Vi.1. ноосфера, информационное поле, поле фортуны
Если не увижу на руках его ран от гвоздей,
и не вложу перста моего в раны от гвоздей,
и не вложу руки моей в ребра его, не поверю.
Иоанн (20, 24 - 29)
Понятие ноосферы было введено русским ученым академиком В.И. Вернадским и французским антропологом и религиозным мыслителем Тейяр де Шарденом.
В. И. Вернадский первым обобщил и распространил философскую и физическую проблему осмысления взаимосвязи пространства и времени на живую материю. В частности, он писал: "...возвращаясь к живому веществу, мы будем основываться на том, что в нем - в его проявлениях вообще - время и пространство неразделимы". Далее он приходит к выводу, перекликающемуся с более поздними идеями Н.А. Козырева (см. предыдущую главу):
"...изучая явления жизни, идущие в пространстве определенного строения, необходимо допустить, что и время в процессах жизни не может иметь строение, противоречащее пространству, с которым неразрывно связано... Оказалось возможным подходить к исследованию пространства - времени как к явлению, обладающему строением, т. е. структурой".
Анализируя эту и другие проблемы жизни на Земле, Вернадский в конечном итоге сделал заключение о том, что человеческий разум на современном этапе привел к преобразованию биосферы Земли в сферу "вселенского разума" - ноосферу. Как под действием эволюции видов происходит эволюция биосферы, так в результате деятельности человека, его научной мысли биосфера рождает качественно новую сферу - ноосферу, то есть "пространство" знаний, охватывающее всю планету.
В последние два десятилетия большую популярность получила идея о том, что одной из составляющих ноосферы является так называемое информационное поле - некая реальность, являющаяся источником для той деятельности мозга, которая называется интуитивным мышлением. Считается также, что именно существованием информационного поля объясняются различные парапсихологические эффекты [18].
Существует достаточно обширная литература (см. в [18]), в которой рассматриваются разные соображения о возможных механизмах устройства ноосферы и информационного поля. Однако, на наш взгляд, еще не настало время конкретизировать физические механизмы, действующие в ноосфере и информационном поле. Более важно надежно установить сам факт существования такой реальности.
Распространено мнение, что свидетельством существования информационного поля могут служить эффекты, достигаемые в так называемой экстрасенсорной практике. Однако на самом деле многие из них вызывают законное недоверие, так как зачастую очень плохо воспроизводятся. В то же время в традиционной науке воспроизводимость результата всегда считалась основным критерием его достоверности. Поэтому здесь мы сошлемся только на так называемый биолокационный эффект (БЛЭ), известный также под названием лозоискательство, или лозоходство. БЛЭ - это реакция какого-либо индикатора (проволочной рамки, маятника или, наконец, просто ветки дерева) на что-либо, находящееся вне нашего чувственного восприятия. Этот эффект известен очень давно и активно применяется для практических нужд. Существуют Примеры использования БЛЭ во многих областях: археологии, всевозможных поисковых работах (включая поиск полезных ископаемых), медицинской диагностике и т. д. Во всех своих применениях БЛЭ показал себя как очень надежный метод. При этом овладение БЛЭ, конечно, требует специальной тренировки оператора, но многолетний опыт говорит, что достичь достаточно высокого и надежного уровня владения БЛЭ могут многие.
Мы выделяем именно БЛЭ, так как он, пожалуй, единственное из тех явлений, в которое имеет место нечувственное восприятие и который при этом не отрицается существующей наукой. Более того, специальными исследованиями была доказана объективность его существования. Последнее оказалось возможным как раз благодаря высокой воспроизводимости БЛЭ.
Для нас исключительно важно следующее. Как исследования, так и практика применения БЛЭ убедительно показали, что он не является следствием действия известных физических полей (связанных с объектом поиска) непосредственно на индикатор. Другими словами, индикатор - это только пассивный фиксатор информации, которую оператор получает на свой запрос из некоторого источника (информационного поля). Возможная схема процесса показана на рис.1.
Согласно механизму, показанному на рис.1, идеомоторный акт (движение мышц руки) в БЛЭ возникает в результате того, что рациональное сознание ставит вопрос перед подсознанием. В свою очередь подсознание, обработав информацию, посылает запрос в информационное поле. Получив ответ, подсознательное выдает его в виде идеомоторных движений руки, в которой находится индикатор (например, рамка). Результат - движение (вращение) рамки в ответ на исходный запрос сознания по двоичному коду (вопрос должен подразумевать ответ типа "да - нет"). Это вращение рамки фиксируется зрением и, следовательно, сознанием.
Рис. 1 Схема действия биолокационного эффекта.
Большая эффективность и надежность метода применения БЛЭ, огромное разнообразие получаемых результатов и высокая степень их воспроизводимости позволяют говорить о реальности существования внечувственного канала получения любой нужной информации; ее источник мы и называем информационным полем. Контакт с ним уменьшает энтропию оператора биолокации, то есть увеличивает информацию, которой он обладает. БЛЭ показывает также, что информационное поле - составляющая ноосферы, с которой прошедший специальную подготовку человек может вступить в контакт и получить интересующую его информацию. Следовательно, можно сказать, что информационное поле является как бы более узким и более осязаемым понятием, чем ноосфера. Осязаемым в том смысле, что оно доступно для непосредственного контакта, регистрируемого наблюдением за некоторым индикатором.
В предыдущей главе мы вводили понятие ПОЛЯ ФОРТУНЫ (см. разд. V.3), как некоего носителя негэнтропии (информации). Его флуктуации при взаимодействии с биосистемой приводят к, казалось бы, случайным стечениям, обстоятельств, благоприятствующим жизненным установкам (сознательным или инстинктивным) данной системы. Из сказанного выше следует, что и оба поля - Фортуны и информационное - должны быть проявлениями одной и той же информационной субстанции (подробнее о ней и ее свойствах мы будем говорить ниже в разделе VI.4). Однако информационное поле представляется как бы более "отдаленным" от биообъекта. В контакт с информационным полем могут вступать и получать от него информацию только люди, обладающие либо природным, либо специально развитым восприятием (например, операторы биолокации). В этом случае контакт имеет устойчивый, воспроизводимый характер. Кроме того, во всех феноменах, обусловленных взаимодействием человека с информационным полем, информация определенного, нужного ему в данный момент характера вызывается сознательно. Другими словами, такой контакт может иметь только живая материя с развитым сознанием.
Иначе обстоит дело с полем Фортуны. В этом случае контакт носит, во-первых, случайный характер в том смысле, что на взгляд человека везение всегда случайно. Во-вторых, явления Фортуны имеют место для людей самых разных возможностей, в абсолютном большинстве своем не обладающих ни повышенной интуицией, ни экстрасенсорными способностями; они проявляются на "бытовом" уровне, без какой-либо специальной подготовки. В-третьих, факты (наблюдения) показывают, что контакт с полем Фортуны имеют и низшие по отношению к человеку организмы и биосистемы (см. гл. V). Наконец, специфика явлений Фортуны состоит также в характере доставляемой информации и результатах ее действия. И то и другое, как уже говорилось, коррелирует с какими-то жизненными установками биообъекта и побуждает объект к действию в соответствии с ними. Отсюда следует, что явления Фортуны представляют собой флуктуации полезной для живых систем информации.
Таким образом, для получения сведений из информационного поля требуется активность самого человека. Имея или развив у себя соответствующие способности, путем специального запроса из него можно получить информацию любого характера, например, с помощью биолокационного эффекта. Контакт осуществляется, по-видимому, на уровне подсознания, но, в конечном счете, требуемая информация переходит в область сознания (см. рис. 1). Этим взаимодействие исчерпывается. При взаимодействии же с полем Фортуны также происходит получение информации биосистемой, но уже без специального запроса. Чаще всего это имеет место опять-таки на некотором подсознательном уровне и там и остается. Бывают, правда, случаи, когда информация приходит сразу визуально (например, в виде каких-то знаков и т. п.), то есть на уровне сознания. Однако она всегда носит побудительный характер. И даже оставаясь неосознанной, по каким-то каналам вызывает определенные действия биосистемы, уменьшающие, ее энтропию и тем самым благоприятствующие ее существованию. Значит, явление Фортуны - это не сознательное, а, как правило, неосознанное получение информации, приводящей к активным действиям, которые улучшают условия жизни системы.
Имея в виду именно побудительный характер действия информации в явлениях Фортуны, можно ввести понятие некоторого "силового" поля Фортуны, существующего в отличие от информационного поля в мире сознательного. "Силовыми" центрами (источниками) такого поля являются различные события, происходящие на всем протяжении временной оси (прошлое, настоящее, будущее). Информация о любом событии может быть в той или иной степени побудительной для данной биосистемы. Случайная реализация тех или иных событий и допускаемая возможность их влияния из прошлого и будущего привносят тот флуктуационный характер в воздействие поля Фортуны, о котором говорилось выше.
Итак, смысл цепочки понятий "ноосфера - информационное поле - поле Фортуны", состоит, как нам кажется, в редуцировании (уменьшении) степени "отдаленности" от живой материи некоторой основополагающей субстанции - носителя информации обо всем. Имеющиеся факты заставляют сделать заключение, что эта информационная субстанция (ИС) должна содержать исчерпывающие сведения обо всех событиях, происшедших в прошлой, настоящей и будущей жизни биосистем, об их мыслях и желаниях (если они им доступны). Нетрудно понять, что эта субстанция, не связана, ни с одним из известных физических полей, так как образование и поддержание каких-либо упорядоченных структур в этих полях требует достаточно больших энергетических затрат, не сопоставимых с возможностями энергетики биообъектов.
ИС должна иметь сложную пространственно-временную организацию, позволяющую ей, в частности, передавать любую информацию без искажений на любые расстояния. Все живое находится в контакте с этой субстанцией, обменивается с ней информацией и через этот обмен воздействует друг на друга.
Взаимодействий ИС с биосистемами происходит путем обмена информацией. Ноосфера, информационное поле, поле Фортуны представляют как бы разные уровни этого взаимодействия. В ноосфере происходит накопление знаний человечества. Информационное поле включает в себя информацию обо всех событиях, происходящих в мире живого. Однако взаимодействие живой системы с ИС на этих уровнях носит пассивный характер. Знания, полученные отдельным человеком, поступают в ноосферу, а информация о происшедших с живой системой событиях, в информационное поле. Чтобы получить эту информацию надо сделать специальный запрос, и тогда ею можно воспользоваться. А вот информация, связанная с полем Фортуны, переходит непосредственно в область сознательного, побуждая к действиям, уменьшающим энтропию живого. Таким образом, поле Фортуны выступает как непосредственная движущая сила жизнедеятельности, улучшающая качество жизни. По-видимому, взаимодействие с полем Фортуны играет ту же роль, что и случайные мутации в системе естественного отбора и эволюции видов, в результате которых живое эволюционирует,
приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде. Через явления Фортуны ИС как бы поддерживает развитие жизни.
В связи с последним замечанием наибольший интерес представляет, конечно, вопрос: а что, из себя, представляет ИС? Какова ее природа и т. д.? Обсуждению этой проблемы посвящены разделы VI.4, VII. 1 и VII.2.
А пока нам представляется интересным привести очень любопытное рассуждение одного из лучших современных исследователей истории и философии религии протоиерея А. Меня: "В живых системах мы видим осуществление тенденции, противостоящей возрастанию энтропии. Она есть принцип и источник развития. "Организм, - говорил Э. Шредингер, - питается отрицательной энтропией..."
Итак, то, что поддерживает и творит мир, обладает потенциалом отрицательной энтропии, "изливающейся" в него. Чем большее количество информации накапливается в развивающемся мире, тем меньше, становится термодинамическая вероятность его существования. (это, следует из формулы (3) в разд. V.1.). Можно сказать, что разумность, порядок есть творческая активность Вселенной.
Но где искать конечный источник этой мировой разумности? Кибернетика, как наука об управлении, показала, что информация связана с программированием. Человеческий разум программирует машину. А что программирует весь механизм мировой системы? Существует ли этот X? Материалисты считают, что вероятность высшего источника разумности равна нулю. Но, утверждая это, они упускают из виду тот факт, что чем больше отрицательная энтропия в X, тем меньше цифра, выражающая его термодинамическую вероятность.
Если для живой клетки и тем более для мышления такая вероятность очень мала, то для высшего Творческого Начала она с логической необходимостью должна равняться нулю. Уменьшение вероятности означает увеличение творческой мощи источника информации. Там же, где мы имеем вероятность, равную нулю, мы сталкиваемся с чем-то или Кем-то, обладающим бесконечной полнотой творческого могущества. Итак, утверждение, что вероятность божественной Первопричины равна нулю, значит на языке кибернетики, что Она обладает абсолютной, бесконечной, отрицательной энтропией, или бесконечным количеством информации.
...Здесь мы видим пример того, как пути науки и религии пересекаются на подступах к последней Истине" [23].
Таким образом, А. Мень предлагает подход к познанию способа существования и развития жизни, вполне совместимый с современной наукой и очень близкий к идеям, развиваемым в этой книге. Остается только удивляться широте образования и смелости мысли отца А. Меня, позволившими ему найти .точки соприкосновения между наукой и религией. Конечно, его цель состояла в попытке понять божественную Первопричину или последнюю Истину. Наша цель - в несколько ином. Мы вряд ли согласимся с тем, что любая истина может быть последней. Однако то, что религиозный деятель подошел к постановке указанной проблемы на вполне адекватном научной точке зрения уровне, показывает, что современному естествознанию действительно пора ею заняться.