Биологические причины нарушений развития

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»

Биологические причины нарушений развития

1. Генетические нарушения Хромосомные аберрации, генные мута­ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.
2. Внутриутробные нарушения тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксика­ции, в том числе гормонального и лекарственного происхож­дения
3.Ранние постнатальные нарушения патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального пери­ода.

Социально обусловленные виды откло­нений развития

госпитализм глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера , а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.
патохарактерологическое формирование личности аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длитель­ными неблагоприятными условиями воспитания

Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву

1. Сомато-вегетативный (0 — 3 лет).   Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.
2.Психомоторный (4-10 лет).   В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.
3. Аффективный (7 - 12 лет). Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
4.Эмоционально-идеаторный (12 - 16 лет) Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами. Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства( дисморфофобия, в том числе нервная анорексия ), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.


Базовые понятия онто- и дизонтогенеза

название содержание
критический, или сензитивный период развития Избирательная чувствитель­ность к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
Гетерохрония (разновременность) развития В норме формирование отдельных психофизиологиче­ских функций происходит с различной скоростью. В результате межфунк­циональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
асинхрония В патологии возникают различные диспропорции в развитии. Выделяют следующие типы асинхроний развития: а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывание) более ранних форм. б) явления патологической акселерации отдельных функций - когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выра­женным опережением.

Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

Аномалия Модель Чем вызвана
1. Недоразвитие     Умственная отсталость Отставание в развитии
2. Задержанное развитие Различные формы задержки
3. Поврежденное развитие     Резидуальная органическая деменция   Поломка в развитии
4. Дефицитарное развитие Нарушение развития анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных);  
5. Искаженное развитие Ранний детский аутизм Асинхрония развития
6. Дисгармоническое развитие Психопатии и патологическое развитие личности

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»

Биологические причины нарушений развития

1. Генетические нарушения Хромосомные аберрации, генные мута­ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.
2. Внутриутробные нарушения тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксика­ции, в том числе гормонального и лекарственного происхож­дения
3.Ранние постнатальные нарушения патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального пери­ода.


Социально обусловленные виды откло­нений развития

госпитализм глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера , а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.
патохарактерологическое формирование личности аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длитель­ными неблагоприятными условиями воспитания

Наши рекомендации