Биологические причины нарушений развития
Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»
Биологические причины нарушений развития
1. Генетические нарушения | Хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др. |
2. Внутриутробные нарушения | тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения |
3.Ранние постнатальные нарушения | патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального периода. |
Социально обусловленные виды отклонений развития
госпитализм | глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера , а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит. |
патохарактерологическое формирование личности | аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания |
Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву
1. Сомато-вегетативный (0 — 3 лет). | Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим. |
2.Психомоторный (4-10 лет). | В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности. |
3. Аффективный (7 - 12 лет). | Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии. |
4.Эмоционально-идеаторный (12 - 16 лет) | Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами. Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства( дисморфофобия, в том числе нервная анорексия ), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации. |
Базовые понятия онто- и дизонтогенеза
название | содержание |
критический, или сензитивный период развития | Избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению. |
Гетерохрония (разновременность) развития | В норме формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства. |
асинхрония | В патологии возникают различные диспропорции в развитии. Выделяют следующие типы асинхроний развития: а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывание) более ранних форм. б) явления патологической акселерации отдельных функций - когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением. |
Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
Аномалия | Модель | Чем вызвана |
1. Недоразвитие | Умственная отсталость | Отставание в развитии |
2. Задержанное развитие | Различные формы задержки | |
3. Поврежденное развитие | Резидуальная органическая деменция | Поломка в развитии |
4. Дефицитарное развитие | Нарушение развития анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных); | |
5. Искаженное развитие | Ранний детский аутизм | Асинхрония развития |
6. Дисгармоническое развитие | Психопатии и патологическое развитие личности |
Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»
Биологические причины нарушений развития
1. Генетические нарушения | Хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др. |
2. Внутриутробные нарушения | тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения |
3.Ранние постнатальные нарушения | патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального периода. |
Социально обусловленные виды отклонений развития
госпитализм | глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера , а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит. |
патохарактерологическое формирование личности | аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания |