Процедурной медицинской сестры»

Цель – развитие навыков самостоятельной работы в качестве дублера палатной и

процедурной медицинской сестры.

Задачи:

· систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания по уходу за больными, полученные на занятиях;

· получить профессиональные навыки и закрепить их в производственных условиях;

· привить студенту трудовую дисциплину и профессиональную ответственность;

· подготовить к самостоятельной трудовой деятельности.

Требования к уровню освоения программы

Задачей основной образовательной программы (ООП) – исходя из особенностей деятельности специалистов специальности 060101 – Лечебное дело предусматривает изучение основ сестринского дела.

В соответствии с учебным планом профессиональную практику студенты 2 курса проходят в качестве помощника процедурной, палатной медицинской сестры.

За время практики студент должен закрепить технику выполнения различных медицинских манипуляций, полученных в течение учебного года. На данном же этапе студенту необходимо понять их сущность, цель и значение, клинически обоснованные показания и противопоказания к их проведению.

1.3. Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП

Производственная практика «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» входит в блок клинических дисциплин, согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она взаимосвязана с другими дисциплинами, такими как «Терапия», «Хирургия» и др.

  1. Объем дисциплины, виды УР, форма контроля (табл. 1)

Таблица 1

Распределение времени прохождения практики

Отделение Количество дней Количество часов
Терапевтическое: процедурный кабинет медсестринский пост 1 ночное дежурство    
Итого  
Хирургическое: перевязочная (операцион- ная) медсестринский пост 1 ночное дежурство        
Итого  
Зачетное занятие  
Форма итогового контроля знаний   Зачет с оценкой
Всего 32 (2 ночных дежурства)

Содержание практики

Содержание практики по терапии

(12 рабочих дней — 72 ч)

Во время практики студент должен:

v самостоятельно проводить уход за больными, измерятьартериальное давление, исследовать пульс и дыхание, проводить раздачу лекарств, производить смену белья, кормить больных;

v выполнять подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции;

v самостоятельно выполнять врачебные назначения по подготовке больных к рентгеновскому и эндоскопическому исследованию, выполнять желудочное и дуоденальное зондирование, проводить простейшие физиотерапевтические про-

цедуры, ставить все виды клизм (очистительные, питательные, лекарственные, сифонные), производить катетеризацию мочевого пузыря резиновым катетером;

v участвовать во врачебных манипуляциях; при оказании неотложной помощи при стенокардии, инфаркте миокарда, бронхиальной астме, проведении реанимационных мероприятий (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Во время дежурств в клинике студент принимает активное участие в работе дежурного врача.

Терапевтическое отделение

Типы лечебных учреждений. Структура лечебно-профилактических учреждений, лечебно-охранительный режим. Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения, его цели и средства, асептика и антисептика; дезинфекция, ее виды и методы. Перечень основных приказов МЗ и СР. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим туалета, ванной, клизменной, палаты, буфетной и других помещений. Обработка предметов медицинского назначения и предметов ухода за пациентами. Функциональные обязанности медсестры отделения. Выявление биологических и психологических проблем пациента, связанных с манипуляциями и умением решать эти проблемы.

Медицинский сестринский пост, его устройство. Освоение правил приема и сдачи дежурств. Ведение журналов передачи дежурств. Составление сводки о движении пациентов в отделении, передача сведений о состоянии пациентов в справочное бюро больницы. Ведение журналов учета наркотических веществ, сильнодействующих. и дорогостоящих лекарств. Правила хранения лекарств. Выписка требований и порядок получения лекарственных средств из аптеки. Проведение выборки назначений

по историям болезни. Заполнение листов назначения. Набор и раздача лекарств пациентам. Режим активности пациента. Критерии оценки тяжести состояния больного. Положение пациента в постели. Правила пользования функциональной кроватью. Приготовление постели, смена постельного и нательного белья пациентов. Уход за кожей пациентов, профилактика пролежней, туалет глаз, ушей, носа, полости рта, гигиенические ванны. Контроль за уборкой и проветриванием палат.

Питание больных. Основные принципы лечебного питания, характеристики лечебных столов. Особенности организации питания больных в стационаре. Составление меню-порционника. Организация раздачи пищи пациентам в палате, кормление тяжелобольных и пациентов, находящихся в бессознательном состоянии. Виды искусственного питания. Контроль за хранением продуктов и передачей продуктов родственниками.

Правила измерения температуры тела, регистрация показаний термометра, составление температурных кривых. Правила хранения термометров. Особенности ухода за лихорадящими больными.

Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций.

Особенности наблюдения и ухода за больными с патологией органов дыхания. Подсчет частоты дыхания. Правила сбора мокроты для исследования (общий анализ, на ВК, атипические клетки, биограмма). Взятие мазка из зева. Оксигенотерапия. Подготовка больных к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям. Клинические симптомы неотложных состояний при заболеваниях органов дыхания (одышка, кровохарканье, легочное кровотечение и т. д.). Оказание неотложной помощи.

Особенности наблюдения и ухода за больными с патологией органов кровообращения. Подсчет частоты пульса, измерение артериального давления Клинические симптомы не-

отложных состояний при заболеваниях органов кровообращения (боли в области сердца, одышка, сердцебиение, перебои в работе сердца и т. д.).

Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения Участие в проведении желудочного и дуоденального зондирования. Сбор кала для исследования (копрограмма, реакция Грегерсена, яйца гельминтов, бактериологические исследования) Сбор рвотных масс для исследования. Применение газоотводной трубки, постановка всех видов клизм Клинические симптомы неотложных состояний в гастроэнтерологии (боли в животе, рвота, метеоризм и т д). Оказание неотложной помощи. Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям пищевода, желудка, кишечника Подготовка бальных к УЗИ органов брюшной полости.

Наблюдение и уход за больными с патологией почек и мочевыводящих путей. Взятие мочи на исследование (общий анализ, анализ по Нечипоренко, Зимницкаму, на бактериологические исследования). Катетеризация мочевого пузыря мягким катетерам. Подготовка больных к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию и УЗИ. Оказание помощи при почечной колике.

Наблюдение и уход за больными с патологией эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, аллергозом, системы кроветворения.

Уход за тяжелобольными и агонируюшими пациентами. Участие в проведении реанимационных мероприятий. Критерии оценки наступления клинической и биологической смерти. Правила обращения с трупом.

Процедурный кабинет

Изучение инструкций и приказов, относящихся к работе в процедурном кабинете. Профилактические мероприятия по предупреждению вирусного гепатита, СПИДа. Проведение дезинфекции в процедурном кабинете. Учет и хранение медикаментов. Подготовка процедурного кабинета и рабочего места для проведения инъекций и других

манипуляций. Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций. Забор крови из вены на исследование. Заполнение системы для внутривенных капельных вливаний. Помощь медсестре в проведении внутривенных капельных вливаний. Наблюдение за пациентом. Понятие, цели проведения пункции: плевральной, абдо-

минальной, стернальной. Подготовка необходимых инструментов и материала к различным пункциям. Роль медсестры в процессе выполнения пункции.

Симптомы аллергических осложнений при введении лекарственных веществ. Оказание неотложной помощи при аллергических осложнениях.

Наши рекомендации