С общим недоразвитием речи 1 уровня языкового развития)
РЕЧЕВАЯ КАРТА.
(обследование развития коммуникативной функции ребенка дошкольного возраста
С общим недоразвитием речи 1 уровня языкового развития)
1.Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________
2. Дата рождения на момент заполнения возраст года/мес.
3. Домашний адрес: _________________________________________________ д.т. _______________
4. Из какого ДОУ поступил/ посещал _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Дата поступления _______________ Решением ПМПК от ______________
Психоневрологический статус ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6. Жалобы (пожелания) родителей _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
7. Мать: ______________________________________________________________ возраст______
место работы, образование _______________________________________________________________
8. Отец:_________________________________________________________________возраст _____
место работы образование
________________________________________________________________________________________________
9. Есть ли ещё дети в семье? С кем проживает ребёнок? ________________
10. Домашние условия _________________ Возможность наследственности: ________________
СВЕДЕНИЯ О ПРЕНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
№ беременности, желаемая, планируемая, исходы предыдущих
характер данной беременности (гестоз1-2 половины, токсикоз, падения, хронические и
инфекционные заболевания)____________________________________________________________;
угроза прерывания беременности (да, нет/ период) _______________________________________
отношения в семье во вр. бер-ти________; стимуляция (механическая, химическая,
электростимуляция № родов, их характер (самостоятельные, досрочные, срочные,
стремительные, обезвоженные, др. осложнения)_______________________________________
ребёнок родился _______ закричал сразу / нет, вес _____, рост ____
грудное вскармливание/искусственное выписался из род/д. на ____ день,
причина задержки__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВРЕДОНОСНЫЕ ФАКТОРЫ:
Речевое окружение ______________ Другое: ___________________________________________ ____________________________________________________________________________________
ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ДО МОМЕНТА ОБСЛЕДОВАНИЯ
заболевания до года___________________________________________________________________
после года ____________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы _________________ другое ______________________________________
_______________________________________________________________________________________
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВРЕДОНОСНЫЕ ФАКТОРЫ:
Находится ли на учёте у специалиста, причина: _______________________________________
____________________________________________________________________________________
Выводы:_________________________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХО – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Стал самостоятельно: держать головку _________, сидеть __________ ,
ползать ____________, Стоять ___________, ходить ___________;
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Гуление ________, лепет _______, слова __________, фразы _________;
Прерывалось речевое развитие ребёнка ________; Другое _________________________
______________________________________________________________________________
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ
№ | Критерии оценки | Н/ года | К/ года | баллы |
возможность организации специального обследования | - | |||
В контакт (К.) не вступает; | ||||
Вступает не сразу, с большим трудом; проявления двигательного и речевого негативизма; | ||||
Вступает не сразу, с большим трудом; проявления только речевого негативизма; | ||||
К. формальный; продолжительность не достаточна для продуктивных занятий; | ||||
В К. вступает; не проявляет заинтерисованности в К. ; контакт не продуктивен; | ||||
В контакт вступает; высокая личностная зависимость; | ||||
В К. вступает; высокая зависимость продуктивности от внешней стимуляции; | ||||
Вступает по инициативе взрослого; К. малопродуктивен; | ||||
Вступает по инициативе взрослого; к. продуктивен; | ||||
Попытки самостоятельно устанавливать продуктивный К.; | ||||
Легко и быстро устанавливает контакт; К. продуктивен | ||||
Итого всего баллов |
Особенности личности: настроение _____________________, преобладание фона настроения___________________,
Волевые особенности ____________________, работоспособность____________________________
Обучаемость, использование помощи___________________________________________________
Со сверстниками________________________________________________________________
Со взрослыми__________________________________________________________________
Особенности__________________________________________________________________
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Крупная моторика(на примере выполнения элементов логоритмических упражнений;
первое предъявление)
№ | Критерии оценки | Н/ года | К/года | баллы |
Возможность организации специального обследования | - | |||
Не реагирует на предъявляемое действие взрослого; | ||||
Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь; | ||||
Большая доля инициативы взрослого в преодолении Негативизма (преодоление возможно); | ||||
Пассивное выполнение движений (без попытки выполнить); | ||||
Делает попытки выполнить некоторые из предъявленных Движений; | ||||
Пытается повторить за взрослым любые предъявляемые Действия (вне речевого текста, безуспешно); | ||||
Формальное выполнение, посредством не координированных, Нечётких движений (в соответствии с текстом); | ||||
Максимально чётко пытается (в доступной для ребёнка форме) Повторить каждое движение (в соответствии с речевым текстом); | ||||
Выполняет подражательные действия, согласно предъявляемому Тексту, посредством координированых движений, но без Сопровождения речью; | ||||
Выполняет движения, сопровождая осколками слов или Отдельными словами из текста; | ||||
Выполняет движения, сопровождая отдельными словами или Фразами из текста | ||||
Итого всего баллов |
Мелкая моторика (выполнение пальчиковой гимнастики);
№ | Критерии оценки | Начало года | Конец года | баллы |
Возможность организации специального обследования | - | |||
Не реагирует на предъявляемое действие взрослого; | ||||
Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь; | ||||
Пытается повторить статическое упражнение самостоятельно за взрослым, но позу не удерживает, даже для уточнения; | ||||
Удерживает позу достаточное время, для уточнения; | ||||
Пытается повторить динамическое движение из 2-3 поз, типа «кисть-пальцы, кулачок – ладошка»; | ||||
Выполняет дифференцированные движения пальцами (загибает и разгбает пальцы), без учёта текста упражнения; | ||||
Выполнение с учётом текста, без самостоятельного речевого Сопровождения; | ||||
Выполнение с учётом текста, сопровождая осколками слов или Отдельными словами; | ||||
Выполнение с учётом текста, сопровождая отдельными фразами; | ||||
Выполнение с учётом текста, сопровождая полным текстом; | ||||
Итого всего баллов |
Уровень владения мимической мускулатурой:
№ | Критерии оценки | Н/года | К/года | баллы |
Возможность организации специального обследования | - | |||
Не воспринимает предъявляемые действия; | ||||
Зрительно воспринимает предъявляемые движения, Повторить их не пытается или проявляет негативизм; | ||||
Зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; | ||||
Пытается повторить статическое упражнение , но позу не удерживает достаточное время для уточнения; | ||||
Выполняет некоторые движения по подражанию успешно; | ||||
Выполняет движения самостоятельно, продуктивно использует Помощь, после обучения успешно усваивает то или иное упр. | ||||
Итого всего баллов |
Исследуются возможность выполнения движений по подражанию поднять:
брови вверх («удивиться»)_______, нахмурить брови («рассердиться»)_____,
прищурить глаза надуть щёки («толстячок»)______,
наличие/отсутств. сглажен, носогубн. складок
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС РЕЧИ
Зрительное восприятие_________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС И ПРАКСИС:знание частей тела _____;
лица________________ стороны собственного тела ________ ; зеркальное отображение _____
• Оптико-пространственный ГНОЗИС: различение понятий; верх/ низ, справа/слева;
впереди / сзади, целостный образ предмета ______________________________
• Оптико-пространственный ПРАКСИС: складывание разрезных картинок из 2х - Зх - 4х ч;
складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) Мышление__________________________________________________________________________
Память_______________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций, (с 3-х лет) __________________________________
______________________________________________________________________________________
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ
№ | Критерии оценки | Н/года | К/года | баллы |
возможность организации специального обследования | - | |||
Предпосылки возникновения понимания речи | ||||
Не реагирует на обращённую речь | ||||
На вопросы «где?» находит взгляд. предмет, находящийся постоянно в определ. месте (часы, кукла, мяч) | ||||
На вопросы «где?» находит несколько предм. На пост. местах | ||||
По слову взр. выполняет разученные действия (без показа) | ||||
На вопросы «где?» находит неск. разных предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения | ||||
Знает своё имя, отзывается на него поворотом головы; | ||||
Понимание речи (П) | ||||
По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы | ||||
По словесной инструкции выполняет разученные действия подсказываемые предметом (водит куклу, кормит собаку и пр.) | ||||
Первые обобщения в понимаемой речи (среди игрушек находит куклу, мяч и пр.) | ||||
(П) без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых, выполняет отдельные поручения (найди, принеси) | ||||
Понимает слово «нельзя» (прекращает действие); некоторые слова принимают обобщающий характер; | ||||
Понимает названия окружающих предметов Инстр: «где…?» | ||||
Понимание действий с игрушками | ||||
Ребёнок ориентируется в группе | ||||
Обобщает предметы в конфликтной ситуации; | ||||
Практическое понимание предлогов: «В» «На» | ||||
Понимание предлогов»Под», «У», «С»; | ||||
(П) несложного рассказа по сюжетной картинке, отв. на ? взр. | ||||
(П) ед. и мн. числа существительных; | ||||
(П) суффиксальных отношений (ум.-ласк. Форма сущ.) | ||||
(П) рассказа без показа о событиях, имеющихся в опыте ребёнка; | ||||
Итого всего баллов |
выводы____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА.
(обследование развития коммуникативной функции ребенка дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 1 уровня языкового развития)
1.Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________
2. Дата рождения на момент заполнения возраст года/мес.
3. Домашний адрес: _________________________________________________ д.т. _______________
4. Из какого ДОУ поступил/ посещал _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Дата поступления _______________ Решением ПМПК от ______________
Психоневрологический статус ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6. Жалобы (пожелания) родителей _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
7. Мать: ______________________________________________________________ возраст______
место работы, образование _______________________________________________________________
8. Отец:_________________________________________________________________возраст _____
место работы образование
________________________________________________________________________________________________
9. Есть ли ещё дети в семье? С кем проживает ребёнок? ________________
10. Домашние условия _________________ Возможность наследственности: ________________