Профилактика и неотложная помощь при попадании радиоактивных веществ внутрь организма, контактного поражения
Препараты, применяемые для снижения радиационной нагрузки на организм при инкорпорации радиоактивных веществ, могут быть разделены на сорбенты, хелаты и стабильные нуклиды (Слайд). В свою очередь, сорбенты могут быть представлены минеральными нерастворимыми солями и полисахаридами, а хелаты - комплексонами и комплексонообразователями.
При попадании радиоактивных веществ в желудочно-кишечный тракт применяют методы и средства, направленные на снижение всасывания в кровь и ускорение выведения из организма нерезорбированных в желудке и кишечнике радионуклидов. Данные меры показаны и в случаях поступления радионуклидов в органы дыхания, так как до 50-80 % радиоактивных веществ, попавших в дыхательные пути, действием мерцательного эпителия бронхов перемещаются в глотку, где заглатываются. Препараты, позволяющие адсорбировать вещества (в том числе радиоактивные) в желудочно-кишечном тракте, получили наименование сорбентов.
Среди современных сорбентов из группы минеральных нерастворимых солей, которые могут в значительной степени предотвратить резорбцию радионуклидов из желудочно-кишечного тракта, ведущее место по эффективности занимает ферроцин (берлинская лазурь). Действуя в относительно малых количествах, этот препарат способен уменьшить всасывание цезия на 90-95 %, и несколько меньше - всасывание изотопов рубидия и таллия.
В отношении радиоактивных изотопов стронция проявляют высокую эффективность сульфат бария и разработанный на его основе препарат адсобар, а в качестве сорбентов стронция, бария, радия, свинца и продуктов ядерного деления (рутений, цирконий, ниобий) используются альгинат натрия и его соединение с гиалуроновой кислотой препарат альгисорб.
Для предотвращения всасывания из пищеварительного тракта растворимых солей урана эффективен двузамещенный фосфат натрия. Срочное его применение снижает депонирование урана в критических органах (почки, скелет) в десять раз в результате образования нерастворимых соединений с ионом уранила.
Общим принципом приема препаратов, относящихся к группе сорбентов, является необходимость разведения препарата непосредственно перед приемом в воде и незамедлительный прием полученной взвеси после аварийного поступления ингаляционным или пероральным путем радиоактивных веществ. Через 20-30 мин необходимо сделать промывание желудка, после чего сорбенты обязательно даются повторно в тех же дозах. Прием сорбентов целесообразно сочетать с солевыми слабительными: эффективное лечение слабительными средствами должно обеспечить опорожнение кишечника каждые 4-6 ч в течение первых суток после однократной инкорпорации радионуклидов. Если этого не происходит, дополнительно назначаются очистительные клизмы. Эффективность перорального приема сорбентов плавно снижается со временем, однако может оставаться существенной в течение нескольких дней после разовой инкорпорации радионуклидов. Кроме того, препараты из группы сорбентов могут применяться и в качестве присыпок после хирургической обработки ран, загрязненных радионуклидами.
Другую группу препаратов, применяемых для профилактики внутреннего облучения, составляют хелаты. Они обладают широким спектром действия, и применяются для связывания как радиоактивных, так и токсичных химических веществ, путем образования с поливалентными металлами водорастворимых высокоустойчивых хелатных соединений, выводимых с мочой. Наиболее широко среди них используются полиаминополикарбоновые и полиаминополиалкилфосфоновые кислоты и соединения, содержащие сульфгидрильные группы.
Полиаминополикарбоновые кислоты, являющиеся производными α-аминоуксусных кислот, получили общее название комплексонов. Комплексоны образуют хелатные соединения с ионами металлов, которые находятся в катионной форме: щелочноземельные и редкоземельные металлы, платиновые элементы. Среди известных в настоящее время комплексонов, предназначенных для ускорения выведения из организма плутония, америция, церия и других трансурановых и редкоземельных элементов, а также железа, кобальта, иттрия, лантана, цинка и других наиболее эффективным является препарат пентацин.
Хелаты могут применяться в виде ингаляции в течение первого часа после ингаляционного поступления вышеперечисленных радионуклидов, а в дальнейшем вводятся парентерально до тех пор, пока радиоактивное вещество циркулирует в крови. Ингаляционное применение этих препаратов снижает дозы облучения легочной ткани, сокращая биологический период полувыведения радионуклидов из легких. При этом может отмечаться кратковременное увеличение содержания связанных радионуклидов в крови и моче, что позволяет использовать комплексон не только в лечебных целях, но и для уточнения содержания растворимых соединений плутония в организме.
Применение препаратов из группы стабильных нуклидов может способствовать снижению дозы внутреннего облучения путем изотопного разбавления и ионного антагонизма с радионуклидом. Использование их возможно в случаях поступления внутрь радиоактивных элементов, нерадиоактивные изотопы которых относятся к естественным микроэлементам, содержащимся в организме (йод, кобальт, железо, натрий, калий, кальций и др.) или имеют сходный с ними метаболизм (для стронция - кальций и магний). Механизм изотопного разбавления основан на препятствовании фиксации радиоактивного изотопа во внутренних органах стабильным изотопом путем метаболической конкуренции с ним. Данный механизм действия свидетель-ствует о том, что эффективность рассматриваемой группы препаратов может быть высокой только при их срочном применении непосредственно после инкорпорации радиоактивных изотопов или с профилактической целью.
Среди препаратов данной группы наиболее практически важные результаты получены при использовании препаратов стабильного йода. Своевременное назначение йодида калия практически полностью предотвращает фиксацию радиоактивного йода в щитовидной железе. В то же время, при оказании неотложной помощи йодистый калий сохраняет высокую степень защиты только в течение нескольких часов после начала поступления радиоактивного йода, а вытеснять радиойод из тиреоцитов препараты стабильного йода не могут. Вот почему йодная профилактика, начатая после суток от момента аварии с выбросом изотопов йода, практически бесполезна.
Механизм ионного антагонизма основан на вытеснении из тканей поступивших в них радиоактивных веществ. Таким механизмом действия обладает вода при интоксикации тритием. Данный механизм выведения радиоактивных веществ из организма может сохранять достаточную эффективность в течение нескольких дней после инкорпорации. К сожалению, кроме воды, других эффективных препаратов с данным механизмом действия пока нет.
Общие принципы лечения местных радиационных поражений включают применение средств и методов, направленных на:
- ограничение некротического процесса;
- ослабление воспалительной реакции;
- улучшение кровообращения и микроциркуляции в пораженных тканях;
- профилактику и лечение раневой инфекции;
- борьбу с болевым синдромом;
- дезинтоксикационную терапию;
- стимуляции процессов эпителизации;
- профилактику фиброзирования тканей;
- применение хирургических методов удаления и пластики раневых дефектов.
Для ограничения некротического процесса применяют ингибиторы протеолиза, а с целью скорейшего очищения раны от девитализированных тканей - ферментные препараты (трипсин, химотрипсин, террилитин и другие) в сочетании с механическими, гидравлическими и ультразвуковыми методами. В качестве противовоспалительных средств используются аэрозоли, мази, кремы с глюкокортикоидными гормонами (оксикорт, преднизолон, синалар, лококортен и др.). С целью улучшения регионарного кровообращения и микроциркуляции используют трентал, гепарин, свежезамороженную плазму (профилактика ДВС-синдрома), спазмолитики, ангиопротекторы.
Важнейшее место в терапии местных радиационных поражений кожи и слизистых занимает борьба с инфекцией. Помимо системной (общей) антибиотикатерапии с этой целью местно применяют жидкости, присыпки, мази и аэрозоли, содержащие антисептики, химиотерапевтические средства и антибиотики. Рекомендуется использовать 1-2 % раствор перекиси водорода, 0,2 % растворы грамицидина, фурацилина, риванола, 10 % раствор димексида, хлоргексидин, БАЛИЗ-2, 0,5 % раствор перманганата калия, мази, эмульсии и аэрозоли, содержащие различные антибиотики (тетрациклин, синтомицин, стрептомицин, эритромицин) и другие антимикробные препараты (фурагин, диоксидин, йодпирон). Для предупреждения развития лекарственной резистентности микроорганизмов антисептики меняют один раз в неделю.
Для борьбы с молочницей применяют леворин, щелочные полоскания, смазывание бурой с глицерином или нистатиновой мазью декамин. В случае герпетической инфекции слизистых и кожи используют мази с антигерпетическими средствами (ацикловир, зовиракс), алписарин, хелепин.
Помимо медикаментозных средств, для борьбы с инфекцией используют коллагеновые покрытия (комбутек, адгезив-ремизив и др.), а также бактерицидную ткань для перевязки.
Для ослабления чувства боли и жжения применяют мази с новокаином, анестезином, дикаином, системно - пантопон, морфин, нейролептанальгезию. Местная детоксикация в ране осуществляется с использованием сорбентов, промыванием 10 % раствором мочевины. Системная детоксикация включает применение плазмозамещающих растворов, гепаринизированной свежезамороженной плазмы, гемосорбции, плазмафереза, антипротеолитических препаратов. Стимуляция регенеративно-репаративных процессов достигается использованием мазей, содержащих метилурацил, дибунол, солкосерил, актовегин, колланхоэ, прополис, облепиховое масло, бальзама Шостаковского (винилин), а также с помощью лазеротерапии, гипербарической оксигенации и др.
Следует отметить, что многие современные средства местного лечения радиационных поражений обладают комплексным действием, способствуя ускорению заживления ожогов путем воздействия на различные патогенетические механизмы.
К числу таких средств относятся аэрозольный препарат лиоксазоль (лиоксанол), стимулирующий процессы репаративной регенерации и обладающий аналгезирующим, бактерицидным и противовоспалительным действием, а также мази левомеколь, левосин, диоксиколь, сочетающие метаболический эффект с антибактериальной и противовоспалительной активностью. Перспективными средствами, способствующими уменьшению болевого синдрома, экссудации, оживлению грануляций, профилактике поздних фиброзов кожи, являются кремы и мази, содержащие биоантиоксиданты (витамины А, Е, С, унитиол и др.). Выраженным терапевтическим эффектом при лучевых ожогах обладают левометоксид, ируксол, биопин, олазоль, диэтон, оказывающие противовоспалительное, ранозаживляющее и иммуностимулирующее действие.
Порядок и последовательность применения перечисленных выше средств и методов терапии лучевых поражений кожи определяется, главным образом, фазой раневого процесса. В первой фазе (стадия воспаления) применяются средства борьбы с инфекцией, противовоспалительные и обезболивающие препараты, а также средства, способствующие очищению ожоговой раны от некротизированных тканей.
В фазе регенерации применяются препараты, стимулирующие репаративные процессы, способствующие росту грануляций, ускоряющие эпителизацию, защищающие грануляционную ткань от вторичной инфекции и подавляющие вегетирующую в ране микрофлору, обладающие противовоспалительной активностью, улучшающие микроциркуляцию и обменные процессы в тканях. К числу таких препаратов комплексного действия относятся указанные выше лиоксазоль, метилурацил и мази на его основе (левомеколь, левосин), гормональные мази (оксизон, локакортен), солкосерил, актовегин.
Лечение лучевых ожогов в третьей фазе раневого процесса (стадии эпителизации) практически идентично применяемому во второй фазе и направлено, главным образом, на предохранение раны от дополнительного травмирования и стимуляцию процессов эпителизации. Наиболее перспективны для использования в этой фазе препараты комплексного действия, надежно контролирующие инфекцию в ране, защищающие от вредных влияний (высушивание, механическая травма) грануляционную ткань, обеспечивающие адекватное дренирование, стимулирующие процессы пролиферации и т.д. В качестве примера можно назвать такие препараты как левометоксид, дезоксинат (деринат), биопин и другие.
Таким образом, лечение местных лучевых поражений должно быть комплексным, то есть включать средства, обладающие антибактериальными, детоксицирующими, анальгетическими, десенсибилизирующими, некролитическими и стимулирующими репаративные процессы свойствами.
Низкая эффективность консервативных средств и методов терапии местных радиационных поражений (как в остром периоде, так и в период отдаленных последствий) определяет необходимость хирургического вмешательства, которое в ряде случаев может оказаться единственным способом спасения больного.
Основными показаниями к оперативным вмешательством являются тяжелая интоксикация и септические осложнения, обусловленные глубоким некрозом кожи и подлежащих тканей, а в позднем периоде - незаживающие лучевые язвы и озлокачествление. Главное условие успешности хирургического вмешательства - жесткая необходимость оперировать вне зоны облученных тканей (это связано с их низкой регенераторной способностью, наличием местного инфекционного процесса, высоким риском вторичного кровотечения и сложностью его остановки). Максимальное по глубине и площади иссечение пораженного участка одним блоком и адекватное закрытие дефекта возможно далеко не во всех случаях - главным образом, при локализации ожога на конечностях (в этом случае ампутация может оказаться спасительной) и вне зон сложных анатомических структур (магистральные артерии, нервные стволы, сухожилия и т.д.).
Основными методами хирургического лечения при местных радиационных поражениях являются:
- ампутация пораженных сегментов конечностей;
- иссечение пораженных участков с последующей пластикой местными тканями, лоскутом (свободным или на ножке) с отдаленных участков тела и т.д.
Безусловное показание к ампутации пораженного сегмента конечности - обширные глубокие некрозы мягких тканей, костей, патологические переломы, остеомиелит, секвестрация сухожилий и т.д., особенно в сочетании с тяжелой интоксикацией и сепсисом.
Пластические операции применяются при незаживающих лучевых язвах, особенно если они локализуются в области сложных анатомических структур, на голове, шее, подмышечных впадинах, конечностях, паховой и крестцовой областях.
Выбор метода хирургической пластики дефекта зависит от его локализации, наличия сосудов, пригодных для формирования анастомозов с сосудистой ножкой лоскута, морфометрических показателей поражения (площадь и глубина ожога, сложность рельефа дна раны), наличия инфекции и других обстоятельств.
В настоящее время во всех случаях предпочтение отдается свободной аутотрансплантации хорошо реваскуляризирующегося интактного тканевого комплекса из отдаленных от области лучевого ожога участка тела. При глубоких, обширных и инфицированных дефектах, наличии карманов наиболее эффективны для этих целей кожно-мышечные или мышечные лоскуты, а также большой сальник. Пересадка должна сопровождаться микрохирургической реваскуляризацией.
Пластическое закрытие дефектов кожи может выполнено также при помощи перемещения лоскута на сосудистой или мышечной ножке. Показано, что использование лоскута с сохраненным автономным кровообращением обеспечивает его активное включение в регенеративно-репаративные процессы в облученных тканях, позволяет получить лучшие непосредственные и отдаленные результаты (функциональные и косметические), сокращает сроки госпитализации.