Организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощьдля взрослых
8.1.1 Планировочная структура поликлиник должна учитывать требования к разделению потоков посетителей: больных, посетителей отделения профилактики, детей, работников поликлиники.
При зонировании внутреннего пространства поликлиники следует выделять три основные группы помещений:
- общие помещения;
- помещения лечебно-профилактических подразделений;
- служебные и бытовые помещения.
8.1.2 В группу общих помещений, как правило, входят:
- вестибюль с регистратурой;
- гардероб для посетителей и персонала;
- справочно-информационные помещения;
- помещение кассы приема денег за платные услуги.
8.1.3 Лечебно-профилактические подразделения состоят из отделений общеврачебной практики и или участковой службы, специализированной службы, отделения профилактики, вспомогательного отделения и отделения экстренной помощи.
В состав лечебно-диагностических отделений, как правило, входят:
- кабинеты врачебного приема, в том числе кабинеты приема врачей общей практики;
- диагностические подразделения (кабинеты лучевой диагностики, кабинеты функциональной диагностики, клинико-диагностическая лаборатория);
- отделение медицинской реабилитации (физиотерапии и лечебной физкультуры).
Вспомогательное отделение включает централизованное стерилизационное отделение.
К отделению экстренной помощи относятся травматологический пункт и отделение скорой медицинской помощи.
Наличие травматологического пункта определяется заданием на проектирование.
8.1.4 Отделение профилактики следует размещать в самостоятельной непроходной для больных зоне, так как оно предназначено для регулярных диспансерных осмотров практически здоровых людей определенных профессиональных групп, а также лиц, относящихся к «группам риска» хронических заболеваний.
8.1.5 В состав поликлиники по заданию на проектирование могут включаться: женская консультация, аптека, стоматологическое отделение, дневной стационар.
Помещения женской консультации, входящей в состав поликлиники должны быть изолированы от остальных помещений.
Дневной стационар предназначен для пребывания в течение нескольких часов больных, которым последовательно проводится несколько лечебных процедур или диагностических исследований, использующих лечебно-диагностические службы поликлиники.
8.1.6 В состав дневного стационара, как правило, следует включать:
- палаты с постом дежурной медицинской сестры;
- кабинеты врачей;
- процедурную;
- помещения дневного пребывания больных;
- санитарно-гигиенические помещения;
- кладовые для чистого и грязного белья.
8.1.7 Пропускную способность дневного стационара следует принимать равной 10 % от количества посещений поликлиники в день, а число коек в стационаре - равным до 20 % от его пропускной способности.
8.1.8 При областных консультативных поликлиниках или поликлинических отделениях республиканских, областных больниц следует предусматривать отдельно стоящие пансионаты для пребывания приезжих больных в течение консультации, обследования и лечения.
8.1.9 Отделение скорой помощи, травматологический пункт, инфекционный кабинет следует располагать на первом этаже с самостоятельными наружными входами.
8.1.10 Специализированные отделения: дерматовенерологическое, фтизиатрическое, акушерско-гинекологическое, психиатрическое, наркологическое включаются в состав поликлиники по решению органов здравоохранения, так как их целесообразнее размещать в соответствующих специализированных медицинских организациях (диспансерах). При включении этих подразделений в состав поликлиники следует для каждого из них предусматривать непроходные коридоры и ожидальные, размещенные в изолированных зонах.
8.1.11 При проектировании стоматологических поликлиник (отделений) и кабинетов следует руководствоваться санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации стоматологических объектов» [6]. В стоматологическом отделении зубопротезную лабораторию следует предусматривать обособленно от остальных помещений, в непроходной зоне.
8.1.12 Аллергологические кабинеты не допускается размещать смежно с аптеками, процедурными, лабораториями и буфетами.
8.1.13 Вместимость конференц-зала определяется заданием на проектирование, но она должна быть не более чем на 50 % состава персонала.
8.1.14 Площадь ожидальных и вестибюлей-гардеробных рассчитывается с учетом количества посетителей, одновременно находящихся в поликлинике.
8.1.15 Состав и площади помещений организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь для взрослых, в том числе поликлиник (диспансеров), а также специализированных амбулаторно-поликлинических организаций, служебных и бытовых помещений определяются заданием на проектирование в соответствии со структурой и спецификой организации с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» [1] (см. Приложения 2,3 настоящих норм).