Перинатальный центр, родильные дома и родильные отделения
9.4.1 В состав самостоятельного перинатального центра, родильного дома входят родильное и гинекологическое отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения.
9.4.2 Акушерско-гинекологические отделения, входящие в состав больницы, должны обслуживаться больничными службами: клинико-диагностической лабораторией, рентгеновским отделением, отделением функциональной диагностики, центральным стерилизационным отделением и вспомогательными службами.
9.4.3 В структуру перинатального центра, родильного дома, при соответствующем обосновании, может быть включено гинекологическое отделение. В этом случае его следует размещать изолированно в отдельном блоке или отсеке здания с самостоятельным приемным отделением.
9.4.4 Расчетное количество коек в родовом отделении равно сумме коек отделения патологии беременности, отделения совместного пребывания матери и ребенка, составляющих 100 % коек без учета кроваток новорожденных.
9.4.5 Архитектурно-планировочные особенности проектирования родильных отделений и родильных домов состоят в четком разделении помещений на группы:
- помещения приема;
- помещения родового отделения;
- помещения совместного пребывания матери и ребенка;
- помещения для недоношенных и для травмированных детей;
- помещения для отделения потологии новорожденных и для детей с врожденными пороками развития;
- помещения отделения патологии беременности;
- помещения выписки.
9.4.6 Роженицы и беременные, поступающие в родовое отделение, делятся в фильтре на два потока. Один поток составляют роженицы, другой - беременные.
9.4.7 Количество индивидуальных родовых палат в родовом отделении определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.
9.4.8 Для цикличности работы индивидуального родильного блока помещения родового отделения могут быть разделены на две секции.
9.4.9 Послеродовое отделение проектируется из палат совместного пребывания родильниц и новорожденных на одну-две койки и одну-две кроватки.
9.4.10 Количество послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных определяется заданием на проектирование.
9.4.11 Предусматривается одна палата в отделении со шлюзом, туалетом и душем (с гибким шлангом) с организованным самостоятельным воздушным режимом.
9.4.12 Количество кроваток для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой, должно быть равно 15 % от количества коек послеродового отделения. Все палаты для недоношенных новорожденных оборудуются кювезами и консолью.
9.4.13 Планировка отделения патологии беременности должна предусматривать возможность транспортировки беременных в родовое отделение, а также выход для беременных этого отделения на прогулку в изолированный двор акушерского отделения (стационара).
9.4.14 В родильном стационаре в отделении патологии беременности необходимо предусматривать кабинет перинатальной диагностики.
9.4.15 Гинекологическое отделение устраивается по типу хирургических отделений и имеет в своем составе: самостоятельное приемное отделение и помещение выписки, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационную палату, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т. д.
Гинекологическое отделение должно быть полностью изолировано от родовых отделений.
9.4.16 Состав родового отделения больниц следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложения 14, 15, 16 настоящих норм).
9.4.17 В помещениях санитарной обработки рожениц приемного отделения должны быть предусмотрены кабины туалета, душевой и слива.
9.4.18 Санитарные помещения родового блока необходимо располагать в непосредственной близости от родовой палаты, но не в ее составе.
9.4.19 Помещения индивидуальной родовой палаты и родовых палат предусматриваются с оборудованием для туалета новорожденного.
9.4.20 Палаты интенсивной терапии и реанимации для новорожденных должны проектироваться раздельно и в своей структуре иметь боксированные палаты, малую операционную.
Палаты интенсивной терапии, располагаемые в родовом отделении, для соблюдения полной тишины и защиты от резкого света, должны иметь шлюз и шторы на окнах. Реанимационная для новорожденных предусматривается в родильном отделении.
Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным располагается в родовом отделении.
9.4.21 В отделении (секции) недоношенных и патологии новорожденных, предусматривается отсек на четыре кроватки (соответственно посту медицинской сестры), а также пост дежурной медицинской сестры площадью 10 м2. В отделении (секции) необходимо предусматривать палаты для родильниц.
9.4.22 Сестринские посты отделений новорожденных крупных родильных домов должны быть изолированы друг от друга и максимально удалены от санитарных комнат и буфетной.
9.4.23 В отделении патологии беременности необходимо предусмотреть в каждой палате один санитарный узел со шлюзом и душ (предусматривается с гибким шлангом).
9.4.24В перинатальных центрах, родильных домах и родильных отделениях должна быть предусмотрена комната для персонала.
9.4.25 Помещения выписки и ожидания должны располагаться смежно с вестибюлем для посетителей.
9.4.26 Бактерицидными облучателями оборудуются все палаты и помещения в отделении.
Помещения для хранения, разборки, упаковки (для транспортировки в прачечную) грязного белья предусматриваются: одно - на родильный дом.
Эти помещения должны проектироваться изолированно от групп помещений приема и выписки, родового и послеродового отделений должны быть облицованы глазурованной керамической плиткой.
Операционные блоки
9.5.1 В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных операционных блоков входят септические и асептические отделения (операционные с вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения операционного блока предусматриваются отдельно для асептической операционной и отдельно для септической операционной.
9.5.2 При создании специализированных операционных блоков могут быть случаи, когда в операционном блоке имеются только асептические отделения (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).
По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) операционные блоки делятся на асептические и комбинированные.
9.5.3 Количество операционных в операционном блоке зависит от структуры, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количества операционных дней и др.
Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и в городских районных больницах следует принимать: одна операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете количества операционных необходимо учитывать профиль отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
9.5.4 Операционные, как правило, проектируются на один операционный стол.
9.5.5 Количество операционных столов и тип операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных стационаров и определяются заданием на проектирование.
9.5.6 Количество операционных в септическом отделении операционного блока принимается в зависимости от местных условий (количества коек с гнойной патологией). В операционных блоках общепрофильных больниц примерное соотношение септических и асептических операционных должно быть 1:3, но не менее одной септической операционной на операционный блок.
9.5.7 При количестве операционных свыше шести рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.
9.5.8 Архитектурно-планировочное решение операционного блока должно обеспечивать деление его на непроходные асептическое и септическое отделения и рациональное зонирование его помещений в соответствии с функциональным разделением на следующие зоны: стерильная, строгого, ограниченного и общебольничного режимов.
Стерильная зона включает помещение операционных.
Зона строгого режима включает помещения:
- подготовки персонала к операции, состоящие из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;
- подготовки больного к операции, состоящие из помещений подготовки больного к операции или наркозной;
- для размещения аппаратуры и оборудования, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных, состоящие из помещений для аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;
- послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (постов) дежурной медицинской сестры;
- вспомогательного назначения, в том числе шлюз при входе в операционную (при отсутствии наркозной).
Зона ограниченного режима включает помещения:
- для подготовки к операции инструментов и оборудования - стерилизационная или центральная достерилизационная операционного блока, инструментально-материальная, для разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;
- для персонала - кабинет хирургов, протокольная, кабинет врача-анестезиолога, комната медицинских сестер-анестезистов и комната младшего персонала;
- вспомогательного назначения, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пульта мониторной системы для наблюдения за состоянием больного, гипсовую, для обслуживания послеоперационных палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);
- складского назначения - для хранения крови, передвижного рентгеновского аппарата, кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры, для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения дезинфицирующих средств, для временного хранения каталок.
Зона общебольничного режима включает помещения:
- для персонала - кабинет заведующего отделением, комната старшей медицинской сестры, комната личной гигиены персонала с душем;
- складского назначения - кладовая предметов уборки, кладовая для хранения гипса.
9.5.9 Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме - две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии послеоперационные палаты не предусматриваются, а их количество учитывается в числе коек отделения анестезиологии и реанимации.
9.5.10 Количество вспомогательных помещений, комнат отдыха медицинского персонала, санпропускников и рукомойников должно быть в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к объектам здравоохранения.
9.5.11 В отделении, как правило, следует предусматривать помещения для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.
9.5.12 Для исключения возможности поступления воздушных масс из палатных отделений, лестнично-лифтовых холлов и других помещений в операционный блок, необходимо устройство между указанными помещениями и операционным блоком шлюза с подпором воздуха.
9.5.13 Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение операционного блока на верхнем этаже палатного корпуса.
Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать во всех больницах, на первом этаже.
Все операционные должны быть оборудованы устройством пневматической доставки в подразделения клинико-диагностических лабораторий и обратно.
Для проведения операций по скорой помощи в многопрофильных больницах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.
9.5.14 Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
9.5.15 Состав и мощность помещений операционных блоков зависят от типа и количества коек больничного стационара, мощности и структуры его подразделений.
Площади помещений операционного блока следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложение 17 настоящих норм).