Служебные и бытовые помещения
10.17.1 Количество мест в гардеробной уличной одежды персонала принимается равным 60 % списочного состава персонала.
10.17.2 Количество шкафов в гардеробной для домашней и рабочей одежды следует принимать равным 100 % списочного состава персонала.
10.17.3 Количество душевых кабин следует принимать из расчета: одна душевая кабина на 10 чел. В инфекционных и туберкулезных отделениях, в остальных отделениях – одна душевая кабина на 15 чел., работающих в наибольшей смене среднего и младшего персонала.
10.17.4 Количество санитарных приборов – унитазов (напольных чаш) и писсуаров в женских и мужских туалетах – должно приниматься в зависимости от количества пользующихся туалетом в наиболее многочисленной смене, из расчета 30 чел. На один санитарный прибор.
10.17.5 В мужских туалетах количество писсуаров должно быть равно количеству унитазов (напольных чаш). При количестве мужчин менее 15 чел. Писсуаров в туалет предусматривать не требуется. Количество унитазов (напольных чаш) не должно превышать 16.
10.17.6 Количество мест в конференц-зале следует принимать равным 50 % списочного состава персонала.
10.17.7 Число посетителей стационара принимается равным 70 % от количества коек. Смежно с вестибюлем для посетителей следует предусматривать помещение для встреч выписывающихся больных.
10.17.8 Заданием на проектирование допускается предусматривать также бытовые помещения для персонала, торговые киоски, пункты приема химчистки, прачечной, парикмахерскую, оздоровительный комплекс (спортзал, сауна, бассейн) и клубные помещения.
10.17.9 Состав и площади служебных и бытовых помещений стационаров разной мощности следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложение 24 настоящих норм).
Помещения клинических кафедр
10.18.1 Клинические лечебно-профилактические организации здравоохранения предназначены для подготовки специалистов и проведения научных исследований клиническими кафедрами медицинских институтов, институтами усовершенствования врачей и научно-исследовательскими учреждениями.
При проектировании помещений клинических кафедр помимо настоящего норматива следует руководствоваться требованиями действующих нормативных документов по проектированию высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений [10].
Клинические учреждения являются основой для организации одной или нескольких клиник, в состав которых входят кафедры и профильные отделения.
10.18.2 Обучение на клинической кафедре состоит из практических занятий, которые предусматривают участие студентов в курации больных, осмотрах, операциях, процедурах, проводимых в различных подразделениях клинического учреждения, и лекционного курса по клиническим дисциплинам. Практические занятия проводятся группами (не более 10 чел.) под руководством сотрудников кафедры и при участии сотрудников клиники.
10.18.3 Все помещения клинической кафедры по функциональному назначению можно разделить на: помещения для сотрудников, учебные, лекционные, научно-исследовательские, вспомогательные и бытовые помещения. Для обеспечения санитарно-гигиенического и лечебно-охранительного режимов в отделениях клиники основную часть помещений кафедры целесообразно сосредоточить в планировочно изолированном кафедральном блоке, приближенном к профильным отделениям. Кафедральный блок должен иметь удобную связь с другими подразделениями больницы, где предусматривается минимум помещений, связанных с участием преподавателей и студентов в лечебном процессе.
10.18.4 При проектировании клинических учреждений наряду с помещениями, предусматриваемыми в обычных лечебно-профилактических организациях, необходимо включать дополнительно помещения для организации работы клинических кафедр.
10.18.5 Перечень и набор помещений для каждой конкретной кафедры определяются заданием на проектирование в зависимости от профиля кафедры и факультета; количества студентов и преподавателей, методов преподавания, направления научных исследований.
Состав и площадь помещений для кафедр основного профиля приведены в Таблице 10.27.
Таблица 10.27 – Состав и площади помещений для кафедр основного профиля
Наименование помещений | Площадь, м2 |
Кафедральный блок | |
Помещения для работы сотрудников | |
1 Кабинет заведующего кафедрой | |
2 Приемная комнате секретаря-машинистки | |
3 Кабинет профессора | |
4 Кабинет заведующего учебной частью | |
5 Кабинет доцента | |
6 Комната для ассистентов на 2 чел. | |
7 Рабочая комната для сотрудников | |
8 Лаборантская | |
Помещения для научно-исследовательской работы | |
16 Научно-исследовательские лаборатории | 12 на одного сотрудника |
17 Комната аспирантов | 4 на 1 чел., но не менее 10 |
Вспомогательные и бытовые помещения | |
18 Методический кабинет | |
19 Библиотека кафедры | |
20 Конференц-зал на 100 мест с музеем кафедры | |
21 Фойе | 0,5 на одно место |
22 Рекреация | 0,5 на одного студента |
23 Комната отдыха преподавателей | |
24 Помещение для хранения наглядных пособий | |
25 Материальная | |
26 Санузлы | по нормам проектирования ВУЗов |
27 Кладовая уборочного инвентаря | |
Лекционные помещения | |
28 Аудитория на 200-300 мест | 1,1 на одно место |
29 Фойе | 0,5 на одно место |
30 Помещение для хранения наглядных пособий | |
31 Помещение для временного пребывания больных | |
32 Комната лектора | |
33 Кинопроекционная | |
34 Санузлы | по нормам проектирования ВУЗов |
35 Кладовая | |
Приемное отделение | |
36 Приемно-смотровой бокс в детских больницах | 27,5 |
37 Смотровая учебная | |
Палатное отделение | |
38 Процедурная учебная | |
39 Процедурная учебная с гинекологическим креслом | |
40 Учебная комната | |
41 Комната дежурных студентов | |
Патологоанатомическое отделение | |
42 Учебная секционная на 1 стол: | |
- секционная | |
- предсекционная | |
Поликлиника* | |
43 Преподавательская | 4 на одного сотрудника |
44 Учебная комната | |
45 Учебный кабинет поликлинического приема | |
Служебные и бытовые помещения | |
46 Вестибюль с гардеробом для верхней одежды для студентов и преподавателей | По нормам проектирования ВУЗов |
47 Гардероб студенческий для домашней и рабочей одежды (комнаты для переодевания) | 0,55 на двойной шкаф |
48 Санитарный пропускник студенческий | По расстановке оборудования, но не менее 6+6 |
49 Буфеты для студентов и преподавателей | По нормам проектирования ВУЗов |
*В детских базовых поликлиниках предусматривается также создание методических кабинетов для дипломного и последипломного непрерывного обучения медицинских сестер бездефектному методу работы по специальности. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Помещения, указанные в поз. 36 – 39 и 45 могут предусматриваться по заданию на проектирование взамен соответствующих больничных помещений. ПРИМЕЧАНИЕ 2 Помещение, указанное в поз. 41, может размещаться в любом подразделении клинического учреждения в зависимости от профиля кафедры и сложившейся практики. |
10.18.6 Учебные процедурные целесообразно располагать рядом с больничными процедурными.
В каждом профильном палатном отделении предусматривается по одной учебной комнате и комнате дежурных студентов, которые размещаются в группе помещений, общих на отделение. Кроме того, в ординаторской необходимо предусмотреть места для ассистентов кафедры, так как они наряду с педагогической и научно-исследовательской работой выполняют лечебно-профилактическую работу врачей соответствующей специальности.
10.18.7 В крупных клинических ЛПУ, являющихся, как правило, базой нескольких кафедр, целесообразно создание единого учебно-научного блока, объединяющего все основные помещения кафедр с учетом возможности интеграции и комплексного использования научных лабораторий и лекционных аудиторий.