Осложнения общего обезболивания, принципы сердечно-легочной реанимации
Осложнения наркоза
Среди наиболее опасных осложнений общего обезболивания встречаются следующие:
1. Нарушение проходимости дыхательных путей, связанное с западением языка, надгортанника, ларинго- и бронхоспазмом, механической закупоркой дыхательных путей, попаданием инородного тела (зубных протезов, подвижных зубов, слизи, крови, рвотных масс).
2. Остановка дыхания и сердца.
Порядок проведения мероприятий при клинической смерти:
1. Восстановить проходимость дыхательных путей.
2. Провести искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).
3. Восстановить кровообращение путем непрямого массажа сердца.
Методы восстановления проходимости дыхательных путей:
1. При западении языка и положении пациента лежа на спине сместить нижнюю челюсть вперед, надавливая на уши и челюсть тремя пальцами кисти. Одновременно откинуть голову назад, подложив под лопатки валик. Если это не удается сделать, то вводят в рот роторасширитель, размыкают челюсти и языкодержателем фиксируют язык, выдвигая его вперед.
2. При развитии рвоты голову поворачивают набок, подставляют лоток и при помощи тупфера (салфетки и зажима) или пальцев, обернутых марлей, очищают полость рта.
3. При бронхоспазме необходимо ввести воздуховод (проводит врач или фельдшер).
Искусственная вентиляция легкихпроводится в следующей последовательности:
1. Убедиться в отсутствии дыхания.
2. Уложить пациента на спину, руки вытянуть вдоль туловища.
3. Обеспечить проходимость дыхательной системы (запрокинуть голову, приоткрыть рот).
4. Положить на область рта пациента салфетку.
5. Пальцами левой руки зажать нос пациента, а правой придерживать челюсть за подбородок.
6. Сделать глубокий вдох и плотно прижать свой рот ко рту пациента.
7. Выдохните.
Необходимо сделать два «вдоха» с интервалом 5 секунд и продолжительностью 2-2,5 секунды каждый, после чего оценить состояние пациента. При необходимости продолжают ИВЛ с частотой вдуваний 1 на каждые 5 секунд, у детей – 1 на 3 секунды.
Закрытый массаж сердца (ЗМС)проводится в следующей последовательности:
1. Осмотреть пациента и убедиться в отсутствии пульса.
2. Уложить пациента на пол.
3. Провести прекардиальный удар в среднюю треть груди кулаком с высоты 30-40 см (попытка восстановить сердцебиение).
4. Встать сбоку от пострадавшего и расположить вытянутые руки ладонями крестом, правую положить поверх левой; пальцы держать не касаясь грудной клетки.
5. Наклонитесь вперед так, чтобы ваши плечи были над грудиной пострадавшего, и проведите резкое надавливание на нижнюю часть грудины (8 раз в минуту). После каждого надавливания руки надо расслабить, но не отрывать от груди. При сочетании ИВЛ и ЗМС после каждых 4-5 компрессий делают паузу для ИВЛ (1-2 вдоха).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение общему обезболиванию.
2. Показания и противопоказания к общему обезболиванию.
3. Виды наркоза. Препараты для ингаляционного наркоза, их краткая характеристика.
4. Способы проведения наркоза.
5. Противопоказания к ингаляционному наркозу.
6. Препараты для неингаляционного наркоза, их краткая характеристика.
7. Разновидности общего обезболивания, применяемые в хирургической стоматологии.
8. Пути введения лекарственных препаратов для общего обезболивания.
9. Какие способы воздействия не сопровождаются выключением сознания больного?
10. Какие трудности проведения наркоза у лиц с хирургической патологией?
Контрольные задачи
Задача 1. Соотнесите направленности воздействия, характерные для местного и общего обезболивания:
Направленность воздействия | Вид анестезии | |
общее обезболивание | местное обезболивание | |
1. Блокада периферических нервных волокон 2. Центральная нервная система 3. Угнетение рефлекторной активности 4. Блокада нервных стволов 5. Расслабление мышц |
Задача 2.Соотнесите глубину воздействия, характерную для перечисленных видов наркоза:
Глубина воздействия | Вид воздействия | ||
аудиоанальгезия | нейролепанальгезия | масочный наркоз | |
1. С выключением сознания 2. Без выключения сознания |
Задача 3.Воздействие на ЦНС проводят с помощью фармакологических препаратов и физических факторов:
Средства | Методика | ||
создание «белого шума» | атаралгезия | электронаркоз | |
1. Физические факторы 2. Фармакологические препараты |
Задача 4. Определите показания и противопоказания для общего обезболивания:
Показания | Противопоказания | |
1. Непереносимость местных анестетиков 2. Острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей 3. Инфаркт миокарда 4. Психические заболевания 5. Обширные операции |
Задача 5. Препараты для ингаляционного и неингаляционного наркоза:
Препараты | Виды наркоза | |
ингаляционный | неингаляционный | |
1. Фторотан 2. Гексенал 3. Кетамин 4. Эфир для Наркоза |
Задача 5. Перечислить причины возникновения диплопии, функционального пареза мимических мышц:
Причины | Нарушения | |
диплопия | парез мимических мышц | |
1. Попадание анестетика в орбиту 2. Выключение носо-небного узла 3. Выключение лицевого нерва |
Задача 6.Какие причины приводят к контрактуре челюстей, функциональному параличу мимических мышц?
Причины | Изменения в мышцах | |
контрактура | функциональный паралич | |
1. Выключение носо-небного узла 2. Повреждение медиальной крылонебной мышцы иглой при анестезии |
Задача 7.Распределите осложнения по степени опасности для организма:
Виды осложнений | Степень | ||
малая | выраженная | наиболее серьезная | |
1. Обморок 2. Анафилактический шок 3. Отек Квинке |
Задача 8. Соотнесите ранние и поздние осложнения:
Осложнения | Время проявления | |
ранние | поздние | |
1. Обморок 2. Интоксикация адреналином 3. Парез мимических мышц 4. Воспалительная контрактура жевательных мышц 5. Невриты |
Задача 9. Ранение нервов и сосудов может возникнуть:
Причины | Повреждение | |
сосудов | нервов | |
1. Продвижение иглы не за током жидкости 2. При обратном выведении изогнутой иглы |
Задача 10. Ранение нервов и сосудов может приводить:
Следствие | Повреждение | |
сосудов | нервов | |
1. Образование гематомы 2. Развитие невралгии |
Ситуационные задачи
Учебные
1. В поликлинику обратился больной с целью санации полости рта. При осмотре обнаружен множественный кариес, разрушенные корни зубов, не подлежащие консервативному лечению. При сборе анамнеза выяснено, что у пациента непереносимость местных анестетиков. Какой вид обезболивания следует выбрать?
2. При подготовке больного к плановой операции на теле верхней челюсти решается вопрос о выборе способа общего обезболивания. В анамнезе у больного хроническое заболевание бронхов. Какой вид общего обезболивания следует выбрать?
3. Пациенту планируется оперативное вмешательство на челюстно-лицевой области с применением общего обезболивания. Первоначально решался вопрос о применении эндотрахеального наркоза. При обследовании выявлены воспалительные изменения респираторного тракта. Возможно ли применение выбранного типа наркоза? Ответ пояснить.
4. Больному планируется проведение обширной операции на челюстно-лицевой области. Какой вид обезболивания целесообразно применить?
5. При опросе выявлено, что у пациента выраженное чувство страха перед стоматологическим вмешательством. Какой вид обезболивания можно применить?
6. В поликлинику обратился пациент с острой болью в области нижнего шестого зуба справа. Накануне больной плохо спал, чувствует сильную усталость. Во время анестезии самочувствие резко ухудшилось, появилась слабость, холодный пот, побледнение кожных покровов. Инъекция прекращена. Через некоторое время самочувствие стало улучшаться. Поставьте диагноз. Какова дальнейшая тактика работы с пациентом?
7. Больному необходимо удалить верхний третий моляр справа. Сделана анестезия, после которой больной почувствовал зуд, на кожных покровах появились резко очерченные красные пятна. Ваш диагноз, тактика лечения.
8. По поводу удаления корня верхнего второго премоляра справа сделана анестезия. Через некоторое время больной почувствовал затруднение дыхания, появилась охриплость голоса. Ваш диагноз, тактика лечения.
9. При проведении анестезии у бугра верхней челюсти у больного появились сильные стреляющие, колющие боли в месте инъекции с иррадиацией на нижнюю челюсть. Поставьте диагноз.
10. При проведении анестезии у инфраорбитального отверстия у больного появилась диплопия, слезотечение. Корень второго верхнего резца справа не удален. Каков ваш диагноз? Следует ли удалить корень?
Контрольные
1. В поликлинику обратился пациент с острой болью в области 26 зуба. Накануне больной плохо спал, чувствует сильную усталость. Во время укола иглой слизистой обобочки у больного появилась слабость, холодный пот, побледнение кожных покровов. Через некоторое время самочувствие стало улучшаться. Поставьте диагноз. Какова дальнейшая тактика работы с пациентом?
2. Больному необходимо удалить верхний третий моляр справа. Сделана анестезия, после которой больной почувствовал беспокойство, зуд на кожных покровах, покраснение. Ваш диагноз, тактика лечения. Какие мероприятия для предотвращения осложнений следует провести?
3. После сделанной инфраорбитальной анестезии, через некоторое время больной почувствовал затруднение при движении глазными яблоками. Ваш диагноз, тактика лечения.
4. При проведении анестезии у резцового отверстия у больного появились сильные стреляющие, колющие боли в месте инъекции с иррадиацией в область носа. Поставьте диагноз.
5. При проведении анестезии у инфраорбитального отверстия перед удалением корня второго верхнего резца у больного появилась диплопия, слезотечение. Корень второго верхнего резца справа не удален. Каков ваш диагноз? Следует ли удалить корень?
6. Пациент с выраженным чувством страха обратился за помощью в хирургический кабинет с целью удаления корня 38 зуба. В прошлом он перенес сильный стресс из-за болезненных манипуляций при удалении симметричного зуба. Какой вид обезболивания можно использовать в этом случае?
7. Принято решение о проведении общего обезболивания при оперативном вмешательстве на челюстно-лицевой области. Возможен ли способ общего обезболивания с сохранением сознания больного в ходе операции? Какой вид обезболивания можно применить?
8. В детскую стоматологическую поликлинику обратился мальчик в возрасте четырех лет. Со слов родителей негативного опыта посещения врача-стоматолога не имел, позволял выполнять необходимые манипуляции. Возможен ли отказ от применения фармакологических средств? Какой метод предпочтителен.
9. Планируется применить масочный наркоз. Из анамнеза выявлена аритмия и гипертериоз. Какие вещества применять нельзя? Ответ пояснить.
10. Пациент с заболеванием, ограничивающим подвижность нижней челюсти (анкилоз), планируется на оперативное лечение под общей анестезией. Какой путь введения препаратов для общего наркоза следует выбрать?
Тестовый контроль знаний
1. Абсолютным показанием для проведения наркоза является:
а) детский возраст;
б) множественный кариес, пульпит, периодонтит;
в) непереносимость местных анестетиков.
2. Противопоказанием к эндотрахеальному наркозу является:
а) нежелание больного;
б) воспаление верхних дыхательных путей;
в) психические заболевания.
3. Фторотан противопоказан при:
а) аритмии;
б) шизофрения;
в) заболевания желудка.
4. Для центральной анальгезии применяют:
а) аспирин;
б) фентанил;
в) седуксен.
5. При функциональном парезе мимических мышц после анестезии следует:
а) провести массаж затронутой зоны;
б) ввести витаминные препараты;
в) дождаться прекращения действия анестетика.
6. Вследствие ранения нервов инъекционной иглой может возникнуть:
а) гематома;
б) интоксикация;
в) невралгия нерва.
7. Наиболее опасная аллергическая реакция:
а) отек Квинке;
б) анафилактический шок;
в) крапивница.
8. При аллергических реакциях обязательны препараты:
а) витаминные;
б) анестезирующие;
в) антигистаминные.
9. Наиболее важным при искусственной вентиляции легких является:
а) наложение салфетки на рот;
б) восстановление проходимости дыхательных путей;
в) наличие помощника.
10. Соотношение частоты искусственных вдохов и закрытого массажа сердца:
а) 1-2 ИВЛ – 4-5 ЗМС;
б) 3-4 ИВЛ – 6-7 ЗМС;
в) 1-2 ИВЛ – 8 ЗМС.
Рецептура:
Rp.: Sol. Ammonii caustici 10% – 30 ml.
D.S. При обмороке поднести к носу вату, смоченную раствором аммиака.
Rp.: Sol. Adrenalini Hydrochloridi 0,1% – 1 ml.
D.t.d.N. 6 in ampull.
S. По 0,5 мл под кожу или в/в медленно!
Rp.: Cordiamini 1 ml.
D.t.d.N. 6 in ampull.
S. По 1 мл под кожу.
Rp.: Sol. Coffeini-natrii benzoatis 10% – 1 ml.
D.t.d.N. 6 in ampull.
S. По 1 мл под кожу.
Rp.: Prednisoloni hemisuccinatis liophylisati 0,25 pro.
injectionibus in ampull N. 10.
D.S. Для внутривенных или внутримышечных инъекций.
Домашнее задание:
а) показания и противопоказания для проведения общего обезболивания;
б) показания и схемы проведения премедикации; способы введения лекарственных веществ;
г) осложнения, связанные с местным и общим обезболиванием;
д) последовательность мероприятий при оказании неотложной помощи;
е) алгоритм действий при аллергических реакциях немедленного типа;
ж) рецепты лекарственных средств, применяемых при аллергических реакциях немедленного типа.
Литература
Основная
1. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст] : учеб. для студ. вузов / под ред. Н. Н. Аболмасова, А. И. Николаева . - М. : МЕДпресс-информ, 2015. - 784 с. (220 экз.)
2. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст] : в 4-х ч. : практ. рук. / С. Н. Гаража, Н. Н. Гаража, Я. Н. Гарус [и др.] ; под общ. ред. С. Н. Гаражи, Н. Н. Гаражи. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ.- 2013. – 360 с. (60 экз.).
3. Пропедевтическая стоматология [Текст] : учеб. / под ред Э. А.Базикяна. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 766 с.(195 экз.).
Дополнительная
1. Болезни зубов и полости рта[Текст] : учеб. для сузов / И. М.Макеева, С. Т. Сохов, М. Я. Алимова[и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 248 с. (1 экз.).
2. Передовые технологии в оперативной стоматологии. Современная клиническая практика [Текст] / под ред. Ж.-Ф. Руле, Н. Уилсона, М. Фуцци ; пер. с англ. А. Суркина, А. Островского. - М. : Квинтэссенция, 2012. - 256 с. (3 экз.)
3. Фантомный курс терапевтической стоматологии [Текст] : учеб. / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2013. - 432 с.(3экз.).
4. Физикальное исследование в стоматологической практике[Текст] / Г. Т. Терезхальми, М. А. Хубер, Э. К. Джонс ; пер. с англ. М. В. Мешкова ; под ред. Л. Ю. Ореховой. - М. : Изд-во Панфилова, 2013. - 249 с.(1экз.).
Клиническое практическое занятие 9
Тема. Обезболивание. Итоговое занятие.
Цель. Подведение итогов посещаемости студентами практических занятий и лекций в течение семестра. Оценка активности участия студентов в разборе теоретических вопросов. Выявление степени активности студентов в выполнении практической части занятий. Контроль качества усвоения студентами тем. Контроль приобретенных мануальных навыков. Формирование у будущих врачей клинического мышления с использованием полученных знаний.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение
Техническое оснащение: набор щипцов для удаления зубов, элеваторы, долота, шприцы, инструментарий.
Учебные пособия: муляжи, фантомы, натуральные и искусственные зубы, стоматологические инструменты, материалы, бланки амбулаторной карты стоматологического больного и др. таблицы по тематике (выборочно), методические рекомендации для студентов и преподавателей, подготовленные на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний.
Средства контроля: модели зубов или фантомы с выполненными студентами заданиями по мануальным навыкам, журнал посещаемости и успеваемости студентов с оценками за теоретические и практические разделы. Карта мануальных навыков студента с отметкой преподавателя о выполнении практических заданий. Задания для студентов по контролю уровня знаний.
План занятия
Контроль успеваемости и посещаемости студентов……………… 5 мин.
Инструктаж по выполнению заданий для контроля усвоения
пройденных тем………………………………………………...……. 5 мин.
Выполнение полученных студентами заданий в письменной форме… 30 мин.
Перерыв …………………………………………………...………. 5 мин.
Решение ситуационных задач……………………………………. 45 мин.
Перерыв …………………………………………………...………. 5 мин.
Контроль выполнения заданий по мануальным навыкам
в течение семестра ………………………………………...……… 30 мин.
Анализ и обоснование правильности устных и письменных
ответов студентов, подведение итогов 15 мин.
Показатели, используемые в ходе проведения занятия.Контроль успеваемости и посещаемости студентов. Контроль выполнения заданий по мануальным навыкам в течение семестра. Инструктаж по выполнению заданий для контроля усвоения пройденных тем. Выполнение полученных студентами заданий в письменной форме.
Задание №1
Сколько должно быть врачей-стоматологов хирургов для организации хирургического отделения:
а) пять;
б) шесть;
в) четыре.
Задание №2
В стоматологической поликлинике 2-3-й категории организуется:
а) хирургический кабинет;
б) хирургическое отделение.
Задание №3
Одна должность медсестры в хирургическом кабинете выделяется на:
а) 0,5 должности стоматолога-хирурга;
б) одну должность стоматолога-хирурга;
в) 0,3 должности стоматолога-хирурга.
Задание №4
В хирургическом кабинете на 1 должность стоматолога-хирурга выделяется должность санитарки:
а) 1,0;
б) 0,5;
в) 0,3.
Задание №5
Выберите антисептик для обработки полости рта перед операцией удаления зуба:
а) хлорамин;
б) перекись водорода;
в) перманганат калия.
Задание №6
Обработка хирургических стоматологических инструментов после их применения начинается с:
а) мойки щеткой в проточной воде;
б) дезинфекции;
в) стерилизации.
Задание №7
Срок использования 6% раствора перекиси водорода может быть не более:
а) 3 суток;
б) 5 суток;
в) 7 суток.
Задание №8
С помощью амидопириновой пробы проверяют:
а) стерильность инструментов;
б) наличие остатков крови.
Задание №9
Площадь операционной должна быть не менее:
а) 7 м2 на 1 кресло;
б) 15 м2 на 2 кресла;
в) 23 м2 на 1 кресло;
г) 23 м2 на 2 кресла.
Задание №10
В стоматологических поликлиниках при наличии хирургического кабинета должно быть не менее:
а) трех помещений;
б) двух помещений;
в) пяти помещений.
Задание №11
Стены хирургического кабинета должны быть:
а) оклеены обоями или окрашены;
б) облицованы плиткой или окрашены;
в) побелены или оклеены обоями.
Задание №12
В условиях поликлиники хирургический прием можно вести в:
а) маске, защитных очках, бахилах, колпаке, стерильном халате, перчатках;
б) маске, защитных очках, перчатках, в халате из синтетической ткани;
в) маске, резиновых перчатках, в халате из хлопчатобумажной ткани, колпаке.
Задание №13
Перед началом смены медсестра хирургического кабинета должна:
а) провести кварцевание кабинета, простерилизовать инструментарий и накрыть стерильный стол;
б) провести текущую уборку, подготовить рабочее место врача;
в) сделать записи в амбулаторных картах, определить порядок приема пациентов.
Задание №14
Температура воздуха в кабинете в холодное время года должна быть:
а) 15 °С;
б) 20 °С;
в) 25 °С;
г) 29 °С.
Задание №15
После хирургического вмешательства инструмент:
а) промывают проточной водой;
б) замачивают в растворе дезсредства;
в) промывают моющим раствором.
Задание №16
В условиях поликлиники используются следующие методы стерилизации:
а) автоклавирование химическим способом;
б) автоклавирование, кипячение, обжиг;
в) автоклавирование, кипячение, химическим способом, сухожаровой.
Задание №17
Время стерилизации в автоклаве при температуре 132 °С и давлении 2 кгс/см2:
а) 45 минут;
б) 20 минут;
в) 60 минут.
Задание №18
Время стерилизации в сухожаровом шкафу при 180 °С:
а) 20 минут;
б) 45 минут;
в) 60 минут.
Задание №19
Проба на качество предстерилизационной обработки:
а) азопирамовая;
б) амидопириновая;
в) фенолфталеиновая.
Задание №20
При наличии следов крови при азопирамовой пробе появляется окрашивание:
а) бурое;
б) сине-фиолетовое;
в) ярко-розовое.
Задание №21
Обследование пациента начинается с:
а) осмотра полости рта;
б) сбора анамнеза жизни;
в) выявления жалоб пациента;
г) внешнего осмотра.
Задание №22
При наличии боли, гиперемии слизистой около причинного зуба врач должен предположить:
а) онкологическое заболевание;
б) травму или воспаление;
в) специфическое инфекционное заболевание.
Задание №23
Осложнить хирургическое лечение могут:
а) вредные привычки и сопутствующие стоматологические заболевания;
б) условия труда и быта.
Задание №24
Выяснив, что пациент переболел гепатитом (болезнью Боткина), необходимо:
а) сделать специальную отметку в амбулаторной карте;
б) поставить пациента на диспансерное наблюдение;
в) сообщить в инфекционное отделение.
Задание №25
При осмотре лица оценивают:
а) прикус;
б) конфигурацию, состояние кожных покровов;
в) состояние миндалин.
Задание №26
Пальпацию тканей щеки и дна полости рта проводят:
а) одной рукой по симметричным зонам;
б) двумя руками по симметричным зонам;
в) двумя руками по несимметричным зонам.
Задание №27
Обследование стоматологического больного необходимо проводить в следующей последовательности:
а) изучение результатов дополнительных методов исследования, выяснения жалоб;
б) осмотр, изучение результатов дополнительных методов исследования, выяснения жалоб;
в) выяснения жалоб, осмотр, изучение результатов дополнительных методов исследования.
Задание №28
Для пальпации поднижнечелюстных лимфатических узлов врач запрокинул голову больного кзади, расположившись справа от больного. Правильно подобрана тактика пальпации лимфатических узлов?
а) да;
б) нет.
Задание №29
К хирургу-стоматологу обратился больной для санации полости рта. Из анамнеза установлено, что у больного аллергическая реакция на пенициллин и новокаин. Как следует поступить врачу:
а) госпитализировать в стоматологический стационар;
б) направить на консультацию к аллергологу;
в) проконсультироваться у терапевта.
Задание №30
Для исследования кровообращения тканей ЧЛО используют:
а) контрастную рентгенографию;
б) реографию;
в) эстезнометрию.
Задание №31
У больного выявлено инфильтративно-язвенное образование на красной кайме нижней губы. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?
а) рентгенография;
б) цитологическое исследование;
в) реография.
Задание №32
К хирургу-стомалогу обратился больной с жалобами на болезненное жевание и онемение кожи нижней губы и подбородка слева, появившиеся после удара кулаком в лицо. Какой метод исследования необходим для уточнения диагноза?
а) реография;
б) рентгенография;
в) общий анализ крови.
Задание №33
Больному показана обширная хирургическая операция. Выберите целесообразный вид обезболивания:
а) инфильтрационная анестезия;
б) проводниковое обезболивание и инфильтрационная анестезия;
в) общее обезболивание.
Задание №34
Больному необходить удалить 17 зуб. Имеется заключение аллерголога о наличии аллергии к новокаину и тримекаину. Какой способ обезболивания показан в данном случае?
а) проводниковая анестезия 2% раствором лидокаина;
б) общее обезболивание;
в) интралигаментарная анестезия.
Задание №35
С целью санации полости рта необходимо удалить корень 48 зуба. Год назад больной перенес инфаркт миокарда. В настоящее время самочувствие больного хорошее. ЭКГ в норме. Какой должна быть тактика стоматолога-хирурга на амбулаторном приеме?
а) удалить зуб под местной анестезией 2% раствором новокаина с адреналином;
б) госпитализировать больного для удаления зуба;
в) удалить зуб в поликлинике под местным потенцированным обезболиванием.
Задание №36
Какая группа зубов верхней челюсти иннервируется верхними задними альвеолярными ветвями?
а) резцы;
б) моляры;
в) премоляры.
Задание №37
Какая группа зубов верхней челюсти иннервируется средними верхними альвеолярными ветвями?
а) резцы;
б) моляры;
в) премоляры.
Задание №38
Какая группа зубов верхней челюсти иннервируется передними верхними альвеолярными ветвями?
а) резцы;
б) моляры;
в) премоляры.
Ситуационные задачи
Задача №1
Стены хирургического кабинета, стерилизационной, предоперационной и операционной № 2 были покрашены масляной краской на высоту 1,8 м. Достаточна ли такая отделка для указанных помещений?
Задача №2
В стоматологической поликлинике для организации хирургического отделения планируется подготовить следующие помещения: две операционных и стерилизационная комната, комната временного пребывания больного после амбулаторной операции. Достаточно ли помещений для полноценной работы? Ответ пояснить.
Задача №3
При организации хирургического кабинета планируется приобретение инструментов, в том числе, для дополнительных методов обследования полости рта. Какие это инструменты?
Задача №4
Для оказания частной стоматологической помощи не подразумевалось выделение специальных помещений для хирургической деятельности. В кабинете проводилось несложное и сложное удаление зубов. Правильно ли это? Какой объем хирургической помощи допустим в этом случае?
Задача №5
В стоматологической поликлинике имеется хирургическое отделение со штатом в 16 врачебных должностей. Какая дополнительная ставка должна быть выделена?
Задача №6
При проведении стерилизации сухожаровым способом не были использованы термоиндикаторы. Качество стерилизации оценивалось по времени работы сухожарового шкафа. Допустима ли работа с инструментарием, прошедшим обработку? Ответ обосновать.
Задача №7
После обработки в сухожаровом шкафу инструментарий был помещен на стерильный столик. В течение смены было использовано около трети всех лотков с инструментом. Оставшийся инструмент планировался к использованию второй сменой врачей. Правильно ли это? Ответ обосновать.
Задача №8
После приема больного лоток с инструментом промыли в раковине для мытья инструментов под проточной водой и поместили в раствор для дезинфекции. Правильна ли последовательность обработки инструментария?
Задача №9
В поликлинику обратился больной, 28 лет, с просьбой удалить верхний правый клык по причине неудачного эндодонтического лечения этого зуба (полом инструмента в области верхушки корня). Какое вмешательство может быть оптимальным для такого пациента?
Задача №10
У больного лабильная нервная система, плохой сон перед предстоящим хирургическим лечением. Какие мероприятия следует выполнить перед началом работы?
Задача №11
Больной перед проведением инъекционного обезболивания просит дополнительно использовать успокаивающие средства. Какие препараты можно применить?
Задача №12
При обследовании, перед оперативным лечением кисты у больного выявлена в анамнезе аллергическая реакция на анестетики группы амидов. Какие препараты следует предпочесть после проверки данному пациенту?
Задача №13
По поводу удаления корня 35 зуба планируется проведение обезболивания. Из анамнеза у больного аллергические реакции на новокаин. Какие пробы следует провести?
Задача №14
При проведении ментальной анестезии введено 5 мл обезболивающего раствора. Правильно ли это? Ответ пояснить.
Задача №15
Во время проведения стволовой анестезии введено 2,5 мл анестетика. Достаточно ли это количество? Куда может распространяться раствор препарата?
Задача №16
При обезболивании 32 и 33 зубов провели ментальную анестезию с соответствующей стороны. Будет ли достаточно эффективным такое обезболивание?
Задача №17
При проведении мандибулярной анестезии ввели анестетик без проведения аспирационной пробы. Какое осложнение возможно? Какие меры профилактики?
Задача №18
Для обезболивания 48 зуба провели инфильтрационное обезболивание в проекции корней этого зуба. Почему эффективность анестезии оказалась низкой?
Задача №19
В поликлинику обратился пациент с острой болью в области нижнего шестого зуба справа. Накануне больной плохо спал, чувствует сильную усталость. Во время анестезии самочувствие резко ухудшилось, появилась слабость, холодный пот, побледнение кожных покровов. Инъекция прекращена. Через некоторое время самочувствие стало улучшаться. Поставьте диагноз. Какова дальнейшая тактика работы с пациентом?
Задача №20
Больному необходимо удалить верхний третий моляр справа. Сделана анестезия, после которой больной почувствовал зуд, на кожных покровах появились резко очерченные красные пятна. Ваш диагноз, тактика лечения.
Задача №21
По поводу удаления корня верхнего второго премоляра справа сделана анестезия. Через некоторое время больной почувствовал затруднение дыхания, появилась охриплость голоса. Ваш диагноз, тактика лечения.
Демонстрация студентами приобретенных мануальных навыков
Задание №1
Проведите внешний осмотр челюстно-лицевой области хирургического стоматологического больного.
Задание №2
Проведите осмотр полости рта хирургического стоматологического больного.
Задание №3
Продемонстрируйте методику проведения горизонтальной и вертикальной перкуссии.
Задание №4
Продемонстрируйте методику проведения электроодонтодиагностики.
Задание №5
Продемонстрируйте последовательность обработки использованного стоматологического инструментария.
Задание №6
Продемонстрируйте методику обработки рук хирурга.
Задание №7
Продемонстрируйте методику проведения фенолфталеиновой пробы.
Задание №8
Продемонстрируйте на фантоме методику обработки операционного поля перед обезболиванием.
Задание №9
Выберите препараты для проведения аппликационной анестезии. Продемонстрируйте на фантоме методику обезболивания слизистой оболочки полости рта.
Задание №10
Продемонстрируйте методику подготовки для проведения анестезии при помощи карпульного шприца.
Задание №11
Выберите препараты и инструменты для проведения инфильтрационной анестезии.
Задание №12
Выберите препараты и инструменты для проведения интралигаментарной анестезии.
Задание №13
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения туберальной анестезии внутриротовым способом.
Задание №14
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения туберальной анестезии внеротовым способом.
Задание №15
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения стволовой анестезии.
Задание №16
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения анестезии у большого небного отверстия.
Задание №17
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику выключения носо-небного нерва внутриротовым способом.
Задание №18
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику выключения носо-небного нерва внеротовым способом.
Задание №19
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения инфраорбитальной анестезии внеротовым способом.
Задание №20
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения инфраорбитальной анестезии внутриротовым способом.
Задание №21
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «нижняя челюсть» и прокомментируйте методику проведения торусальной анестезии.
Задание №22
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «нижняя челюсть» и прокомментируйте методику проведения мандибулярной анестезии.
Задание №23
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения ментальной анестезии внеротовым способом.
Задание №24
Продемонстрируйте на анатомическом препарате «череп» и прокомментируйте методику проведения ментальной анестезии внутриротовым способом.
Задание №25
Выберите лекарственные препараты и прокомментируйте последовательность действий при аллергических реакциях немедленного типа.