Классификация ЗПР по К.С. Лебединской
Варианты ЗПР | Причины ЗПР |
ЗПР конституционального генеза | гармонический, психический и психофизический инфантилизм (см. Приложение 5) |
ЗПР соматогенного происхождения | Длительные хронические заболевания |
ЗПР психогенного происхождения | Неблагоприятные условия воспитания |
ЗПР церебрально-органического генеза | Раннее органическое поражение ЦНС |
Особенности детей с ЗПР церебрально-органического генеза:
данные ЭЭГ, данные теста Векслера и нейропсихологического обследования.
1 группа ЗПР с преобладанием явлений органического инфантилизма | 2 группа ЗПР с преобладанием нарушений познавательной деятельности | |
На ЭЭГ черты незрелости биоэлектрической активности мозга, незрелость подкорковых структур. | На ЭЭГ признаки незрелости сочетаются с очаговыми патологическими изменениями электрической активности в теменно-височных и базально-лобных отделах. | |
Интеллектуальный критерий (тест Векслера) Суммарные данные распределялись в пределах возрастной нормы, при этом были низкие результаты по некоторым вербальным субтестам. | Интеллектуальный критерий (тест Векслера) Основные показатели находились в промежуточной зоне между у.о. и нормой. Низкие показатели по вербальным и по невербальным субтестам. Общий интеллектуальный показатель резко снижен. | |
Нейропсихологический критерий. Марковская, Лебединский, Никольская провели нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР обеих групп по трем параметрам: 1) Недостаточность динамичности организации психических функций нарушение тонуса, устойчивости, подвижности; это соответствует блокам мозга 2) Парциальная недостаточность отдельных корковых функций (гнозиса, праксиса, речи). 3) Недостаточность регуляторных процессов, которые обеспечивают программирование, контроль психических процессов. | ||
1 блок мозга | ||
Низкий психический тонус, повышенная истощаемость, недостаточная автоматизация движений и действий. | Более грубые динамичные нарушения: повышенная лабильность и истощаемость перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений. | |
2 блок мозга | ||
Мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций. При исследовании тонкой моторики и динамичного праксиса – трудность автоматизации движения. В графических пробах, например, при письме может возникнуть тремор и макро- и микрография. Причина – истощение. Фиксация внимания на технической стороне действия приводит к увеличению описок при письме, слитному написанию слов, недописыванию элементов букв, нарушению знакомых грамматических правил. Недостаточность речевой моторики, трудности выделения фонем, нарушения зрительно-моторной координации - все это вместе препятствовало автоматизации и упрочнению навыков чтения и письма. Трудности механического запоминания. | Первичная дефицитарность некоторых корковых функций. Трудности восприятия усложненных вариантов предметов, изображений и букв (проба на зрительный гнозис). Проба на праксис: персеверации при переключения с одного действия на другое. Недостатки пространственного праксиса: плохая ориентировка вправо-влево, зеркальность написания букв и трудности различения сходных графем (похожие буквы не различает). Расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухо-речевой памяти, трудности построения разговорной фразы, сниженная речевая активность. | |
3 блок мозга | ||
Регуляторные функции были нарушены в звене контроля. | Нарушения регуляции в звене контроля и в звене программирования. | |
Виды помощи (Марковская) | ||
Организация внимания и контроля, актуализация мотива деятельности. Необходимо организовывать речевой контроль (например, вводить речевой отчет), организовывать отсроченный ответ, давать знания в игровой форме, включать эмоциональную стимуляцию. | Коррекция интеллектуальных трудностей: расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа задания, отработка речевой формулы программы, затем ее совмещение с предметным действием. | |