. Родители обратились к участковому педиатру с жалобами на повышение температуры до фебрильных цифр, светобоязнь, слезотечение. Из анамнеза известно, что заболел остро. Начало болезни сопровождалось повышением температуры тела до 39°С, появлением насморка, кашля, коньюктивита, светобоязни. Со 2-3 дня болезни у мальчика наросли воспалительные изменения слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Температура снизилась до субфебрильных цифр. Усилился насморк, чиханье и выделение обильного серозного секрета.
При осмотре: на слизистой оболочке щек обнаружены мелкие белые «пятнышки» (папулы), окруженные красным ободком. Слизистая щек потеряла свой блеск, стала шероховатой, разрыхленной. Одновременно отмечались розовые высыпания на слизистой оболочке мягкого неба (энантема), которая вскоре образовала разлитую гиперемию зева. Лицо у ребенка было одутловатым, глаза покрасневшие, веки отечные, беспокоили светобоязнь, слезотечение, жидкие серозные выделения из носа.
На 3 день заболевания вновь поднялась температура и появились высыпания пятнисто-папулезного характера на коже лица, шеи и носогубного треугольника. На следующий день сыпь распространилась на туловище, затем на конечности. Элементы сыпи отмечались на неизменном фоне кожи. Исчезла сыпь в той же последовательности, что и появилась. На участках, где она локализовалась, осталась пигментация и мелкое отрубевидное шелушение. Температура нормализовалась.
ЗАДАНИЕ:
1. Ваш предварительный диагноз, обоснуйте его.
2. Назовите ведущие синдромы, обусловливающие тяжесть заболевания.
3. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?
4. С какими заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?
5. Назначьте лечение.
6. Профилактика данного заболевания.
7. Какие осложнения возможны при данной патологии?
Задача N2.
Сережа С.,6 лет, госпитализирован на 8-ой день болезни в ДИБ. При поступлении: состояние тяжелое за счет выраженного спазматического кашля.
Из анамнеза заболевания известно, что ребенок лечился амбулаторно с диагнозом «ОРВИ». Из амбулаторной карты больного удалось выяснить, что при нормальной температуре тела наблюдался упорный кашель. С течением времени интенсивность кашля нарастала, особенно по ночам. Он приобрел приступообразный характер: сначала было чувство першения в горле, давления в груди и беспокойство. Затем появлялся глубокий вдох, за которым следовал ряд кашлевых толчков, следующих друг за другом без передышки до полного расхода воздуха. Затем происходил новый глубокий вдох, сопровождаемый характерным протяжным звуком (свистом). Кашель заканчивался либо после отхождения небольшого количества мокроты, либо после рвоты. Со слов матери во время приступа лицо ребенка краснело, шейные вены набухали, появлялось слезотечение, язык до предела высовывался наружу. С 6-го дня болезни температура поднялась до 38°С, появилась одышка в покое, ухудшилось общее состояние, что послужило поводом для госпитализации ребенка. При рентгенологическом исследовании обнаружена инфильтрация в прикорневых зонах, распространившаяся на верхнюю долю правого легкого. В крови: лейкоцитов – 18 000 , миелоцитов – 3%; юных – 5%; палочкоядерных – 10%; сегментоядерных – 32%; лимфоцитов – 53%; СОЭ – 5 мм/ч. Установлено также, что у матери в течение 3-4 нед отмечался упорный кашель.
ЗАДАНИЕ:
1. Ваш предварительный диагноз, обоснуйте его.
2. Назовите ведущие синдромы, обусловливающие тяжесть заболевания.
3. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?
4. С какими заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?
5. Назначьте лечение.
6. Профилактика данного заболевания.
7. Какие осложнения возможны при данной патологии?
Задача N 3.
Дима М., 6 мес., от здоровых родителей, вторых родов. На искусственном вскармливании с 2-недельного возраста. Раньше ничем не болел. При субфебрильной температуре на волосистой части головы, лице, туловище, конечностях, слизистых оболочках появились элементы пятнисто-узелковой сыпи величиной от булавочной головки до горошины, которые через несколько часов превратились в четко отграниченные, окруженные красным ободком блестящие пузырьки с прозрачным содержимым. На ладонях и подошвах сыпь отсутствовала. Мальчика беспокоил зуд кожных покровов. Через 2 дня пузырьки на коже подсохли с образованием коричневатых корочек. В течение последующих 5 дней наблюдалось повторное подсыпание с интервалом в 24-28 часов, сопровождающихся подъемом температуры. Корочки держались на коже 2 недели, затем отторгалисьь, оставляя нежную пигментацию без рубцов. В гемограмме в период высыпания наблюдались лейкопения с относительным лимфоцитозом.
ЗАДАНИЕ:
1. Ваш предварительный диагноз, обоснуйте его.
2. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?
3. С какими заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?
4. Назначьте лечение.
5. Профилактика данного заболевания.
6. Какие осложнения возможны при данной патологии?
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Шабалов Н.П. (под ред.) Педиатрия. Учебник для медицинских вузов. 4-е издание, исправленное и дополненное. – С-Пб., СПЕЦЛИТ, 2007- 911с.
Дополнительная:
1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – Спб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2009. – 1008 с.
2. Берман Р.Э. Педиатрия по Нельсону: в 5 т.: пер. с англ./ Под ред. А.А. Баранова. – Т.1. – М.: ООО «Рид Элсивер», 2009. – 824 с.
3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. 6-е изд. В двух томах. Т.1. – СПб: Питер, 2007. – 928 с.
4. Детские болезни. Учебник для студентов медицинских вузов. 2-е издание./Под ред.акдемика РАМН А.А. Баранова. – Издательская группа «ГЕОТАР-Медиа», 2009. – 1008 с.
5. Инфекционные болезни у детей .Под ред. В.В. Ивановой. Москва. 2002. –923с.
6. Инфекционные болезни у детей. Под ред. Д. Мари. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 928 с.
7. Статьи в периодической печати. Научно-практические журналы «Детские инфекционные болезни», «Педиатрия», «Вопросы современной педиатрии», «Вопросы практической педиатрии», «Лечащий врач».
Методические рекомендации подготовлены
доцентом кафедры Н.Н. Кораблевой
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры
протокол №___ от «_______________»
Зав. кафедрой, д.м.н. М.А. Мурашко