Народный календарь и метеорология
Народный календарь и метеорология
Мы можем определить народный календарь как напоминание экономических, политических, традиционных, религиозных, сельскохозяйственных, правовых и исторических связей жизни и времени какого-либо региона, основанных на отношениях природных и общественных явлений. Календарь, известный под названием «народный», отличается от обычного делением на месяцы и другими названиями месяцев и дней. Он также присваивает некоторым единицам времени и природным явлениям хорошие или плохие качества.
По распространенному поверью несоблюдение народного календаря, созданного в течение многих столетий и являющегося плодом объединенных знаний, принесет несчастье человеку. Народные календари являются продуктом природной и культурной среды, в которой они созданы. Деление в этих календарях иногда производится в связи с регулярно повторяющимися природными явлениями, а иногда в связи с религиозными церемониями, отношениями с другими обществами, такими событиями, как смерть какого-либо уважаемого человека.
При создании календаря используются такие особенности, как вид производства и связанные с этим составляющие общественной структуры. Экономические факторы, основное производство данного общества, система явлений и верований, основанная на вышеперечисленных условиях, составляют скелет календаря. В основе создания народных календарей лежит экономическая структура общества и вид деятельности, влияющий на развитие экономики.
В нашей стране, где большинство граждан составляют мусульмане, используются два календаря:
1. Лунный календарь, делящий год (354 / 355 дней) на двенадцать частей, по 29-30 дней.
2. Солнечный календарь, основанный на движении земли вокруг солнца за 365 / 365 дней и используемый в западных странах.
Оба календаря применяются для определения некоторых дней по традициям. Для религиозных праздников применяется лунный, а для остальных солнечный календари.
Помимо официальных названий месяцы имеют также и другие имена. Например, февраль в некоторых регионах называют «гюджюк» (маленький, короткий), так как он гораздо короче остальных. Земледелие, скотоводство и садоводство также определяют названия месяцев, либо более длинных или коротких периодов. Например, месяцем «коч» (баран), называют месяц оплодотворения овец, месяцем «орак» (серп) называют период уборки урожая, месяцем «кираз» (черешни) - период созревания черешни и т.д.
В большинстве народных календарей год делится на две части, касым (ноябрь) и хыдреллез. Касым начинается в начале ноября и продолжается до хыдреллеза, то есть мая, это зимний период. А хыдреллез начинается 6 мая и продолжается до касыма, это летний период. Зима делится на три периода по 45 дней, называемые касым, земхери, хамсин. В зимний период, продолжающийся в течение 180 дней, первые 135 дней, то есть касым – земхери – хамсин, называются «вычисленными» днями. Это период, когда наступают самые холодные дни зимы, и для подготовки к этому люди вычисляют его. Последние 45 дней зимы начинаются 21 марта и продолжается до 6 мая. В Анатолии эта часть зимы называется «аистовой зимой», «зимой козлят» и «девять из девяти». Для части населения, занимающейся земледелием и скотоводством, этот календарь имеет жизненно важное значение, так как для защиты растений и животных от холодов они должны знать «вычисленные» дни.
В обществах с недостаточно развитой технологией опыт предположений атмосферных явлений, полученный в течение столетий, основанный на наблюдениях, имеет весьма высокий уровень точности. В культуре традиционных обществ, где жизнь прямо связана с природным воздействием, информация о прогнозах атмосферных явлений занимает важное положение. Знать, какова будет погода перед выходом в море или перед очередным этапом кочевки, является главным условием правильного выполнения этого дела.
В обществе, занимающемся земледелием, имеет большое значение информация о состоянии луны. Например, если месяц только родился и его концы смотрят вверх, это является признаком того, что в ближайшее время будет дождь. Дата сева также определяется при помощи луны. Первый вид только родившейся луны называют «аын айдыны», а более позднее его состояние «аын гарангысы». В первые дни новой луны не сеют, принято ждать более позднего периода.
Прогноз погоды весьма важен для провинциального жителя. Наиболее эффективными методами являются наблюдения за животными и растениями. Например, опадание верхних листьев тополя означает, что зима будет холодная, то же значит большое количество еловых шишек. Поведение животных также может подсказать, какой будет погода. Например, если овцы поворачиваются спиной к юго-востоку, это значит, что скоро пойдет дождь.
Дожди, не выпадавшие в срок, отрицательно влияли на жизнь. Поэтому люди организовывали различные церемонии для того, чтобы вызвать дождь. Эти церемонии делятся на две категории:
а. Молитвы о ниспослании дождя, с участием взрослых.
б. Игровые церемонии, с участием детей.
Молитвы о ниспослании дождя с участием взрослых, как правило, проводились на открытой территории, где была могила или усыпальница, и под руководством муллы или имама. После проведения службы приносили жертву и ели. Собрав определенное количество камней, произносили рядом с ними молитву и бросали камни в воду. После дождя, если решали, что этого количества достаточно, камни вынимались из воды.
Церемонии с участием детей проводились следующим образом: дети ходили по домам и собирали масло, муку, сахар и т.п., из которых готовили пищу, в это время играли между собой в разные игры и придумывали разные развлечения.