Инструментарий диагностики для пациентов с ограниченным вербальным контактом/с низким уровнем произвольной регуляции деятельности или множественными первичными повреждениями систем организма
Переход больного на уровень состояния минимального сознания с возможностью выполнения инструкций позволяет проводить раннее нейропсихологическое обследование. Следует учесть, однако, что полная нейропсихологическая диагностика на данном этапе ограничена как вследствие неполного восстановления сознания, так и сопутствующих нарушений (первичные поражения анализаторных систем, двигательные расстройства различного генеза). В этот период пациенты не доступны полному вербальному контакту. Сохранным может быть лишь понимание речи и выполнение простых инструкций. Это в свою очередь требует адаптации классических методик нейропсихологического обследования. Таким образом, нейропсихологические методики первичного обследования должны быть:
– индивидуально подобранными в зависимости от возможностей пациента;
– мультиинформативными с позиций дальнейшего анализа;
– кратковременными по предъявлению и простыми по своей структуре;
– ориентированными на получение результатов, которые могут быть использованы для постановки реабилитационных целей при командной форме работы.
Таким образом, основной задачей проведения нейропсихологического обследования является выявление первичных и вторичных нарушений высших психических функций.
Приводим пример адаптации материала для исследования нарушений высших психических функций детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (Фуфаева Е. В., 2012):
1. Для оценки зрительного восприятия:
Стимульный материал: 1) реальные предметы (зубная щетка, фломастер, ложка, расческа и т. п.); 2) изображения реальных предметов (отдельные карточки с перцептивно-близкими и перцетпивно-отдаленными изображениями реальных предметов).
Инструкция: «Покажи (название предмета)»; «Покажи, как пользоваться этим предметов» (функциональное значение предмета).
Процедура проведения: сначала предметы (картинки) предъявляются по одному, в дальнейшем по два (слева и справа в поле зрения пациента) с обязательной сменой места предъявления.
Отслеживаются первичные и вторичные нарушения в процессе выполнения задания:
· неузнавание предметов и их изображений;
· отсутствие зрительного поиска с одной стороны зрительного поля (оптико-пространственное игнорирование);
· отчуждение смысла слова при правильном использовании предмета;
· большая длительность привлечения зрительного внимания к задаче;
· патологическая инертность психических процессов (выбор одного и того же предмета).
2. Для оценки импрессивной речи и слухоречевого восприятия:
Инструкция: 1) «Покажи на себе: НОС (РОТ, УХО, ЛОБ); 2) «Покажи на себе в том же порядке, как я называю: НОС — РОТ — ЩЕКА»
Процедура проведения: предъявляется сначала по одному слову, потом по два, потом по три слова.
Отслеживаются первичные и вторичные нарушения в процессе выполнения задания:
· отчуждение смысла слова;
· снижение объема слухоречевого восприятия;
· патологическая инертность психических процессов;
3. Для оценки чтения:
Инструкция: 1) «Прочитай и выполни: ЗАКРОЙ ГЛАЗА (ОТКРОЙ РОТ, ПОКАЖИ НОС)»; 2) «Найти картинку к этому слову».
Процедура проведения: карточки с написанной фразой. Набор карточек для оценки зрительного восприятия.
Отслеживаются первичные и вторичные нарушения в процессе выполнения задания:
· привлечение внимания к задаче;
· отсутствие выполнения как показатель непонимания прочитанного;
4. Для оценки счетных операций:
Инструкция: «Сколько будет 2+2, 7-5, 12-8»
Процедура проведения: результаты написаны на карточках и предъявляются по 2 результата (правильный и неправильный) слева и справа; обязательная смена места предъявления.
5. Для оценки зрительной памяти (при сохранности зрительного восприятия):
Инструкция: «Я покажу Вам сейчас картинку, посмотрите на неё и запомните. Потом Вам надо будет найти её среди других картинок».
Процедура проведения: предъявляется одна картинка из набора картинок для оценки зрительного восприятия; потом предъявляется 3 картинки — 1 стимул, 2 дистрактора (неиспользованные ранее картинки).
По мере восстановления возможностей пациента пробы для нейропсихологической диагностики начинают подбираться все в большем соответствии с классической схемой проведения нейропсихологического исследования (см. Приложение 3), как для детей, так и для взрослых.