Тема. Коллоквиум с тестовой контрольной работой по темам 1 – 9.

Перечень тем коллоквиума и тестовой контрольной работы:

1.Общее понятие о болезни. Наследственность, реактивность и резистентность в патологии.

2.Факторы, повреждающие клетку.

3.Интегральные механизмы ультраструктурной патологии, клеточной гибели и адаптации.

4.Нарушения ощего кровообращения.

5.Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции.

6.Воспаление.

7.Инфекционный процесс. Лихорадка.

8.Реагиновый и цитотоксический типы аллергии.

9.Иммунокомплексный тип повреждения и ГЗТ. Иммунодефициты.

Ход занятия:

  1. Выполнение тестовых заданий – 30 минут. Проверка – 15 минут.
  2. Собеседование по указанным темам – 45 минут.

Домашнее задание к коллоквиуму

1.Повторить изученный теоретический материал указанных тем и просмотреть выполненные тесты по самоподготовке.

Занятие №11

Тема. Нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного состояния.

Основные вопросы темы:

- этиология, патогенез и принципы коррекции гипер - и гипонатрийплазмии, калийплазмии, кальцийплазмии;

- этиология, патогенез и принципы коррекции гипотонических водных потерь;

- этиология, патогенез и принципы коррекции изотонических водных потерь;

- этиология, патогенез и принципы терапии основных видов ацидозов и алкалозов – дыхательного, выделительного, метаболического;

- этиология, патогенез и принципы лечения сердечных, почечных, воспалительных, аллергических, токсических и марантических отёков.

Экспериментальная работа. Изучение нарушения водного обмена у крыс при введении антидиуретического гормона.

Оснащение работы: Крысы; камеры для крыс с мочеприемниками; шприцы; 1% раствор хлорида натрия; раствор питуитрина.

Ход работы:

- двум крысам внутрибрюшинно ввести по 30 мл стерильного изотонического раствора хлорида натрия;

- одной из них дополнительно подкожно ввести 1 – 1,5 мл раствора питуитрина;

- крыс поместить в специальные камеры, снабженные мочеприемником;

- в течение часа мочу собирать в градуированные пробирки;

- наблюдать за поведением животных и окраской их кожи и видимых слизистых;

- сделать вывод об изменении диуреза под влиянием антидиуретического гормона и о последствия его гипер - и гипопродукции;

- сделать вывод о влиянии питуитрина на сосудистый тонус;

- указать причины и последствия изотонических водно-электролитных потерь, сформулировать принципы их коррекции;

- указать причины и последствия гипотонических водно-электролитных потерь, сформулировать принципы их коррекции;

- указать причины и последствия гипертонических водно-электролитных потерь, сформулировать принципы их коррекции;

- указать причины и последствия гипергидратаций и сформулировать принципы их коррекции.

Самостоятельная домашняя работа

1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 112 - 126) и конспекту лекции.

2.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.

Тесты для самоподготовки

1.Укажите процессы, которые: А- стимулируют и Б- подавляют продукцию вазопрессина:

а – повышение осмолярности плазмы, б – увеличение продукции ангиотензина II, в – стимуляция a-адренорецепторов сосудов, г – стимуляция b -адренорецепторов сосудов, д – увеличение наполнения полостей сердца, е – понижение АД, ж – увеличение ОЦК, з – боль, и – прием алкоголя, к – гипоксия.

2.Укажите эффекты АДГ: а – подавляет синтез простагландинов почкой; б – стимулирует синтез простагландинов почкой; в – увеличивает реабсорбцию воды в собирательных трубках нефрона; г – повышает секрецию в канальцах почек ионов калия и водорода; д – повышает тонус сосудов при гиповолемии; е – понижает тонус сосудов при гиперволемии.

3.Продукцию альдостерона стимулируют: а – гиперволемия, б – гиповолемия, в- гипернатриемия, г – гипонатриемия, д – гиперкалиемия, е – гипокалиемия, ж – ангиотензин II, з – ангиотензин III.

4.Укажите явления, характерные для синдромов А – общей дегидратации и Б – общей гипергидратации: а – жажда, б – отёки, в – повышение массы тела, г – понижение массы тела, д – понижение АД, е – повышение АД, ж – увеличение ОЦК, з – повышение вязкости крови.

5.Укажите эффекты ангиотензина II: а – стимуляция продукции альдостерона, б – спазм артериол, в – понижение тонуса симпатической нервной системы.

6.Расположите в логической последовательности звенья реализации осморегулирующего рефлекса: а – повышение продукции вазопрессина; б – гипернатриемия; в – повышение реабсорбции воды в собирательных трубках нефрона; г – нормализация концентрации натрия в плазме; д – повышение осмолярности плазмы; е – возбуждение осморецепторов (центральных и периферических); ж – увеличение ОЦК.

7.Укажите явления, характерные для: А – изотонической дегидратации и Б – гипотонической дегидратации: а – обильное потоотделение у лихорадящих больных, б – рвота, понос, в – снижение массы тела, г – снижение АД, д – сгущение крови, е – циркуляторная гипоксия, ж – метаболический ацидоз.

8.Гипертоническая гипергидратация может быть обусловлена: а – активацией ренин-ангиотензин-альдостероновой системы; б – чрезмерно высокой продукцией вазопрессина; в – избыточным введением гипертонических растворов.

9.Укажите явления, характерные для А – гипернатриемии и Б – гопонатриемии: а – обезвоживание организма, б – снижение АД, в – повышение АД, г – слабость мышечных сокращений, д – угнетение ЦНС, е – отёки, ж – повышение ОЦК, з – снижение ОЦК.

10.Укажите явления, характерные для: А – гиперкалиемии и Б – гипокалиемии: а –мышечная слабость, б – повышение тонуса поперечнополосатой мускулатуры, в – адинамия, г – раздражительность, беспокойство, д – атония кишечника, е – спазмы кишечника, ж – тахикардия, з – брадикардия.

11.Отметьте верные утверждения: а – в патогенезе воспалительных отёков главную роль играет повышение проницаемости микрососудов; б – в патогенезе сердечных отёков ведущую роль играет артериальная гипертензия; в – в патогенезе почечных отёков большое значение имеет снижение онкотического давления крови.

Задание №12

Наши рекомендации