Башкирский институт физической культуры
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК
Факультет спорта и адаптивной физической культуры
Кафедра физических средств реабилитации
Ишбулатова Гульчачак Рифовна
студентка АФК 402 группы, профиля
«физическая реабилитация»
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ
Курсовая работа
по дисциплине физическая реабилитация
Научный руководитель:
канд.биол.наук. доцент
Хабибуллина И.Р.
Уфа, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. | ||
Глава 1………………...…………………………………………………………… | ||
1.1. Анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата..… | ||
1.2. Этиология, патогенез и клиника при нарушении осанки……...….……... | ||
Глава 2…………………...………………………………..………………………..16 1.3. Методы лечения при нарушении осанки………………...…...................... | ||
2.1. Использование лечебной физической культуры при нарушении осанки……..................................................................................................... | ||
2.2. Использование массажа при нарушении осанки………………………… | ||
2.3. Использование физиотерапии при нарушении осанки…………...……... | ||
2.4. Оценка и учет эффективности методик физической реабилитации при нарушении осанки……………….……………………………………..….. | ||
Список использованной литературы…………………………...…….37 Выводы………………………….………………………………………………… | ||
приложения……………………...……………………………………………… | ||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Нарушение осанки с каждым годом становится все более и более распространенным явлением, причем, что более страшно, оно очень сильно «молодеет». Согласно современной статистике, нарушение осанки наблюдается у 28% детей в возрасте 7-9 лет, у 36% детей 10-14 лет, а в возрасте 15-17 лет – уже более чем у 41%.
Нарушение осанки не является заболеванием, но приводит к серьезной патологии. На его фоне снижается подвижность грудной клетки, ухудшается амортизационная функция позвоночника, нарушается деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем [15].
Реабилитация пациентов с нарушением осанки, носит комплексный характер. Комплекс консервативного лечения нарушения осанки включает лечебную гимнастику, массаж, лечебное плавание, методы ортопедической коррекции, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. Ведущая роль в реабилитации принадлежит ЛФК. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных с нарушением осанки является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы.
Цель исследования: изучить процесс физической реабилитации пациентов с нарушением осанки.
Задачи исследования:
1. Представить анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата.
2. Проанализировать этиологию, патогенез и клинику при нарушении осанки по данным научно-исследовательской литературы.
3. Изучить средства и методы физической реабилитации пациентов с нарушением осанки по данным научно-исследовательской литературы.
4. Определить адекватные методы оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с нарушением осанки по данным научно-исследовательской литературы.
5. Оценить функциональное состояние пациентов с нарушением осанки с использованием методов оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
ГЛАВА 1
Глава 2
Использование лечебной физической культуры
При нарушении осанки
Показания для назначения ЛФК при нарушении осанки
Занятия лечебной гимнастикой показаны всем пациентам с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер. Наиболее эффективно использование ЛФК в начальных стадиях болезни.
Противопоказания для назначения ЛФК при нарушении осанки
- общее тяжелое физическое состояние больного;
- стойкий болевой синдром;
- противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению [18].
Основные задачи ЛФК при нарушении осанки
- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки [27].
Периоды ЛФК при нарушении осанки
Выделяют следующие части курса лечебной физической культуры при нарушении осанки:
Подготовительный период (1 – 2 недели). В подготовительной части курса ЛФК используются знакомые упражнения с малым и среднем количеством повторений упражнений. Основными средствами являются строевые и порядковые упражнения, упражнения, способствующие формированию представления о правильной осанке, правильного дыхания, общеукрепляющие упражнения.
Основной период (4 – 5 недель). В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. Основными средствами этого периода являются общеразвивающие, дыхательные и специальные корригирующие упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр, закаливающие процедуры.
Заключительный период (1 – 2 недели). В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается, количество повторений каждого упражнения – уменьшается. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках. Основными средствами этого периода являются специальные упражнения, игры, элементы спорта [29].
Методика ЛФК при нарушении осанки, В.А. Епифанов (2009)
Подготовительный период
Задачи подготовительного периода:
- подготовить организм к последующим нагрузкам;
- научить самостоятельной проверке осанки;
- освоить правильность выполнения упражнений;
- создать благоприятный психологический контакт между инструктором и занимающимся.
В подготовительной части курса ЛФК используются знакомые упражнения с малым и среднем количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3-4 раза в неделю.
На занятиях с пациентами, имеющих нарушение осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия.
Первое: наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет пациенту, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения - затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений.
Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы пациент мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Длительность занятия: 15-20 минут [11].
Основной период
Задачи основного периода:
- нормализовать трофические процессы мышц туловища;
- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;
- осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки;
- систематически закреплять навык правильной осанки;
- вырабатывать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;
- улучшение и нормализация течения нервных процессов;
- нормализация эмоционального тонуса пациента;
- стимуляция деятельности органов и систем.
В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. Корригирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого корригирующего упражнения даются дыхательные и упражнения на расслабление. Занятия проводятся групповым и малогрупповым способом (7-10 человек). Продолжительность занятия – 30–45 мин (не менее 3 раз в неделю). Занятие ЛГ состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части решается задача подготовки организма к выполнению специальных корригирующих упражнений в основной части занятия. Применяемые упражнения направлены на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на воспитание правильной осанки, концентрацию внимания. Методист ЛФК стремится снять у пациентов симптом скованности, развить свободу движения [11].
В этой части занятия надо провести построение группы; затем ходьба по залу, во время которой выполняются различные движения руками для развития мышц плечевого пояса и подвижности в плечевых суставах (например, махи, круговые движения). Используются различные варианты ходьбы: обычная; с подниманием прямых ног или ног, согнутых в коленях; в приседе; «прыжок лягушки»; «ход слона»; «шаги медведя»; на пятках; на носках; на наружных краях стоп (следует исключить ходьбу на внутренних краях стопы, так как она провоцирует развитие плоскостопия); перекаты с пятки на носок; ходьба и кратковременный бег в различном темпе и различных направлениях («змейкой», спиной вперед). Дыхательные упражнения выполняются самостоятельно и в сочетании с движениями верхних конечностей. Далее следуют упражнения в и. п. стоя перед зеркалом: общеразвивающие для мышц шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
В основной части занятия упражнения выполняются в и. п. стоя. Применяются локальные корригирующие упражнения, направленные на исправление дуги искривления позвоночного столба и патологически измененных мышечных групп; упражнения в равновесии; дыхательные.
Занятия ЛГ проводятся в наиболее эффективных исходных положениях лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевом. Обязательна осознанная и активная коррекция позвоночника. Выполнение упражнений начинается с дистальных отделов конечностей, постепенно переходя к проксимальным отделам. Применяются упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие созданию рационального мышечного корсета.
Вместе с ОРУ используются упражнения для коррекции позвоночника и ног, деторсионные, а также упражнения, оказывающие дифференцированные воздействия на измененные мышечные группы (симметричные и асимметричные).
Во второй половине основной части занятия выполняются упражнения на снарядах, направленные на специальную коррекцию, деторсию и равновесие: на гимнастической стенке (проверка осанки, симметричное и асимметричное поднимание и спуск по гимнастической стенке, смешанный симметричный вис, упражнения с сопротивлением с использованием резинового бинта, упражнения на равновесие); на гимнастической скамейке (ходьба простая, с мешочком на голове, полуласточка, подтягивание туловища из и.п. лежа на животе, руки впереди); на наклонной плоскости (сгибание и разгибание ног; подтягивание туловища, пассивная коррекция, деторсионные упражнения). Для повышения моторной плотности занятия группу можно разделить на две подгруппы: первая работает на гимнастической стенке, вторая – на гимнастической скамейке; затем группы меняются местами [11].
В заключительной части занятия решается задача снижения нагрузки на все органы и системы организма. Применяются упражнения в расслаблении мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки; индивидуально используется лечение положением.
Продолжительность различных частей занятия зависит от уровня физической подготовленности пациента, поставленных задач, а также периода реабилитации. Темп выполнения упражнений – обычно средний; в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера – медленный. Дозировать нагрузку на занятиях корригирующей гимнастикой следует на основании оценки функциональных возможностей пациентов, определяя сдвиги ЧСС и ее восстановление после нагрузки.
Заключительный период
Задачи заключительного периода:
- закрепление навыка правильной осанки и умения поддерживать ее в различных условиях и положениях тела;
- закрепление навыка правильного дыхания;
- снижение физической нагрузки;
- выработать общую и силовую выносливость мышц туловища;
- повысить уровень физической работоспособности.
В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается, количество повторений каждого упражнения – уменьшается. Воспитание навыков правильной осанки осуществляется в процессе всего курса занятий с использованием упражнений в балансировании, упражнений у зеркала, упражнений с выключением зрительного контроля, направленных на выработку мышечного чувства правильного положения тела. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – среднее.
На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения: лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений. В год пациент с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки [11].
Примерный комплекс ЛФК для пациентов с нарушением осанки представлен в приложении 3.
Специальные упражнения при нарушениях осанки
Чтобы восстановить правильную осанку у детей и взрослых, необходимо уменьшить угол наклона таза. Для этого нужны следующие специальные упражнения:
- упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса;
- упражнения, направленные на растяжение мышц-сгибателей и укрепления мышц – разгибателей тазобедренных суставов;
- упражнения, направленные на растяжение задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника и мышц поясничной области;
- дыхательные упражнения, для развития грудной клетки. При этом она увеличивается в объеме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость легких. Применяется грудное и брюшное дыхание [18].
ВЫВОДЫ
1. В процессе анализа литературы нами были изучены анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы показал, что позвоночный столб – основная часть осевого скелета человека. Состоит из 32–34 позвонков, соединённых между собой хрящами, суставами и связками или сросшихся. Позвоночный столб выполняет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движениях туловища и черепа. Позвонки соединяются между собой при помощи хрящей, связок и суставов. В каждом движении позвоночника участвуют слаженно работающие мышцы многих позвоночных двигательных сегментов.
2. В процессе анализа научно-исследовательской литературы выявлено, что нарушения осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Отклонение позвоночника в сторону – сколиоз. В передне-заднем направлении – сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина. У пациентов с нарушением осанки отмечается значительное снижение общей работоспособности и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, что делает необходимым последующее восстановительное лечение.
3. В реабилитации у пациентов с нарушением осанки наиболее эффективен комплексный подход, включающий в себя лечебную физическую культуру, лечебное плавание, массаж, физиотерапию и другие средства физической реабилитации.
4. Лечебная физкультура при нарушении осанки способствует укреплению мышц туловища и формированию мышечного корсета. Таким образом, осуществляется стабилизирующее воздействие на весь позвоночник, улучшается осанка и корригируются деформации позвоночного столба.
5. Массаж при нарушении осанки способствует укреплению мышц и мышечного корсета со стороны деформации и удлинению и растяжению мышц и тканей со стороны мышечной контрактуры.
6. Физиотерапия при нарушении осанки применяется с целью укрепления мышечного корсета; создания благоприятных условий для снятия блоков позвоночно-двигательных сегментов; улучшения работы внутренних органов; устранения боли.
7. К методам оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с нарушением осанки можно отнести следующие: становая динамометрия, проба Pavelky, проба Штанге, исследование частоты дыхательных движений, гарвардский степ – тест, проба Ромберга, оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса.
8.Показатели оценки функционального состояния у пациентов с нарушением осанки отличаются от нормы: становая сила – на 16,3 %, ротационная функция позвоночника – на 17,1 %, адаптация к гипоксии на вдохе – на 10,7 %, частота дыхательных движений – на 14,5 %, общая физическая работоспособность – на 19,2 %, равновесие тела – на 12,7 %, силовая выносливость мышц брюшного пресса – на 10,8 %.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Е.П., А.Н. Мироненко. Анатомия и физиология [Текст]: учебное пособие для студентов. М.: Мир, 2012. 160 с.
2. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу [Текст]: учебник. М.: Медицина, 2009. 306 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность [Текст]: учебник. М.: Наука, 2007. 392 с.
4. Бирюков А.А. Лечебный массаж [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]. М.: Академия, 2010. 368 с.
5. Бубновский С.М. Физкультура без освобождений [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 53 с.
6. Выдрин В.М. Теория физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2008. 324 с.
7. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений [Текст]: методическое пособие. М.: Медицина, 2014. 205 с.
8. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2012. 514 с.
9. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2009. 356 с.
10. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи [Текст]: учебник, М.: Академия, 2006. 403 с.
11. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 567 с.
12. Зайцев А.А., Копеева Е.П., Палищук Н.К. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 185 с.
13. Зациорский В.М., Арунин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарат человека [Текст]: учебник. М.: ФиС, 2011. 291с.
14. Карташова Т.Ю. Диагностика нарушений осанки [Текст]: учебник. М.: Академия, 2013. 451 с.
15. Красикова И.С. «Нарушение осанки: профилактика и лечение [Текст]: учебное пособие. М.: Корона, 2012. 128 с.
16. Легафт П.Ф. Анатомия мышечной системы [Текст]: учебник. М.: Мир, 2008. 342 с.
17. Леонтьев А.Н. Возрастная физиология [Текст]: руководство по физиологии. М.: Медицина, 2005. 115 с.
18. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник для студ. Высш.учеб.заведений / C.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. М.: Академия, 2006. 416 с.
19. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов [Текст]: учебник. 2011. 351 с.
20. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика [Текст]: учебное пособие. Минск: Наука и механика, 2008. 204 с.
21. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие [Текст]: учебник. М.: Книжный Дом, 2014. 320 с.
22. Очерет А.Л. Профилактика и лечение сколиоза [Текст]: учебник. М.: Центрполиграф, 2011. 252 с.
23. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст] : методическое пособие. М.: Мир, 2008. 422 с.
24. Сапин М.Р. Анатомия [Текст]: учебник. М.: Академия, 2006. 384 с.
25. Селуянов В.Н., Мякиченко Основы теории оздоровительной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 342 с.
26. Сосин И.Н., Кариев М.Х. Физиотерапия в хирургии, травматологии и нейрохирургии [Текст]:учебник. Ташкент: Медицина, 2004. 368 с.
27. Спешнев Ф.Ф. Спортивно-вспомогательная гимнастика [Текст]: учебное пособие. М.: ФиС. 2007. 367 с.
28. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере /под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст]. М.: Спорт Академия Пресс, 2012. 278 с.
29. Попов С.Н. Физическая реабилитация [Текст]: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.
30.Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы [Текст]: учебник. М: Медицина, 2003. 211 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Позвоночный столб
Приложение 2
Виды нарушений осанки
Приложение 3
Примерный комплекс ЛФК для детей 12-14 лет с нарушением осанки
в основном периоде, В.А. Епифанов (2009)
Часть занятия | Содержание | Дозировка | ОМУ |
Вводная часть: ОРУ : ДУ (1:1) Подготовка организма к предстоящей нагрузке 12 минут | Проверка правильной осанки у стены, перед зеркалом. | 1 мин | Излишне не напрягать мышцы. |
1) И.П.: стоя, на голове мешочек с песком. Придать туловищу симметричное положение. | 2 раза | Перед зеркалом. Следить за симметричным положением плеч, сдвиг туловища устранить. | |
2) Ходьба, разновидности ходьбы: на носках, пятках, высоко поднимая колени. | 2 мин | Следить за правильной осанкой | |
3) Ходьба по лестнице лежащей на полу. | 1 мин | Руки в сторону, сохраняя равновесие. | |
4) Медленный бег. | 30 сек | ||
5) И.п.- сидя на мяче, руки на поясе. 1. Наклон головы вправо. 2. И.п. 3. Наклон головы влево. 4. И.п. | 3-4 раза в каждую сторону. | Держать равновесие, плечи не поднимать. Упражнение укрепляет мышцы шеи. | |
6) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох. | 6-8 раз | Вдох - носом, выдох - удлинённый ртом | |
7) И.П.: то же: То же с мячом | 6-8 раз | Темп медленный | |
8) И.п.: стойка, ноги врозь: 1. Выдох, наклон головы назад 2. Вдох – И.п. 3. То же вперед 4. И.п. | 8 раз | Слушай счет | |
9) И.П.: стойка, ноги на ширине плеч. 1. Руки через стороны вперёд – вдох; 2. И.п. – выдох. | 6-8 раз | Опустить плечи, поднять локти |
Продолжение прил. 3
10) И.п.: основная стойка 1. Вдох, на носочки 2. Выдох – И.п. | 8 раз | ||
11) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-3.Вращательные движения в лучезап.суставе вовнутрь 4. И.п. 5-7. То же наружу 8. И.п. | 8 раз | Руки прямые, делаем вместе | |
12) И.П.: основная стойка: 1. Руки вверх – вдох; 2-4: И.п. – выдох. | 6 раз | Выдох удлинённый | |
Основная часть 20 минут | 1) И.П.: лежа на спине: 1. Упором на локти, таз вверх – вдох; 2–3 – Удержать положение; 4. И.п. | 6 раз | Дыхание не задерживать |
2) И.П.: лежа на спине: 1. левую ногу поднять– вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. 5-8: то же правой. | 8 раз | Ногу в колене не сгибать | |
3) И.П.: лежа на левом боку, левая рука под головой, правая на пояснице: 1. Правую руку через сторону за голову – потянуться – вдох; 2. И.п. – выдох. | 5-8 раз | Выдох удлиненный | |
4) И.П.:стоя, спиной к стене, руки по бокам: 1. Присед; 2,3 -фиксация в положении 4. И.п | 8-10 раз | Спина прямая При приседе не отрываем спину от стены Выдох при приседе | |
5) И.П.: лёжа на животе: 1. Правую руку, левую ногу вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п.-выдох 5. левую руку , правую ногу вверх-вдох; 6-7. Удержать положением 8. И.п.-выдох. | 5-8 раз | Рука прижата к уху |
Продолжение прил. 3
6) И.п.: основная стойка 1. Вдох через нос 2. Выдох через рот | 8 раз | Грудное дыхание | |
И.п. Лёжа на спине, руки за головой.Упражнение «велосипед»: | По 8 раз в каждую сторону | Дыхание ровное Поясница прижата к полу | |
8) Брюшное дыхание Вдох через нос Выдох через рот | 6 раз | ||
9) «Кошка» - спину вверх и вниз | 7 раз | Движения плавные Не забываем про дыхание | |
10) И.П.: лёжа на животе. Имитация плавания брассом. | 3-6 раз | Следить за симметричным положением туловища | |
12) И.П.: лёжа на животе, правая рука у подбородка, левая вытянута вперёд: 1. Прогиб, левую руку вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. | 5-8 раз | Дыхание произвольное | |
И.п.Стоя, упор руками в стену. Отжимания от стены. | 12-15 раз | Дыхание не задерживать. Спина прямая, расстояние от стены- 1 шаг. | |
14) И.П.: лёжа на животе, с упором на локти: 1. вверх обе ноги – вдох; 2. И.п. – выдох. | 5-6 раза | Поднять туловище на угол 15–20° | |
15) И.П.: лёжа на животе, правая рука – под подбородком, левая – вперёд: 1. левую руку вверх, правую ногу – прогнуться – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. – выдох. | 3-12 раз | Дыхание не задерживать | |
16) И.П.: основная стойка: 1. «Ласточка» на правой ноге; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. | 3-12 раз | В процессе обучения И.п. - стоя на полусогнутой ноге |
Продолжение прил. 3
17) И.п.: стойка, руки вдоль туловища 1. Вдох через нос 2. Выдох через рот с произношением звуков «с-с» | 4-6 раз | Выдох глубже | |
И.п.Лёжа на животе, руки вытянуты вперед, ноги приподняты.Упражнение «лодочка» | 3–9 раз | Следим за дыханием Прогибаемся как можно сильнее | |
17) И.П.: лежа на спине: 1. прямые ноги вверх; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. | 10 сек | Поднять на угол 15–30°. Дыхание произвольное | |
Заключительная Часть Привести организм в прежнюю норму 8 мин | Проверка осанки: 1. Ходьба с сохранением правильной осанки | 1-2 мин | В медленном темпе, дыхание произвольное |
1) И.П.: стойка на корточках, с упором рук сзади: Ходьба вперёд, спиной вперёд, правым боком, левым боком | 1 мин | Темп медленный | |
2) В ходьбе руки через стороны вверх, потянуться, встать на носки – вдох; И.п. – выдох. | 6-8 раз | Темп медленный | |
И.п. сидя, руки перед собой 1.Тянемся руками к икрам; 2,3 фиксация; 4. И.п. | 15-20 сек | Тянемся как можно дальше Выдох при протягивании | |
3. И.П.: лежа на спине, руки к плечам: 1 - Руки от плеч вверх. 2 – И.п. 3 - от плеч вниз. 4 – И.п. 5-вдох, и.п. | 6раз | ||
И.П.: стойка, руки вытянуты вперед: 1.Вдох через нос, сгибание пальцев; 2. И.п. Выдох через рот, | 10 раз | Темп средний |
Продолжение прил. 3
4) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох 5) Упр. на расслабление «Полет белой птицы» Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю. | 8 раз 2 мин | Вдох носом, выдох ртом | |
И.П.: стойка, ноги на ширине плеч: 1–2: вдох через нос; 3–4: выдох через рот. | 4-6 раз | Выдох глубже | |
Общее время занятия | 40 мин |
Приложение 4
Технология массажа при нарушении осанки (круглая спина),
А.А. Бирюков (2010)
Порядок воздействия | Рабочие сегменты | Время (мин.) | Приемы массажа |
Область спины | Поглаживание, выжимание Разминание | ||
Тазовая область: ягодичные мышцы крестец мышцы спины (от поясничной области до нижних углов лопаток) | Поглаживание, выжимание Разминание Растирание Поглаживание, выжимание Разминание | ||
Поясничная область | Поглаживание Растирание Разминание | ||
Нижние конечности(задняя и передняя поверхности): мышцы задней поверхности бедра икроножные мышцы передняя поверхность бедра передние мышцы голени голеностопный сустав тыльная часть стопы | Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание Растирание Растирание | ||
Время массажа | 1час |
Приложение 5
Первичный протокол
Ф.И.О. | Равновесие тела, сек | Частота дыхательных движений, раз/мин | Силовая выносливость мышц брюшного пресса раз/мин. | Адаптация к гипоксии на вдохе, сек | Физическая работоспособность усл.ед. | Становая сила, кг | Ротационная функция позвоночника, см |
Норма | 16-18 | 40-55 | 80-90 | 80-90 | |||
Быкова З.В. | |||||||
Лещук Н.И. | |||||||
Сафина Л.Л. | |||||||
Выдрина Р.Р. | |||||||
Зацепина К.М. | |||||||
Салимова Н.И. | |||||||
Кунц Р.В. | |||||||
Фазылова Т.С. | |||||||
Иванова С.Р. | |||||||
Титова А.П. | |||||||
Х | 19,1 | 24,8 | 20,9 | 23,3 | 57,7 | 69,3 | 3,3 |
σ | 3,9 | 2,2 | 2,3 | 6,2 | 5,1 | 7,4 | 0,9 |
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК
Факультет спорта и адаптивной физической культуры
Кафедра физических средств реабилитации