Предупреждение заикания у детей.
Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье и дошкольном учреждении.
Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.
ü необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой.
ü нельзя допускать у детей ускоренной речи.
Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.
ü заикание может возникнуть и по подражанию.
Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.
ü очень важно здоровое состояние нервной системы.
У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.
ü неблагоприятная обстановка в семье.
Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.
ü нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию.
Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.
Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.
Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.
ü не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение (кино, театр, цирк, телевизор). Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще.
ü Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха (боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении).
ü особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, – переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений и тем более без угроз и наказаний. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть «как все».
Контрольные вопросы
1. Какова распространенность заикания?
2. Как подразделяется заикание по этиологическому признаку? Какой из этих видов заикания является наиболее тяжелым дефектом?
3. Почему прогноз органического заикания всегда хуже, чем функционального?
4. Почему для устранения заикания необходимо комплексное воздействие?
5. Почему заикание необходимо устранять в дошкольном возрасте?
6. Можно ли предупредить заикание? Обоснуйте вывод.
7. Почему заикание, как правило, значительно ослабевает или совсем исчезает в момент произнесения заученного текста?
8. Что такое логофобия? Как это явление сказывается на эффективности устранения заикания?
9. Каким образом можно использовать режимные процессы в дошкольном учреждении для устранения заикания у детей?
10. Когда, с какой целью и кем организуется и проводится «режим молчания» с заикающимися детьми?
Лекция 6
Алалия
Причины и формы алалии.
Моторная алалия.
Сенсорная алалия.
Ответы
Причины алалии.
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.
Алалия(от греч. а – частица, означающая отрицание, и лат. lalia – речь) – отсутствие речи или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся:
- воспалительные,
- травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм);
- кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов;
- обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года (Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, М. Б. Эйдинова и др.).
- у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни (Э. Фрешельс, Ю. А. Флоренская, Н. И. Красногорский и др.).
В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии:
- моторную,
- сенсорную.
Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора.
Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора.
Моторная алалия.
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. Такой нездоровый неврологический фон в сочетании с грубым отставанием в речевом развитии приводит к снижению речевой активности, возникновению речевого негативизма (нежелание говорить), постепенному отставанию в психическом и интеллектуальном развитии. Известный исследователь детской речи А. Б. Богданов-Березовский указывал на то, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушениями определенных участков мозга, вследствие чего возникает расстройство всей речевой функции, но также обязательно находят отражение в общей сфере интеллекта.
Для моторной алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, лексической и фонематической.
Типичными проявлениями алалии являются:
ü аграмматизм,
ü расстройство поиска слов,
ü трудности выбора фонем и установления порядка их следования,
ü нарушение слоговой структуры слов.
Необходимыми критериями при определении экспрессивной алалии явлются:
- задержка темпа нормального усвоения языка;
- патологическое развитие речи;
- наличие в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;
- сохранность слуха;
- удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи.