Принципы профилактики интеллектуальных нарушений
Профилактика умственной отсталости предполагает медицинское, а также генетическое консультирование пар во время планирования рождения ребенка. В наше время распространенность умственной отсталости становится все более значительной.
Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика. Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.
медицинский генетический консультирование интеллектуальный нарушение
13.Клинико-психологическая характеристика дебильности. Легкая форма олигофрении, при которой в первую очередь не развивается абстрактно-логическое мышление, затруднено в развитии конкретно-образное мышление, недоразвитие эстетических, этических, интеллектуальных эмоций и высоких социальных форм поведения. Затрудняется переход от чувственного познания к рациональному, от конкретных обобщений к абстрактным и формированию глубоких суждений и умозаключений: не развиваются или слабо представлены такие интеллектуальные операции, как обобщение, анализ и синтез, классификация, абстрагирование, сравнение. При неглубоких нарушениях развития предпосылок к интеллекту (память, речь, внимание и др.) не развиваются полностью такие свойства и качества интеллекта: широта, глубина, самостоятельность, оригинальность, гибкость, логичность, критичность. При удовлетворительном внимании и достаточной механической памяти пациенты способны к обучению во вспомогательной школе, где приобретают достаточный запас знаний и навыков чтения, письма, счета, а также рабочую специальность. Психический “инвентарь” снижен и не соответствует возрастной норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенно в чтении и письме. Эмоциональная и социальная незрелость проявляется в ограничении социальных ролей, в затруднениях, связанных с брачной жизнью, воспитанием детей, адаптации к культурным традициям и формам поведения.
Дебильность — лёгкая степень умственной отсталости (IQ равен 50—70), характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и проф. навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями Олигофрении при дебильности черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию дебилы во многих случаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни. В связи с широким диапазоном интеллектуальной недостаточности при дебильности нередко в практических целях выделяют её выраженную, среднюю и лёгкую степени.
Дебильность (F70) - наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями эмоционально-волевой сферы, все это значительно ограничивает круг их возможной трудовой деятельности.
Легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, их социальное приспособление возможно в известных пределах (IQ = 50-70). Диапазон изменений интеллекта между дебильностью и нормальной психикой весьма широк. В отличие от имбецилов дебилы нередко обнаруживают довольно высокий уровень развития речи; поведение их представляется более адекватным и самостоятельным, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствует хорошая механическая память, подражательность. Все же наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциации. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. В отличие от имбецилов дебилы способны к обучению, но обнаруживают отсутствие инициативы и самостоятельности в учении, медлительность и инертность.
Эмоционально-волевая сфера и вся личность дебила более развиты, чем у имбецила. Разнообразие характерологических особенностей представлено гораздо больше, поэтому простое разделение дебилов на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточно и условно. У всех дебилов можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, дебилы практически неплохо приспосабливаются к жизни. Дебильности свойствен более высокий темп психического развития, чем при других формах олигофрении. Отставание в уровне развития более отчетливо выступает на ранних этапах, когда заметно запаздывание появления ходьбы, речи и других психических функций. С годами же, особенно при умеренно выраженной дебильности, степень отставания становится менее выраженной и выступает не так явственно.
14.Имбецильность(F71) - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении, как и дети-идиоты, они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц.
Умеренно выраженная степень олигофрении характеризуется полной невозможностью абстрактно-логического мышления, глубокие затруднения конкретно- образного. Невозможно проведение логических операций: обобщение, сравнение, возможны только бедные суждения, несамостоятельные, штампованные, бездоказательные, предельно конкретные, по типу простого подражания и повторения. Грубо страдают предпосылки интеллекта: устойчивость внимания, речь аграмматична с выраженным дефектом произношения, память только механическая с небольшим словарным запасом. В результате обучения возможно ограниченное приобретение навыков, преимущественно элементарного самообслуживания и наиболее простых видов труда на основе способности к развитию элементарных автоматических навыков, требующих надзора. Эмоции бедны, ригидны, малодифференцированы. Не развивается достаточная дифференциация ощущений и восприятий. В зрелом возрасте они обычно способны к простой практической работе (уборка, перенос тяжестей и т. п.) при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора.
Имбецильность — средняя степень умственной отсталости (IQ равен 20—49), отличается выраженной конкретностью мышления, его ситуационным характером, неспособностью к образованию отвлечённых понятий, недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью. Имбецилы не могут обучаться по программе вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки. Темп психического развития при имбецильности резко замедлен. В Международной классификации болезней имбецильность подразделяется на умственную отсталость средней степени и резкую умственную отсталость, отличающуюся слабым развитием речи и возможностью приобретения только навыков самообслуживания.
15.Клинико-психологическая характеристика идиотииПо глубине дефекта умственная отсталость (олигофрения) традиционно подразделяется на три степени: идиотия (F73), имбецильность (F71) и дебильность (F70). Однако между ними нет четких границ, и существуют промежуточные состояния. Идиотия.Самая тяжелая степень слабоумия (глубокая умственная отсталость). Характеризуется почти полным отсутствием речи и мышления, необходимостью постороннего ухода и надзора IQ<20. Идиотия отличается прежде всего тем, что у больных либо не возникает реакции на обычные раздражители, либо она проявляется в неадекватной форме. Восприятия идиотов, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, часто нет понимания обращенной к ним речи. Дети, страдающие идиотией, или совершенно не овладевают статическими и локомоторными функциями, или приобретают их очень поздно. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, иногда они в состоянии питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность идиотам недоступна. Они не владеют даже простыми навыками самообслуживания. Неопрятны, нуждаются в постороннем уходе и надзоре. Предоставленные самим себе, остаются неподвижными или находятся в состоянии непрерывного бессмысленного возбуждения, для которого характерны повторные однообразные движения, автоматическое раскачивание, стереотипное размахивание руками, хлопанье в ладоши и т. п. Идиоты нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции их элементарны и связаны только с ощущением удовольствия или неудовольствия, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения и крика. Очень легко возникает аффект злобы, проявляющийся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, которые могут быть обращены и на самих идиотов (кусают себя, царапают, наносят удары). Часто больные пожирают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно онанируют. Глубокому недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития. Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить эти дети начинают поздно, их движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в своих естественных отправлениях, неспособны к самообслуживанию. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения - маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону. При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Дети-идиоты не обучаются и находятся с согласия родителей в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста переходят в специальные интернаты для хронически больных.Наряду с особо тяжелыми, встречаются и относительно более легкие формы идиотии. Идиотия (глубокая умственная отсталость по терминологии Международной классификации болезней)— самая глубокая степень психического недоразвития (IQ менее 20), при которой мышление и речь почти не развиты, восприятия слабо дифференцированы, реакция на окружающее резко снижена и часто неадекватна, эмоции ограничены чувствами удовольствия и недовольства, любая осмысленная деятельность, в том числе навыки самообслуживания, недоступны, больные часто неопрятны. Статические и локомоторные функции грубо недоразвиты, в связи с чем многие больные не умеют самостоятельно стоять и ходить. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, а в других — склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачиванием туловища, взмахами рук, хлопаньем в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить кого-либо из окружающих, царапать и наносить себе удары). Часто наблюдается повышение и извращение влечений — больные упорно онанируют, поедают нечистоты. В большинстве случаев имеют место выраженные неврологический нарушения и соматические аномалии. Жизнь таких больных проходит на инстинктивном уровне. Они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
10 олигофрения . причина олигофрении. значения перинатальной патологии Олигофрения – врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения – не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной заболевания. Степень умственной недостаточности оценивается количественно при помощи интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения не не часто сопровождаются пороками физического развития. Причины олигофрении
наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода – конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).
12. течение олигофрении и прогноз
Динамика олигофрений определяется наличием эволюционных изменений (эволютивная динамика) и декомпенсаций, причиной которых служат дополнительные неблагоприятные внешние факторы.
Эволютивная динамика при олигофрении оценивается как положительная. По мере взросления пациенты постепенно накапливают несколько больший запас навыков, умений, каких-то элементарных знаний, что с возрастом может несколько улучшить адаптацию (например, при нерезко выраженной дебильности) с некоторым сглаживанием психической дефицитарности в отдельных случаях.
Отрицательная динамика выражается в декомпенсации, наиболее тяжелой формой ее бывают психозы, возникающие, правда, довольно редко. Симптоматика при этом крайне разнообразна, она может напоминать проявления шизофрении с бредовыми, кататоническими симптомами, или характеризуется аффективными расстройствами. Клиническая картина психозов характеризуется рудиментарностью, фрагментарностью продуктивной симптоматики. Вероятность возникновения психозов возрастает в период пубертатного криза вследствие гормональной перестройки. Появлению психоза часто предшествуют мучительные головные боли, нарушения сна, резкая утомляемость, истощаемость, раздражительность. Психотические эпизоды в отличие от шизофрении непродолжительны (одна-две недели). С течением времени их продолжительность, как правило, уменьшается.
При всех вариантах олигофрении постоянно определяются различные физические и неврологические стигмы заболевания.
Частыми симптомами являются различные пороки развития черепа — микроцефалия (уменьшенная в размерах голова), макроцефалия, в особенности гидроцефалия (мозговая часть черепа резко преобладает над лицевой). Наблюдаются также скафоцефалия (ладьевидный череп), долихоцефалия (удлинение черепа в переднезаднем отделе), брахицефалия (укорочение размеров черепа), ягодичный череп, тригоноцефалия (треугольный череп).
Таковы же и отклонения от правильного строения лица. Например, часто наблюдается прогнатизм (заметное выстояние вперед нижней челюсти), сморщенные ушные раковины оттопыренные ушные раковины. «Дегенеративное» ухо часто называют также «морелевским ухом» (Б. Морель, 1857).
Аномалии глаз выражаются в виде резкой асимметрии глазниц, слишком далеком или слишком близком положении глазниц, иногда наблюдается эпикантус (кожная складка с внутренней стороны глазницы), неправильности формы зрачка, дефекты радужной оболочки, неодинаковая окраска обоих глаз.
Такие аномалии развития, как расщепление мягкого и твердого нёба (волчья пасть), заячья губа, являются довольно частыми соматическими дефектами, так же как и аномалии зубов (микродонтия, макродонтия).
Неврологические стигмы олигофрении различны — нарушения ликвородинамики, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражение слуха и зрения), судорожные явления, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, арефлексия.
При исследовании мозга олигофренов обнаруживают несоразмерности в развитии различных его отделов, иногда отсутствие извилин (агирия) или их укорочение, отсутствие мозолистого тела, изменения со стороны глии, извращение архитектоники коры.
Прогноз при имеющейся олигофрении зависит от глубины умственной отсталости больного и формы заболевания. Большинству олигофренов в стадии дебильности возможна социальная адаптация, а вот для олигофренов в стадии идиотии или имбецильности - прогноз неблагоприятный.