Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
______________________________________________
Ф.И.О. студента
___________________________________
факультет, группа
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания»/ Сост. А.Х. Айдаров – Екатеринбург: ГБПОУ СО «СОПК», 2016. – 56 с.
В рабочей тетради представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания» для студентов педагогического колледжа очной формы обучения.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних практических заданий, а также для подготовки (самоконтроль знаний) по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1: Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп…….….…4
Тема 2: Основные признаки нарушения здоровья….........................................7
Тема 3: Критерии оценки индивидуального здоровья………………………......10
Тема 4: ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Наследственность и здоровье.….………………………..........………………………………………………….14
Тема 5: Экология и здоровье …………………………...…...…………………….18
Тема 6: Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Формирование мотивации к ЗОЖ…..……….…………………………………………………………………...21
Тема 7: Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Двигательная активность и здоровье………………………….…..............……………………………………………..25
Тема 8: Профилактика вредных привычек ………………………………………..29
Тема 9: Питание и здоровье………………………............………………………...33
Тема 10: Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.......…..34
Тема 11: Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и ЗОЖ учащихся …………............................................................………………………….40
Тема 12: Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.
Понятие об иммунитете и его видах ……………….………..…..............41
Тема 13: Понятие об инфекционных болезнях...................................................….47
Тема 14: Инфекционные заболевания и их профилактика …………………..….50
Рекомендуемая литература……………………………….……………………..…...54
Уставом ВОЗ в 1946 году было дано определение понятию «здоровье». Современными авторами это определение пересматривается и критикуется. Какие недостатки в этом определении Вы можете отметить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Физическое здоровье — _______________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________. Основу его составляют ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тема 2: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Задания
термин | определение |
это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания | |
Болезнь | |
это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом | |
«Индекс общественного здоровья» | |
Самоконтроль | |
система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей | |
«Охрана детства и материнства» | |
«Индекс здоровья» |
1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями
2. Заполните пропуски, впишите факторы определяющие здоровье и болезнь:
Факторы, формирующие здоровье | Факторы, вызывающие болезнь |
1. Здоровая наследственность | 1. |
2. | 2. Вредные условия производства |
3. Профилактика заболеваний | 3. |
4. | 4. Гиподинамия |
5. Рациональное питание | 5. |
6. | 6. |
3. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:
Номер теста | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Правильный ответ |
№1. Между здоровьем и болезнью существует промежуточное состояние, которое называют …
а) разгар болезни,
б) предболезнь,
в) исход.
№2. На человека постоянно действуют три потока информации:
а) моторной, приспособительной, опосредованной,
б) компенсаторной, природной, индивидуальной,
в) сенсорной, вербальной, структурной.
№3. От каких факторов на 50% зависит здоровье человека:
а) окружающая среда,
б) наследственность,
в) образ и условия жизни.
№4. К концу ХХ века средняя продолжительность жизни мужчин в РФ снизилась до …
а) 58 лет,
б) 60 лет,
в) 65 лет.
№5. По данным эпидемиологической службы …
а) у женщин заболеваемость выше, чем у мужчин,
б) у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин,
в) одинаковое соотношение заболеваемости у мужчин и женщин.
№6. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на …
а) 5 групп,
б) 4 группы,
в) 3 группы.
4. Запишите в таблицу основные показатели общественного здоровья:
Наименование показателя | Формула показателя |
1. Показатель рождаемости | |
2. Показатель естественного прироста | |
3. Показатель смертности | |
4. Показатель младенческой смертности | |
5. Показатель перинатальной смертности | |
6. Показатель детской смертности | |
7. Показатель заболеваемости | |
8. Показатель болезненности |
5. Вставьте пропущенные слова в предложение:
В настоящее время выделяют более ______ факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют _______________________________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________ факторы.
6. Наибольше значение в развитии болезней, являющихся причиной смертности населения, имеют: гиподинамия, неправильное питание, психоэмоциональное напряжение, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка и т.д. Перечислите заболевания, которые развиваются в результате этих факторов: ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗДОРОВЬЯ
Задания:
1. Запишите несколько значений понятия «норма»:
1. Норма – есть ___________________________________________________
______________________________________________________________
2. Нормальная система – это _______________________________________
______________________________________________________________
3. Нормально для человека то, что __________________________________
______________________________________________________________
4. Точка зрения В.М.Дильмана _____________________________________
______________________________________________________________
5. Ваша точка зрения ______________________________________________
______________________________________________________________
2. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:
Номер теста | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Правильный ответ |
№1. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются:
а) аудитория,
б) анкеты опросники,
в) пробы с физической нагрузкой.
№2. К субъективным показателям состояния здоровья относят:
а) настроение, сон, аппетит,
б) рост, вес, окружность грудной клетки,
в) измерение пульса, АД, частоты дыхания.
№3. Средняя продолжительность сна для взрослого человека составляет:
а) 7-8 часов,
б) 8-9 часов,
в) 9-10 часов.
№4. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет _____ от максимально допустимой возрастной группы.
а) 45-50%,
б) 65-90%,
в) 90% и выше.
№5. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна:
а) 7075 ударов в минуту,
б) 75-80 ударов в минуту,
в) 80-85 ударов в минуту.
№6. Частота пульса у здоровой, но не тренированной женщины равна:
а) 7075 ударов в минуту,
б) 75-80 ударов в минуту,
в) 80-85 ударов в минуту.
3. К показателям здоровья человека относят: массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, становую силу, частоту и ритмичность пульса и дыхания, активность, температуру тела, окраску кожи, наличие болезненных ощущений, характер потоотделения, устойчивость внимания, обмен веществ, перенапряжение, координацию движений и т.д. Распределите выше перечисленные показатели в таблице:
Объективные показатели здоровья | Субъективные показатели здоровья |
4. Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Проведите индивидуальные измерения пульса и пробы с 20 приседаниями. Оцените пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному показателю и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.
1) пульс в покое _____ ударов в минуту,
2) пульс после нагрузки _____ ударов в минуту,
3) пульс через 1 минуту после нагрузки _____ ударов в минуту,
4) состояние сердечно-сосудистой системы _____%.
Тема 5: ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Задания:
1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:
термин | определение |
Экологический кризис | |
Деградация окружающей среды | |
изменение химической структуры молекул ДНК под действием химических поллютантов | |
мутации под действием радиоактивных веществ | |
Антропогенный фактор | |
Эндоэкология |
2. Запишите схему последствий загрязнения внутренней среды организма:
Загрязнение окружающей среды => ______________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выберите несколько правильных ответов из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:
Номер теста | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
Правильный ответ |
№1. К заболеваниям, распространяющимся водным путем относят:
а) брюшной тиф,
б) гипертония,
в) сальмонеллез,
г) холера.
№2. Среди причин экологического кризиса выделяют:
а) производственные,
б) объективные,
в) субъективные.
№3. Какие продукты питания больше всего накапливают нитратов:
а) морковь,
б) виноград,
в) арбуз,
г) помидор.
№4. Вода, по содержанию в ней различных химических соединений, бывает
а) жесткая,
б) мягкая,
в) дистиллированная.
№5. Перечислите критические проявления эндоэкологической болезни:
а) повышение температуры, боли в животе, жидкий стул,
б) недомогание бессонница, раздражительность, частые простудные заболевания,
в) появление розовой сыпи по всему телу, увеличение лимфоузлов.
№6. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды:
а) тератогенное,
б) кумулятивное,
в) токсическое,
г) мутагенное.
№7. Источниками загрязнения пищевых продуктов являются:
а) консерванты,
б) витамины,
в) минеральные вещества,
г) пищевые добавки.
4. Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России. Заполните таблицу:
№ п/п | Название закона | Дата его принятия | Краткая характеристика |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
5. В настоящее время среди заболеваемости населения наблюдается увеличение болезней костей и суставов, в связи с содержанием в питьевой воде солей тяжелых металлов. Назовите возможные пути решения проблемы безвредности питьевой воды.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите их.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 9: ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
«Если отец болезни не всегда известен, то мать ее – пища» Гиппократ)
Задания:
ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Задания:
1. Используя прочитанный текст, заполните таблицу:
В результате совместной деятельности классного руководителя и родителей, они приобретают: | |
кл.руководитель: | родители: |
2. Используя прочитанный текст, перечислите принципы, на которые должен опираться классный руководитель в работе с родителями:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Используя прочитанный текст, перечислите функции, которые могут взять на себя родители в совместной деятельности с кл.руководителем:
1.____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Используя прочитанный текст, заполните таблицу:
Чтобы создать крепкую семью необходимы умения: | Задачи кл.руководителя по формированию этих умений | Варианты работы по формированию этих умений |
1. 2. 3. 4. 5. |
5. Используя прочитанный текст, вставьте пропущенные слова:
Вопросы ____________, ___________, ______________, переплетаясь между собой, тесно связаны с проблемами формирования _____________ __________ __________. Именно ______________, человек постигает __________________ своего организма, особенности отношений с другими людьми и межполового общения. На умении общаться друг с другом держится любой ____________, в том числе и __________. В семье ребенок получает первые уроки _________ к ____________. Потом этот навык будет перенесен на избранного ________________ ______________ и __________________ _________________.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
______________________________________________
Ф.И.О. студента
___________________________________
факультет, группа
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания»/ Сост. А.Х. Айдаров – Екатеринбург: ГБПОУ СО «СОПК», 2016. – 56 с.
В рабочей тетради представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания» для студентов педагогического колледжа очной формы обучения.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних практических заданий, а также для подготовки (самоконтроль знаний) по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1: Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп…….….…4
Тема 2: Основные признаки нарушения здоровья….........................................7
Тема 3: Критерии оценки индивидуального здоровья………………………......10
Тема 4: ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Наследственность и здоровье.….………………………..........………………………………………………….14
Тема 5: Экология и здоровье …………………………...…...…………………….18
Тема 6: Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Формирование мотивации к ЗОЖ…..……….…………………………………………………………………...21
Тема 7: Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Двигательная активность и здоровье………………………….…..............……………………………………………..25
Тема 8: Профилактика вредных привычек ………………………………………..29
Тема 9: Питание и здоровье………………………............………………………...33
Тема 10: Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.......…..34
Тема 11: Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и ЗОЖ учащихся …………............................................................………………………….40
Тема 12: Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.
Понятие об иммунитете и его видах ……………….………..…..............41
Тема 13: Понятие об инфекционных болезнях...................................................….47
Тема 14: Инфекционные заболевания и их профилактика …………………..….50
Рекомендуемая литература……………………………….……………………..…...54
Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Задания:
Авторы определения «здоровье» | Содержание определения «здоровье» |
1. ВОЗ | |
2. БМЭ | |
3. И.И.Брехман | |
4. В.П.Казначеев | |
5. Н.М.Амосов |
1. Как понимается значение слова «здоровье» различными авторами:
2. Заполните таблицу:
Компоненты здоровья: | Краткая характеристика компонента |
биологическое здоровье | |
психическое здоровье | |
социальное здоровье |
определение | понятие |
Адаптация | |
Срочная адаптация | |
Кумулятивная адаптация |
3. Дайте определения перечисленным понятиям, заполнив таблицу:
4. Перечислите исходы адаптивного поведения как стадии:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
5. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:
Номер теста | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Правильный ответ |
№1. Потенциал здоровья – это …
а) выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом,
б) силы, направленные на улучшения системы баланса,
в) способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия.
№2. Соматическое здоровье – это …
а) текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития,
б) уровень роста и развития органов и систем организма,
в) мера социальной активности.
№3. Основное правило оздоровительной доктрины Соломона:
а) «Здоровье – есть мудрость жизни»,
б) «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»,
в) «Ты хочешь быть здоровым — сотвори себе здоровье».
№4. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме …
а) всегда ниже, чем их реализация,
б) всегда выше, чем их реализация,
в) уравновешены.
№5. К компонентам психического здоровья относят:
а) соматическое здоровье,
б) физическое здоровье,
в) нравственное здоровье.
№6. В каком году Устав ВОЗ дал определение понятию «здоровье», которое получило широкое распространение до нашего времени:
а) в 1946 году,
б) в 1952 году,
в) в 1963 году.
6. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Охарактеризуйте влияние межличностных контактов с сокурсниками в вузе на Ваше социальное здоровье.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. К характеристикам работы, влияющим на здоровье относят: творчество, познание нового, неповторяемость, эмоциональный стресс, вредные привычки коллег, соблюдение гигиенических нормативов, высокая заработная плата, инициативность, дисциплина, рационализм, профессионализм, гиподинамия, внедрение инновационных технологий. Распределите выше перечисленные характеристики в таблице по степени влияния на здоровье человека:
Характеристики, оказывающие положительное влияние | Характеристики, оказывающие отрицательное влияние |