Традиционные организации - секты - религиозные традиции
Традиционные институты – религиозные секты
Религиозные деятели и просветители Хорасана, среди которых был и великий тюркский мыслитель Хаджи Бекташи Вели, сыграли большую роль в создании общей культуры и установлении власти тюркских султанов Сельджукской империи на территории Анатолии. Эта культура стала смешением христианской культуры народов, живущих на территории Анатолии, и тюркских племен, которые сделали Анатолию своей родиной. Дервиши, пришедшие на территорию Анатолии, заселились в пустынных местах, открыли здесь свои школы, и на этих свободных территориях со временем созданные ими школы превратились в обители, культурные центры и религиозные центры. Подобным образом религиозные общества получили распространение по всей территории Анатолии, устанавливая нормы морали. Расселение дервишей по деревням и всем территориям и их занятие обучением населения получили поддержку со стороны властей. Власти дали дервишам некоторые привилегии. В результате этой работы даже в самых отдаленных районах Анатолии были открыты школы дервишей, которые способствовали становлению общей культуры. Хаджи Бекташ Вели был одним из этих просветителей, приехавших на территорию Анатолии из Хорасана. Хаджи Бекташ Вели родился в 1248 году в иранском Хорасане в городе Нисабур. Детство и юность провел в Хорасане. В школе великого исламского ученого Ахмеда Ясеви изучал философию, социальные и естественные науки. После путешествий по территории Ирана, Ирака и Саудовской Аравии в 1275 году прибыл на территорию Анатолии, где поселился в населенном пункте Сулуджакарахёюк, ныне называемом Хаджибекташ. В то время территория Анатолии находилась под властью монголов. Экономика, социальная и политическая жизнь были разрушены и уничтожены. Шли непрерывные войны за власть между кланами. В такое нелегкое время Хаджи Бекташ Вели поселился на территории Анатолии и начал обучать своих учеников. Его учение, опирающееся на взаимоуважение и терпимость, нашло широкое распространение у населения, в особенности у христианского населения, жившего в окрестностях Каппадокии или прибывшего туда, сбежав от постоянных войн. Вот основные принципы, на которые опирался Хаджи Бекташ Вели:
• Путь, не опирающийся на науку, ведет к тьме.
• Обучайте своих жен (женщин).
• Будь хозяином своих рук и языка!
• Самая великая книга, подлежащая чтению, это человек.
• Вашим другом является правда.
• Быть учителем – это передавать знания.
• Мир состоит из людей, а в каждом человеке есть свой мир.
• Наука это свет, освещающий путь к истине и Всевышнему.
• Стройте свой жизненный путь опираясь на науку, знание и человеколюбие.
• Держи в чистоте свой дом, а заработанные деньги заслужи.
• Объединимся, станем сильными, станем бодрыми.
• Если даже тебя обидели, ты никого не обижай.
• Не заставляй людей делать то, чего не можешь сделать сам.
• Нет ни одной нации и народа, который бы был выше подобных себе.
• Пусть будут счастливы те, которые освещают тьму невежества.
• Ищи - и ты найдешь.
• Притягательность человека сокрыта в его словах.
• Не забывайте то, что даже враг ваш является человеком.
• Самое большое чудо это труд.
• Нет в разговоре разницы между мужчиной и женщиной - то, что создано Всевышним, имеет свое предназначение, для нас нет разницы между мужчиной и женщиной, если ты видишь в этом недостаток, то этот недостаток находится внутри тебя.
В философии Хаджи Бекташ Вели основу составляли бытие человеческое и любовь к человеку. Эти взгляды на жизнь в 1948 году отразились в международной конвенции по правам человека. Мысли Хаджи Бекташ Вели через 600 лет, в 1923 году, нашли свое отражение в словах Мустафы Кемаля Ататюрка, который основал республику, опирающуюся на лаицизм, демократию и на уважение к человеческим правам. Несмотря на столько лет, его взгляды не потеряли свою актуальность и продолжают освещать жизненный путь человечества.
В своем произведении «Васиетнаме» Хаджи Бекташ Вели сказал: «Нет необходимости разделения между религиями, потому что все религии существуют для того, чтобы показать верную дорогу людям и принести им мир». Общество Бекташи, которое опирается на систему учения Хаджи Бекташ Вели, ставит себе целью создать единство между людьми, опирающееся на понимание Вселенной – Всевышнего – человека. Человек является любящим существом. В человеке есть божественные качества. Первая задача для успеха заключается в том, что человек должен в первую очередь познать и полюбить себя, потому что человек несет в себе божественные качества, вложенные в него Всевышним. Человек, любящий себя, полюбит и Всевышнего.
Человек является существом, не зависящим от окружающего его мира. Обязанность человека можно выразить так: быть скромным, очищать себя, развивать себя, не заниматься показухой и наполнять свое сердце любовью к Всевышнему. Тело человека является средством для достижения цели. Поэтому неверно делить людей на мужчин и женщин, на богатых и бедных или же подвергать дискриминации по расовому или национальному признаку. Мужчины, женщины и все люди равны, имеют одинаковые права. Взгляды Хаджи Бекташ Вели живут и в настоящее время. Каждый год 15 – 16 – 17 августа в населенном пункте Хаджибекташ вилайета Невшехир проводятся праздничные мероприятия, посвященные памяти Хаджи Бекташ Вели.
Вместе с вышесказанным большую роль в объединении культуры Анатолии сыграло общество Ахи. Дервиши обители Ходжи Ахмеда Ясеви в связи с тем, что были ремесленниками, жили в городах. Наряду с тем, что общество Ахи было профессиональным, оно имело свой свод правил и тайн. То, что члены общества Ахи стали влиятельной силой на территории Анатолии, они обязаны тем же просветителям Хорасана - Хаджи Бекташ Вели и Ахи Эвран Вели. Жена Ахи Эвран Вели, Фатма Баджы, известная под именем Кадын Ана, стала первой женщиной, создавшей женскую организацию под названием «Баджыян-ы Рум». Под руководством Ахи Эвран Вели, дервиши общества Ахи в 13-м веке собрались в Анкаре и в городе Кыршехир и за короткий срок расселились по всем городам Сельджукской империи. В создании Османского государства дервиши общества Ахи сыграли важную роль. По данным некоторых источников, сын основателя Османского государства Османа Гази, Орхан Гази, и третий султан государства Султан Мурат Первый были членами этого общества.
Первый принцип общества Ахи: все члены общества равны и пользуются одинаковыми правами. Все члены общества являются братьями. Однако, в зависимости от возраста, от младших к старшим распространяется бесконечное уважение. Для того чтобы стать членом общества, необходимы рекомендации одного из членов общества. Люди с плохой репутацией, те, которые могут запятнать лицо общества, не принимались в ряды общества Ахи. Например, убийцы, палачи, мясники, люди, занимавшиеся прелюбодеянием, воры и прочие не могли стать членом общества Ахи. Принятие нового члена общества, как и у общества Бекташи, проходило по обряду. В этом обряде новый член общества, надев обрядные одежды, приносил клятву, что будет полон любви к человечеству, будет уважать людей и придерживаться правды. От членов общества требовали полной преданности и покорности. Неверующие не могли стать членами общества Ахи, но и глубоко религиозные люди тоже не становились членами общества. Члены общества Ахи, как и у общества Бекташи, учились терпению, очищению души, дружбе, терпимости и прочим высоким человеческим качествам. Кроме вышеперечисленных качеств члены общества Ахи опирались на шесть основных принципов:
• Будь щедр.
• Пусть твой стол будет накрыт для всех.
• Будь гостеприимен.
• Не будь вредно любопытным.
• Держи свое тело под контролем.
• Держи свой язык под контролем.
Члена общества обучали читать и писать на турецком, арабском и персидском языках, профессиональным навыкам, религиозным знаниям, музыке, математике, военным знаниям и конечно же принципам общества Ахи. В обществе Ахи были девять разных рангов:
• Удалец.
• Конник.
• Ученик.
• Подмастерье.
• Мастер.
• Ахи.
• Халиф.
• Шейх.
• Шейх всех шейхов.
В настоящее время общества Ахи не существуют. Однако каждый год во второй понедельник октября проводятся празднества, посвященные обществу Ахи и культурному наследию, оставленному ими.
Еще одним религиозным деятелем и просветителем, жившим на территории Анатолии и ставшим светом для человечества, является Мевляна Джеляледдин Руми. Мевляна родился в 1207 году в Хорасане и в 1273 году умер в городе Конья. Свои первые уроки получил у своего отца, Бахаеддин Веледа, которого все называли Билгинлер султаны («султан ученных»). Мевляна, выросший обучаясь религиозной философии, после встречи с членом общества Ахи, Шемс Тебризи, начал развивать свою философию. Способность Мевляны в стихотворной форме выразить религиозную философию сделала его популярным на весь мир. Эта популярность распространяется и в настоящее время.
По философии Мевляны, для того чтобы достичь Всевышнего, человеку в первую очередь нужна любовь. Даже животное может любить какую-нибудь траву; однако только человек может любить одновременно телом, сознанием, мыслью и памятью. Мевляна возвышает любовь к женщине, потому что человек, который способен любить другого, любит себя, любит человечество, вселенную и Всевышнего. Самая большая любовь, самая красивая любовь – это любовь к Создателю. Ритуал, исполняемый дервишами обители Мевляна кружась, выражает любовь ко всему человечеству, кружение выражает присоединение ко вселенной. То, что одна рука дервиша поднята к небу, а вторая рука опущена, выражает то, что они направляют любовь, полученную от Всевышнего ко всему миру. Душа, отражение Всевышнего, поэтому бессмертна. Душа стремится вернуться к первоисточнику, к Всевышнему. Мевляна сказал: «Ищущий Всевышнего, ты являешься тем, чего ты ищешь». Этими словами он выразил то, что вселенная является творением Всевышнего, и человек является частичкой сотворенного.
Иди, иди кем бы ты ни был!
Будь неверующим или огнепоклонником,
Если даже ты тысячу раз нарушил свой обет, иди!
Наша обитель не является обителью безнадежности,
Иди к нам, иди!
Как видно из вышенаписанных строк, Мевляна верит в братство всего человечества. Он считает, что разница и неприязнь между религиями противоречит человеческой сущности. Мевляна отдает важное место женщине и говорит: «Возжелав, чтобы женщина закрылась, вы усилите желание остальных взглянуть на нее. Как и мы, мужчины, женщины, если в душе хорошие, несмотря на все ваши запреты, будут идти по пути доброты. Если же она порочна в душе, чтобы вы ни делали, не сможете оказать воздействия на нее». Этими словами он выразил равенство между мужчиной и женщиной. Мевляна, своих учеников называл «Китап – эль Эсар» (книга тайн). Среди учеников Мевляны были представители разных религий: мусульмане, иудеи, христиане, православные христиане, мусульмане – шииты. Ученики отличались и национальной принадлежностью, были арабы, армяне, турки, иранцы, греки и прочие. Его ученики, представители разных национальностей и религий, донесли до наших дней наследие Мевляны.
Народная медицина
Народные знания
Народная медицина
Народная медицина, или иными словами традиционная медицина, заключает в себя поведение человека перед природными травами. Здесь колдовство и волшебство играли важную роль. В древних обществах, когда религиозные верования, колдовство и волшебство занимали важное место в общественной жизни, заболевания объяснялись тем, что в человека вселились чужеродные существа и злые духи. Меры для предотвращения подобных случаев заложили начало народной медицины. Именно поэтому размышления о заболеваниях стали неразрывной частью культуры древних обществ. Поэтому исследования по данным вопросам в первую очередь интересовали астрологию и этнологию. Техническим анализом занялись фармацевты.
Народная медицина, или иными словами традиционные методы медицины, во многом отличаются от современных методов медицины. Народная медицина, будучи частью народной культуры, живет в общественном сознании. В древних обществах каждый человек примерно одинаково понимал в заболеваниях. Знания о заболеваниях передавались от поколения к поколению. В подобных обществах член общества, познавая свою культуру, одновременно познавал и народную медицину.
Народная медицина отлично влилась в народную культуру. Больной в основном выздоравливает от многих заболеваний, а от некоторых заболеваний умирает. Считалось, что если большее число людей верило в метод лечения, то больной выздоравливал и метод находил широкое использование. Если же больной умирал, то считалось, что больной не верил в метод лечения.
Самая большая разница между современной и традиционной медициной заключается в том, что современная медицина ищет источник, ставший причиной заболевания. В современной медицине источником заболевания считаются микробы, а в традиционной медицине, несмотря на то, что знают о существовании микробов, ищут источник заболевания в колдовстве или в проявлениях зла.
В прежние времена, в особенности в слаборазвитых или развивающихся странах, люди, которые не могли воспользоваться услугами современной медицины или из-за своих поверий не пользовались ею, обращались к методам народной медицины, ходили к целителям, и в настоящее время народная медицина во многих странах продолжает жить наряду с современной медициной. В том, что народная медицина до сих пор продолжает жить, она обязана тому, что поверья людей меняются очень медленно.
И в нашей стране, в особенности у той части населения, которая страстно придерживается старых традиций, обращение к методам народной медицины имеет место. Люди,называемые в народе «коджакары», к которым обращаются для излечения, являются не кем иным, как народными лекарями. Лекарства, приготавливаемые этими людьми, называемые «коджакары иладжы», во многом не имеют никакого отношения к лечению заболевания, но встречаются и такие целители, которые приготавливают лекарства, способствующие лечению болезни. Эти народные лекари свои познания получили от предыдущего поколения и являются людьми с большим опытом, понимающими в растениях и минеральных веществах, а лекарства, приготавливаемые ими, называются «халк иладжы» (народные лекарства). Подобные целители принимают больных у себя дома, а некоторые принимают больных в отдельных помещениях, где пытаются заниматься лечением больного.
В приготовлении народных лекарств используются в основном растения, растущие в этом регионе. Лечебные растения в нашей стране имеют обширную сферу применения. Многие виды этих растений известны всему населению и применяются при некоторых заболеваниях, некоторые растения же известны только народным лекарям и используются в лекарствах, приготавливаемых ими. Различные фармацевтические факультеты также занимаются изучением целебных свойств трав и периодически издают свои труды по этому поводу.
Можно найти схожие стороны между методами лечения современной медицины и традиционной медицины. Например, обезболивающие лекарства изготавливают на основе трав, которые население на протяжении долгого времени также применяло для утоления боли. Помимо этого в ходе исследований выявили, что некоторые растения, используемые народной медициной для лечения различных заболеваний, действительно оказывают лечебное воздействие, а некоторые методы лечения, используемые в традиционной медицине, используются и в современной медицине.
Можно сказать, что в настоящее время, современная медицина и народная медицина оказывают друг на друга воздействие. Современная медицина, которая изучает причины и источники заболеваний, при лечении заболевания приобрела много от народной медицины, что позволяет получать лучшие результаты. Одновременно народная медицина также воспользовалась результатами, полученными современной медициной для выявления источника заболевания. В связи с этим народные лекари начали использовать традиционные лекарства промышленного производства вместо своих лекарств. Одновременно с этим народ при заболеваниях, причиной которых считают сглаз и прочие аномальные явления, не использует методы лечения, предлагаемые современной медициной. При астме, сердечно-сосудистых и подобных заболеваниях народ пользуется методами лечения, предлагаемые как современной медициной, так и народной медициной. Онкологические заболевания или заболевания, требующие хирургического вмешательства, в подавляющем большинстве случаев не лечатся народными лекарями, и народ в этом случае прибегает к услугам современной медицины.
В итоге в регионах, где строго придерживаются старых традиций, отношение населения к заболеваниям зависит от культуры этого региона. По данным проведенных анализов выявилось, что на отношение к медицине, помимо образования, большое влияние оказывает и экономическое положение населения. Вместе с этим в городах население пользуется услугами, предлагаемыми современной медициной. Услугами современной медицины пользуется молодежь, тогда как некоторая часть старого населения предпочитает пользоваться методами традиционной медицины. Наряду с этим, независимо от образованности и материального положения, большая часть населения при некоторых заболеваниях обращается к традиционной медицине, например в случаях, когда причиной болезни считается сглаз и прочие аномальные явления.
Однако по данным, полученным в результате исследований, число пользователей традиционными методами медицины сокращается с каждым днем, что говорит о склонности населения к современной медицине. Эта склонность во многом зависит от социально-культурного и материального положения региона.