Тема. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Учебные цели занятия.Студент должен знать:

- факторы риска и механизмы повреждения слизистой при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки:

а – стрессирование и нарушения вегетативной регуляции состояния слизистой;

б – стрессирование и нарушения гуморальной регуляции состояния слизистой;

в – роль Helicobacter pylori;

г – роль внешних, устранимых факторов (нарушение ритма и характера питания, вредные привычки, гиподинамия);

- особенности патогенеза гипер- и гипоацидной язвы: нарушений секреции, моторной и эвакуаторной функции, регенерации. Влияние язвы на другие отделы ЖКТ.

- принципы терапии язвенной болезни и их особенности при гипер- и гипоацидных состояниях.

Студент должен уметь разбираться в факторах риска и особенностях патогенеза гипер- и гипоацидных язв желудка и 12-перстной кишки для определения правильной стратегии их профилактики и лечения.

Экспериментальная работа №1. Разбор демонстрационного препарата желудка крысы с язвенным поражением.

Методика воспроизведения язвы. Крыса, предварительно голодавшая 24 часа, иммобилизована и помещена на 4 часа в холодильную камеру при +4 ºС.

Результаты анализа желудочного содержимого через 24 часа: общая кислотность – 90 ммоль/л, свободная HCL – 60 ммоль/л. На вскрытии обнаружено, что слизистая оболочка желудка гиперемирована, имеется несколько эрозий.

На основании этих данных объяснить механизмы изменения секреции и язвообразования.

Экспериментальная работа №2.Изучение макропрепаратов желудка и двенадцатиперстной кишки.

Указать на морфологические отличия в расположении складчатости здоровой слизистой и слизистой с язвенным дефектом. Изучение и описание данных эзофагогастродуаденоскопии при язвенной болезни по фотографиям.

Самостоятельная домашняя работа

1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 266 - 274) и конспекту лекции.

2.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.

Тесты для самоподготовки

1.Укажите возможные причины желудочной гиперсекреции: а – чрезмерная симпатическая стимуляция желудка; б – чрезмерная парасимпатическая стимуляция желудка; в – чрезмерная продукция гастрина слизистой желудка; г – недостаточная продукция гастрина слизистой желудка; д – повышенная продукция гистамина в желудке; е – повышенная активность гистаминазы.

2.Укажите факторы А – способствующие язвообразованию и Б – препятствующие ему: а – слизь желудка; б – Helicobacter pylori; в – хлороводородная кислота; г – гормоны гастрин, гистамин; д – гидрокарбонаты; е – регенерация; ж – сброс крови по артерио-венозным шунтам в слизистой желудка; з – венозный застой крови в слизистой желудка; и – простагландин Е2; к – гормон энтерогастрон.

3.Отметьте эндогенные регуляторы, повышающие агрессивность кислотно-пептического фактора по отношению к слизистой желудка: а – энтергастрон; б – простагландин Е2; в – гистамин; г – ацетилхолин; д – гастрин; е – норадреналин; ж – муцин.

4.Укажите факторы, обеспечивающие высокую регенераторную активность слизистой оболочки желудка и 12-и перстной кишки: а – простагландин Е2; б – эпидермальный фактор роста (ЭФР); в – ą - трансформирующий фактор роста (ą-ТФР); г – сброс крови по артерио-венозным шунтам слизистой; д – способность к увеличению кровотока в слизистой.

5.Укажите факторы, способствующие – А и препятствующие – Б развитию язвенной болезни желудка и 12-и перстной кишки: а – инфекция; б – избыточная продукция глюкокортикоидов; в – повышение тонуса парасимпатических нервов; г – продукция; д – повышение тонуса симпатических нервов; е – дуоденогастральный рефлюкс; ж – продукция гидрокарбонатов; снижение образования простагландина Е2; з – повышенная продукции адреналина.

6.Укажите роль Helicobacter pylori в ульцерогенезе: а – стимуляция секреции гастрина; б – подавление секреции простагландина Е2; в – подавление секреции муцина; г - подавление секреции гидрокарбоната натрия; д – стимуляция секреции хлороводородной кислоты.

7.Укажите роль симпатоадреналового стресса в ульцерогенезе: а – снижение трофики слизистой желудка; б – подавление секреции хлороводородной кислоты; в – подавление процесса регенерации слизистой; г – стимуляция секреции гидрокарбоната натрия; д – стимуляция секреции муцина; е – активация СПОЛ в мембранах клеток слизистой.

8.Укажите факторы, способствующие устойчивости Helicobacter pylori к бактерицидному действию желудочного сока: а – приспособленность к обитанию под слизью в желудке; б – приспособленность к обитанию в слизистой оболочке; в – способность расщеплять мочевину; г – наличие защитного «облака» аммония; д – низкая каталазная активность.

9.Укажите гормон, недостаток выработки которого усиливает кислотно-пептическое повреждение слизистой желудка: а – гастрин, б – гистамин, в – альдостерон, г – энтерогастрон, д – адреналин.

10.Укажите каким образом можно уменьшить агрессивность кислотно-пептического фактора в отношении слизистой желудка – А и улучшить регенерацию его слизистой – Б: а – обязательным приемом спиртных напитков; б – блокадой Н2 рецепторов слизистой желудка; г – применением аналогов простагландина Е2; д – применением витаминов группы В; е – применением витаминов А и Е; ж – применением антибактериальных средств; з – блокадой гастринообразования.

Занятие №10

Наши рекомендации