Тема. Пиелонефрит, Нефролитиаз. Почечная недостаточность.
Учебные цели занятия.Студент должен знать:
- этиологию, особенности патогенеза, осложнения и принципы терапии острого и хронического пиелонефрита;
- наследственные и приобретенные факторы риска, условия и механизм камнеобразования в мочевой системе;
- патогенез почечной колики и принципов ее купирования;
- диетические принципы профилактики мочекаменной болезни;
- этиологию, патогенез и принципы терапии острой и хронической почечной недостаточности.
Студент должен уметь разбираться в факторах риска и патогенезе пиелонефрита и мочекаменной болезни с целью их профилактики и выбора правильной стратегии лечения.
Экспериментальная работа №1. Изучение изменения диуреза у мышей при накоплении в крови азотистых шлаков.
Оснащение работы: мыши, мочеприемники с градуированными пробирками, 2% раствор мочевины, изотонический раствор, шприцы.
Ход работы:
- контрольной мыши подкожно ввести 1 – 2 мл изотонического раствора хлорида натрия;
- опытной мыши подкожно ввести 1 – 2 мл 2% раствора мочевины;
- мышей поместить в камеры, снабженные мочеприемниками;
- в течение 1,5 – 2 часов собирать мочу в градуированные пробирки;
- сравнить количество полученной мочи;
- сделать вывод и объяснить механизм повышения диуреза при накоплении азотистых шлаков;
- указать последствия азотемии для организма;
- указать способы выведения азотистых продуктов обмена из организма.
Экспериментальная работа №2. Изучение почечного клиренса креатинина при разной степени нарушения процесса фильтрации.
Оснащение работы: данные о величине суточного диуреза больного; концентрации креатинина в моче и плазме.
Ход работы:
- получить исходные данные о суточном объеме мочи у больного (мл.), концентрации креатинина в плазме (мг/мл), концентрации креатинина в моче (мг/мл);
- рассчитать скорость клубочковой фильтрации (клиренс креатинина) по формуле:
, где:
C – клиренс креатинина (Ν= 129 мл/мин.);
U - концентрация креатинина в моче (мг/мл.);
V – скорость суточного выделения мочи (мл/мин.);
P - концентрация креатинина в плазме крови (мг/мл.).
- объяснить значение почечного клиренса в общей стратегии применения лекарственных средств;
- привести примеры заболеваний, характеризующихся снижением почечного клиренса;
- обозначить меры профилактики и лечения при гломерулопатиях.
Самостоятельная домашняя работа
1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 296 - 305) и конспекту лекции.
2.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.
Тесты для самоподготовки
1.Укажите заболевания почек, относящихся к группе инфекционно- воспалительных:
а – гломерулонефрит, б – пиелонефрит, в – мочекаменная болезнь, г – туберкулез почек, д – нефропатия беременных.
2.Укажите локализацию очагов инфекции, обеспечивающих нисходящий – А и восходящий – Б пути их распространения в чашечно- лоханочную систему: а – кожа, б – уретра, в – желчный пузырь, г – мочевой пузырь, д – миндалины, е – зубы.
3.Укажите причины, способствующие восходящему инфицированию чашечно-лоханочной системы почек: а – нарушение оттока мочи из лоханки; б – наличие очага инфекции в мочевом пузыре; в – хроническая гонорея; г – врожденные аномалии развития почек;
д – мочекаменная болезнь; е – аденома простаты; ж – многоплодная беременность.
4.Укажите явления, характерные для патогенеза острого - А и хронического –Б пиелонефрита: а – гнойное воспаление в чашечках почки, б – гнойное воспаление в лоханке почки, в – повреждение пирамид почки, г – повреждение проксимо-дистальных канальцев нефрона, д – повреждение клубочков нефрона.
5.Укажите признаки, наиболее характерные для острого пиелонефрита: а – резкая болезненность в поясничной области, б – острая гипертензия, в – острая гипотензия, г – бактериурия, д – лейкоцитурия, е – микрогематурия, ж – олигурия, з – нормурия; и – глюкозурия; к - цилиндрурия.
6.Укажите основные принципы терапии пиелонефрита: а – антибиотики широкого спектра на курс лечения; б – антибиотики мочевой группы на основании данных антибиограммы; в – обильное питье; г – ограничение питья; д – ограничение в диете; е – диета без ограничений и обогащенная витаминами; ж – иммуносупрессивные средства; з – иммуностимулирующие средства.
7.Укажите наиболее общие факторы, способствующие развитию уро - и нефролитиаза:
а – уменьшение содержания в моче солюбилизаторов; б – увеличение содержания в моче солюбилизаторов; в – инфекция почек и мочевыводящих путей; г – протеинурия; д – гипопротеинемия; е – ретенция мочи; ж – полиурия; з – снижение почечного лимфооттока; и – дефицит витамина А; к – высокая плотность мочи.
8.Укажите факторы риска, наиболее значимые для развития фосфатурии – А, уратурии – Б и оксалатурии - В: а – исключительно мясная диета; б – гиперпаратиреоз; в – повышенный катаболизм нуклеиновых кислот после рентгенотерапии; г – строгое вегетарианство; д – остеопороз; е – нарушения обмена глицина; ж – подагра; з - интоксикация витамином D; и – длительная молочная диета.
9.Укажите явления, характерные для острой почечной недостаточности: а – наличие шокового периода со специфической симптоматикой поражения организма; б – наличие олиго - или анурической стадии; в – развитие гипохромной анемии; г – развитие азотемии; д – отек мозга; е – наличие стадии полиурии; ж – длительное полное восстановление клубочковой фильтрации.
10.Укажите заболевания почек, относящихся к группе метаболических нефропатий:
а – гломерулонефрит, б – пиелонефрит, в – мочекаменная болезнь, г – туберкулез почек, д – нефропатия беременных.
11.Укажите явления, характерные для хронической почечной недостаточности: а – азотемия, б – отек мозга; в – метаболический ацидоз, г – алкалоз, д – аутоинтоксикация полиаминами; е – полиурия с переходом в анурию; ж – развитие уремической энцефалопатии; з – развитие судорожных припадков; и – развитие уремической комы; к – снижение клиренса креатинина, л – снижение клиренса мочевины.
Занятие №13
Тема. Эндокринная патология. Дисфункция гипоталамо - гипофизарной системы и надпочечников.
Учебные цели занятия:Студент должен знать:
- принципы и механизмы гормональной регуляции;
- этиологию и патогенез гипофизарных дисфункций:
а - несахарного диабета;
б - адипозо-генитальной дистрофии;
в - гипофизарной кахексии;
г – макросомии;
д - болезни Иценко-Кушинга;
- этиологию, патогенез и принципы терапии надпочечниковых дисфункций - гиперальдостеронизма и болезни Аддисона.
Студент должен уметь разбираться в этиологии и патогенезе гормональных дисфункций и в особенностях использования средств заместительной терапии.
Экспериментальная работа.Нарушение водного обмена у крыс при введении антидиуретического гормона.
Оснащение работы:крысы, препаровальные столики, изотонический раствор хлорида натрия, 1% раствор питуитрина, мочеприемники.
Ход работы Двум крысам ( 150- 180г.) внутрибрюшинно вводят 30 мл. изотонического раствора натрия, после чего одной из них подкожно вводят 1- 1,5 мл. питуитрина. Животных помещают под сетку в воронки, вставленные в градуированные пробирки для сбора мочи. В течение опыта наблюдают за изменением диуреза и поведения животных. Обращают внимание на окраску видимых кожных покровов и слизистых. Делают выводы об изменениях диуреза и последствиях гиперпродукции этого гормона.
Самостоятельная домашняя работа
1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 305 - 318) и конспекту лекции.
2.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.
Тесты для самоподготовки
1.Отметьте изменения аффинности рецепторов в клетках- мишенях к гормонам при длительном повышении их содержания в крови: а – чувствительность повышается, б – чувствительность не изменяется, в - чувствительность снижается.
2.Укажите заболевания, вызванные - А гиперпродукцией СТГ, АКТГ, ТТГ, ГТГ, АДГ и гипопродукцией этих же гормонов - Б: а – несахарное мочеизнурение, б – акромегалия, в – адипозо-генитальная дистрофия; г – гигантизм, д – болезнь Иценко- Кушинга, е – гипертиреоз, ж – преждевременное половое созревание, з – гипофизарный нанизм, и – гипотиреоз.
3.Укажите патологические явления, характерные для эозинофильной аденомы гипофиза, возникающей в детском - Аи зрелом – Б возрасте: а – гиперпродукция СТГ, б – истощение инсулярного аппарата pancreas; в – гипергликемия, г – усиление либидо в начальной стадии болезни, д – акромегалия, е – гигантизм, ж – диспропорции в развитии соматического и висцерального отделов организма, з – высокий риск сахарного диабета, и – отрицательный азотистый баланс, к – парез глазодвигательного нерва; л – снижение интеллекта.
4.Укажите патологические явления, характеризующие болезнь Иценко- Кушинга: а – эозинофильная аденома гипофиза, б – базофильная аденома гипофиза, в – гиперпродукция АКТГ, г – гипопродукция АКТГ, д – повышение АД, е – снижение АД, ж – общее ожирение, з – ожирение по верхнему типу, и – остеопороз, к – гипергликемия, л – гипогликемия.
5.Укажите обменные нарушения, характерные для болезни Иценко- Кушинга: а – гиперхолестеринемия и риск атеросклероза; б – гиперальдостеронемия; в – гипернатриемия; г – активация глюконеогенеза; д – гипергликемия; е – гиперволемия; ж – риск стероидного диабета.
6.Укажите нарушения, возникающие при частичной гипофункции передней доли гипофиза: а – артериальная гипертензия, б – артериальная гипотензия, в – гипергликемия,
г – гипогликемия, д – карликовость, е – микседема, ж – болезнь Базедова, з – гипогонадизм, и – похудание.
7.Укажите явления, наиболее характерные для синдрома Конна: а – гиперпродукция альдостерона, б – повышение аффинности а-адренорецепторов артериол к катехоламинам, в – усиление реабсорбции натрия; г – гипокалиемия, д – увеличение ОЦК; е – артериальная гипертензия, ж – повышение активности системы ренин - ангиотензин, з – тахикардия, к – брадикардия.
8.Укажите причины первичной – А и вторичной – Б недостаточности надпочечников: а – снижение образования кортикотропина; б – туберкулез надпочечников; в – аутоиммунное повреждение надпочечников; г – кровоизлияние в надпочечники; д – быстрая отмена длительной терапии кортикостероидами.
9.Укажите патологические явления, характерные для болезни Аддисона: а – снижение продукции глюкокортикоидов; б – снижение продукции альдостерона; в – снижение продукции половых гормонов; г – снижение активности глюконеогенеза; д – гипогликемия; е – мышечная гипотония; ж – развитие импотенции; з – усиление продукции меланина.
10.Укажите явления, характеризующие острую тотальную надпочечниковую недостаточность: а – сосудистый коллапс; б – брадикардия из-за гиперкалиемии, в – острая энцефалопатия из-за гипогликемии; г – тотальное расстройство микроциркуляции; д – импотенция; е – расстройства менструального цикла.
Занятие №14
Тема. Сахарный диабет.
Учебные цели занятия. Студент должен знать:
- факторы риска сахарного диабета;
- этиологические и патогенетические особенности диабета 1 и 2 типов;
- нарушения углеводного, белкового, липидного и минерального обменов при диабете;
- особенности механизмов и принципов терапии гипер- и гипогликемической ком;
- расстройства сердечно-сосудистой системы при диабете;
- стратегию лечения диабета.
Студент должен уметь разбираться в этиопатогенетических особенностях сахарного диабета для его эффективной профилактики и стратегии терапии.